«Днепр и степь — крылья для взлета»
За круглым столом «Дня» эксперты дискутировали о том, как сохранить уникальное прошлое и сформировать будущее лицо Херсона![](/sites/default/files/main/articles/22032013/1karta.jpg)
Потенциал Юга Украины сегодня оценивают по-разному. Часто даже у экспертов мнения — кардинально противоположные. Не стал исключением солнечный город Херсон, который сегодня должны переоткрыть для себя украинцы, а прежде всего, наверное, — сами херсонцы. Некоторые видят Херсон и Херсонщину перспективным привлекательным курортом, который социальными ценами готов к здоровой конкуренции, например, с Крымом. Другие — восхищаются плодородными черноземами, бескрайними степями или тем, что этот город является «колыбелью»... Черноморского флота. Некоторые херсонцы ощущают себя культурными потомками Екатерины ІІ и Григория Потемкина, а другие (и их количество заметно возрастает) — Мыколы Кулиша и Тараса Шевченко. Вообще же Херсон — яркий пример разрозненности украинского Юга, которую, очевидно, следует воспринимать не как проблему, а как особенность. И с помощью этого по-новому позиционировать себя в стране и мире.
Эксперты называют Херсон условной моделью всей Украины. Об этом свидетельствуют хотя бы результаты последних парламентских выборов. Для какой-то части херсонцев характерен определенный нигилизм и критика власти. Вместе с тем, местные быстро объединяют усилия для защиты своего города от «чужих». «Живые» херсонские силы понимают, что в части своих неурядиц виноваты и они сами.
Несмотря на то, что некоторые украинофобы пропагандируют стереотип Херсона как «исконно русского города», здесь не так часто встретишь литературный русский язык. Это, скорее, местный суржик. Более того — если на улице вы обратитесь к кому-то на украинском, более трети местных в разговоре с вами перейдут на родной язык.
Поддерживая и развивая гражданское общество, газета «День» ищет своеобразные позитивные смыслы, присущие каждому украинскому региону и нуждающиеся сегодня в перезагрузке и качественно новом позиционировании. По примеру Крыма и Донецка мы в этот раз организовали круглый стол в Херсоне. Во время более чем двухчасовой дискуссии на тему «Как сохранить уникальное прошлое и сформировать будущее лицо Херсона» наши эксперты говорили о необходимости качественного ребрендинга города, культурно-исторической основе для этого, путях «пробуждения» гражданского общества и методах нового позиционирования своего края. Как шутили участники круглого стола, инициированная «Днем» дискуссия, кроме возможности высказаться и поднять важные темы, стала для них хорошим поводом для встречи. Некоторые эксперты не виделись несколько лет. Кстати, мероприятие проходило в стенах факультета филологии и журналистики Херсонского государственного университета — в среде, где и воспитываются указанные «живые» силы.
Предлагаем читателям «Дня» самые интересные мнения участников круглого стола.
•СУТЬ БРЕНДИНГА — ПРОПАГАНДИРОВАНИЕ ОБЩИХ ЦЕННОСТЕЙ
Виталий КРЫЖАНОВСКИЙ, председатель Херсонского областного отделения Союза дизайнеров Украины:
— Несколько лет назад представители Херсонских областных отделений Союза дизайнеров Украины и Союза рекламистов инициировали два проекта относительно программы айдентики Херсонщины и Херсона. По области результаты более заметны, разработан цикл графических элементов, который обоснован определенными смыслами. Реакция на него неоднозначная. И это нормально. Не надо скрывать, что маркетинг территории — это манипулирование сознанием людей. А если мы руководим сознанием, то можем влиять на поступки. Конечно, манипуляция во время брендинга городов преследует другую цель, нежели коммерческий маркетинг. Но и то и другое обязательно должно строиться на содержании. Важно, что наша работа помогла многим понять это. И некоторые представители власти и общественные эксперты увидели, что суть брендинга заключается далеко не в дизайне, а в осознании ресурсов Херсона, в понимании самими херсонцами потребности пропагандирования общих ценностей. В этой связи весьма странным выглядит объявление управлением культуры Херсонского городского совета конкурса на бренд города. Я благодарен «Дню» за возможность высказаться по этому поводу в предыдущих публикациях (см. «День» № 33 от 22 февраля этого года). Недавно прочитал мнение профессионала в области брендинга Василия Дубейковского, который написал: «Неудачи народных конкурсов не коррелируют с качеством власти или качеством жизни, сам конкурс — это методологическая ошибка... Власть Херсона изъявила желание в очередной раз наступить на грабли... очень важно отговорить ее от этого». Я не скажу, что в городской власти работают плохие люди, просто они оперируют инструментами, которые давно пора ставить в музей. Они не сломались, а просто из другого измерения и времени.
Владимир КОРОБОВ, профессор, заведующий кафедрой философии и социологии Херсонского национального технического университета:
— Тема брендинга весьма актуальна сегодня для Херсона, ведь без этого современный город не может развиваться. Я вспомнил несколько ярлыков, которые когда-то навешивали нам: «малая Одесса», «родина арбузов», «колыбель Черноморского флота России», «потомки скифов» и т. п. Не сработало. Я долго анализировал, чем наш город известен миру сегодня, я думаю, нам не надо выдумывать что-то новое, а наращивать усилия на той ниве, которая уже приносила успех, — позиционировать себя с морем. С моей точки зрения, в этом и заключается миссия «нового» Херсона: давать миру профессиональных моряков. Кстати, благодаря Херсонской государственной морской академии имидж морского города как кузницы кадров морского дела постепенно переходит от Николаева и Одессы — в Херсон. Эта профессия известная, популярная, денежная и даже романтическая. Если развивать эту линию, она может иметь не только всеукраинское, но и мировое значение, ведь моряку действительно открыт весь мир, соответственно, через них по-новому будет открываться и Херсон. Город пока еще не понимает все перспективы этой темы. Необходимо желание общественности ломать негативные представления о моряках. Поэты, художники, кинохудожники, режиссеры театра своими произведениями могли бы дать этому направлению новое дыхание. Да и история же нам в этом помогает. Первый корабль военного Черноморского флота был спущен на воду именно в Херсоне. Между прочим, одним из символов Херсона когда-то был замечательный парусник «Товарищ». История потери этого судна весьма неприятна. Об этом, кстати, идет речь в спектакле Николая Гоманюка. Во время бесед со многими моряками, которые ходили на «Товарище», режиссер узнал немало интересных легенд и историй. Однако этот пласт почему-то не востребован у нас. И из-за этого возникает апатия у многих херсонцев. Они чувствуют, что их опыт никому не нужен. Хорошо, что таким круглым столом «День» «пробуждает» нас и показывает, что Херсон важен Украине.
Еще одна проблема херсонцев на пути к переоткрытию себя другим, с моей точки зрения, — это отрицательные черты провинциализма. Нам надо делать ставку на культурные и образовательные связи херсонской молодежи с нашими соседями. Власть в этом плане неповоротлива. Поэтому движение должно идти «снизу», от общественности. Например, благодаря моей инициативе Херсонский национальный технический университет подписал партнерские соглашения с Люблинским католическим университетом и Приднестровским государственным университетом. Теперь идет сотрудничество.
•15% АКТИВНЫХ ГРАЖДАН — ХОРОШАЯ СТАТИСТИКА
Дементий БЕЛЫЙ, председатель Херсонской областной организации Комитета избирателей Украины:
— Недавно эксперты областной организации КИУ провели социологическое исследование настроений наших граждан. Мы интересовались разным: довольны ли они стандартами жизни в городе, культурными мероприятиями, благоустройством, сохранением исторической памяти. А также — хотят ли поддерживать общественные инициативы. Например, в вопросе относительно возвращения улицам их исторических названий опрошенные разделились на три почти равные группы. Одни не хотят ничего менять, потому что это ударит по их бюджету или же предпочитают не трогать советское прошлое. Немножко меньше людей положительно оценивают такие изменения. И почти столько же ничего об этом не слышали, их этот вопрос не интересует. Другой пример — мы спросили, готовы ли жители города выйти на мероприятие по благоустройству в собственном дворе, если его объявит городской депутат из их округа. Только 15 % уверенно сказали, что придут. Это и есть та часть херсонцев, которая стремится что-то делать, приобщаться к частным инициативам. Другие обычно закрыты в своем узком кругу бытовых проблем. Для них далеки вопросы брендинга, переосмысления истории города, потому что они в первую очередь думают, как заработать на хлеб и, к тому же, работают далеко не в комфортных условиях. Наш город мультикультурный, поэтому и путь создания его позитивного имиджа для самих себя и других должен быть многовекторным.
Станислав ТРОШИН, депутат Херсонского городского совета:
— Действительно, среди жителей Херсона только около 15 % тех, кто готов действовать. Впрочем, я думаю, этого достаточно для конструктивных изменений в городе. В других городах и странах таких активистов ненамного больше. Если в Киеве 15 % готовы к действиям, то это уже полмиллиона людей! Надо сказать, что на протяжении десятилетий нам навязывались совсем другие ценности. Недаром же существует выражение «инициатива наказуема». Когда я рассказываю своим дедушке и бабушке, как насыщенно прошел мой день, что я разработал, предложил, поддержал, то они повторяют мне это выражение. Если это говорят люди с хорошим образованием, которое получили в Киеве и Москве, то чего же можно требовать от обычного жителя Херсона.
Несмотря на это, мы имеем ряд показательных примеров, когда совместные усилия общественности помогли отстоять ряд важных объектов. Это кампания по защите единственного парка в Таврическом микрорайоне. То же самое с шахматной школой, здание которой постоянно кто-то хочет выкупить, стадионом «Спартак», сквером имени Береша. Знаю десятки примеров, когда херсонцы отстояли детские площадки или «зеленые зоны», где начиналось строительство очередного кафе. Люди на разных уровнях защищают не только свои личные территории, но и весь город. И это — херсонцы разных возрастов, политических вкусов, профессий. Я уверен, что даже среди небольшого количества активистов есть умные головы, способные вести за собой людей в правильном направлении.
Сергей ДЯЧЕНКО, краевед:
— Херсонцы действительно часто самоорганизовываются, когда у них заканчивается терпение. Но сейчас политика сильно влияет на людей, разъединяя их. Следовательно, трудно найти одну общую идею, которая бы объединяла всех. А, возможно, таких идей должно быть несколько, ведь Херсон — многонациональный и многокультурный город. И в этом наша особенность. По большому счету мы никогда не задумывались о национальностях людей, которые чем-то помогли городу. Украинский музыкант, русский архитектор, грузинский писатель или английский врач — здесь одинаково тепло вспоминают их вклад в развитие города. Когда я говорю о Потемкине или Екатерине II, то, несмотря на их политические поступки, как краевед оцениваю сделанное ими конкретно для города. Херсонцы понимают сложные политические решения императрицы, но они любят сооруженные ею архитектурные достопримечательности. Поэтому Херсону теперь трудно позиционировать себя в линии истории украинской нации. Это правильная линия, ведь Украина формирует свою национальную — понятную всем — идею. Но переосмысливать историю здесь необходимо эволюционным путем.
Пока еще херсонцы возмущаются, когда разрушают их исторические достопримечательности, но далеко не все готовы выйти на их защиту. В 70-е годы здесь со щемящей болью в сердце восприняли снесение дома известного английского врача Д. Говарда. О нем сегодня никто не вспоминает. Более того — не так давно в историческом центре Херсона соорудили огромный торгово-развлекательный центр. Большинство херсонцев активно выступали против, ведь разрушена уникальная театральная лестница и площадь. Но бизнес-интересы победили.
Эксперты как-то констатировали: за всю историю существования запретов на уничтожение исторических памятников, в сущности, не было зафиксировано ни одного серьезного наказания человека, который разрушил важный архитектурный объект. Думаю, что Херсон может переоткрыться по-новому с помощью своих архитектурных ансамблей. Но это надо пропагандировать и оберегать. Например, Екатерининский собор сегодня играет гораздо меньшую роль, нежели 50 лет назад, когда сохранялся архитектурный ансамбль всей площади.
Анатолий КИЧИНСКИЙ, поэт, художник, лауреат Национальной премии имени Тараса Шевченко:
— Для краеведа Дяченко не важно, кто именно построил город. Главное — что он имеет свои архитектурные приобретения. Попробуем подойти к этому вопросу по-философски. Пофантазируем: если бы в 1941 году, во время войны, Гитлер построил небольшой город на Херсонщине, соорудил там хорошие дома и силой загнал людей, как бы мы его оценивали сегодня. Война закончились, но люди не выехали оттуда — привязанные землей, недвижимостью или просто получился действительно комфортный для жизни город. Разве нам сегодня надо постоянно упоминать, что этот населенный пункт построил именно Гитлер? Разве до него здесь ничего не было? Скажете, нет. Тогда почему же в Херсоне так сильно чувствуется пропагандирование культа Потемкина и Екатерины как основателей города и мудрых политических деятелей? Когда приезжают гости из других регионов страны или из-за границы, мне стыдно объяснять им, почему в центральном сквере стоит памятник Григорию Потемкину, а нет памятника Мыколи Кулишу. Ведь в десяти метрах от сквера находится областной театр, который носит имя нашего земляка Кулиша, кстати, драматурга с мировым именем.
Творческая интеллигенция Херсона сегодня пытается культурно «перезагрузить» херсонцев, сломать те антиправила, которые здесь насаждались на протяжении последних ста лет. Разумеется, это необходимо делать при поддержке власти. Как результат, я вижу, что все больше жителей города считают себя культурными и духовными потомками не Екатерины ІІ, а Тараса Шевченко, который дал четкую оценку императрице. Грядущие поколения херсонцев не поймут, не простят нам, если мы не развенчаем культ императрицы и не уберем из центра города памятник Ленину.
Как-то, думая о том, какой слоган мог бы быть оптимальным для нашего степного края, омываемого Днепром, нашлись такие слова: «Днепр и степь — крылья для взлета». Две ключевых материализованных части нашей области, от которых можно было бы оттолкнуться, позиционируя город по-новому.
Сергей ДМИТРИЕВ, священник:
— Я болезненно воспринимаю то, что Херсон развивается как-то оторвано от области. Лично я вижу огромный духовный, культурный, интеллектуальный потенциал украинского, в частности херсонского, села. Это — наше «второе дыхание». Каждый год я везу детские фольклорные коллективы выступать в Польшу, Россию и другие страны. Они там всех просто очаровывают. А это, преимущественно, талантливая сельская молодежь. Бренд Херсонщины надо создавать, не отрывая от колорита нашего села. А говоря об истории города, необходимо учитывать окрестности, где люди жили за долго до создания Херсона. Для начала можно перенимать прекрасный опыт соседних стран, где выставки, фестивали, презентации проходят не в больших городах областного значения, а на периферии. А сегодня многие наши дети даже в областном центре не были на экскурсии. Мы когда возим детей из Скадовска или Голой Пристани в Херсон, они возвращаются заряженные перспективой личностного развития. Мы не можем говорить ни о культуре, ни об истории, ни об экономике Херсона оторвано от украинского контекста.
Херсонских чиновников трудно приобщить к культурным проектам, а тем более объяснить необходимость нового позиционирования города. Но это надо делать. Я многократно предлагал изготовить небольших стилизованных чумаков и расставить их по городу. Один — в Днепре рыбу ловит (на берегу), другой — продает соль (на рынке). Похожую инициативу видел во Вроцлаве. Я уверен, что херсонцы могут стимулировать власть работать на благо развития города. Но общественные и культурные деятели, журналисты должны мотивировать людей лучше познавать свой край, свое государство. Мы вместе должны объяснить херсонцам, почему в центре города должен стоять памятник Кулишу, а не Потемкину! Почему не нужно выезжать из города, а надо менять к лучшему свою жизнь здесь. Я уже полгода преподаю в университете. Признаюсь, вижу огромный потенциал в молодых людях. Если мы потеряем этот потенциал, он выедет из Херсона или вообще из страны — не будет за счет чего дальше развиваться.
Михаил ВУСТЯНСКИЙ, архитектор:
— Позиционировать Херсон можно с помощью архитектурных ансамблей. Чтобы сохранить историческое лицо города, уверен, ключевые архитектурные памятники надо консервировать, а не реставрировать. Когда сегодня власть берется что-то реставрировать, то это лишь разрушает достопримечательность. Сегодня только на старых улицах можно почувствовать настоящую эстетику Херсона. Здания даже с отваленной штукатуркой переполнены душой. Уникальность архитектурного Херсона в его планировании, в частности масштабность улиц, ширина и высота сооружений. Конечно, новостройки, особенно торгово-развлекательные центры, трудно вписываются в херсонский стиль. Но общество может и пытается вместе с властью выстраивать новое лицо города. Стеклобетон может нормально вписываться в старинную архитектуру, но к этому нужно подходить с головой. Активные жители не раз доказывали, что могут отстаивать ключевые объекты своего города и предлагать пути их развития.
Выпуск газеты №:
№52, (2013)Section
Общество