«До встречи в Славянске»
Жители горячих точек планируют вернуться в родные, но изувеченные войной города, а пока находят пристанище в пределах своей же области...
Несколько дней назад украинские военные освободили Славянск и Краматорск от террористов. 6 июля глава Донецкой ОГА Сергей Тарута провел совещание в Святогорске, где заверил, что уже организована доставка продуктов в Славянск и Краматорск, в ближайшую неделю в этих городах возобновят электроснабжение и связь и наладят работу Госказначейства.
Впрочем, того же 6 июля из Славянска вывезли 130 вынужденных переселенцев — об этом сообщил пастор церкви «Ассамблея Божья» Сергей Косяк. «В Славянске продолжаются перестрелки представителей ДНР из местных жителей — они остались в городе и воюют потихоньку. А кое-кому после боев негде жить: вот, знакомый только построил в Славянске дом — полностью разгромили. Поэтому, поток беглецов не прекращается», — рассказывает Сергей Косяк.
Тысячи людей покинули горячие точки. Несколько недель назад Владимир Панибратченко выехал из Славянска в Харьков, его 5-летний сын до сих пор строит из конструктора баррикады и дома для переселенцев. Владимир, руководитель информационно-аналитического отдела «Комитета по борьбе с коррупцией, терроризмом и организованной преступностью», связывается с теми, кто остался в Славянске. «В городе нет денег, люди массово ходят по мусорникам. Электричества нет, воды нет, газа нет. Еду пытаются готовить на костре. Жителям Славянска хочется только выжить и поесть, у людей шок», — констатирует Владимир Панибратченко.
ГОСПОДА ИЗ ДОБРОПОЛЬЯ
Две недели назад Ирина с тремя детьми выехала из Славянска в Доброполье — перед этим на соседнем огороде разорвался снаряд, он пролетел просто над головой ее сына. Недавно в Доброполье приехал и муж Ирины — семья воссоединилась, хотя в Славянске остались свекор и свекровь жены.
Доброполье, местечко на западе Донецкой области, ежедневно дает пристанище нескольким десяткам беженцев из мест боев. Много в чем это заслуга Лидии Черкашиной, которая инициировала сеть помощи вынужденным переселенцам из Славянска, Краматорска и других городов. Активистка объясняет: «У меня самой двое детей, посмотрела новости и решила, что единственное, чем могу помочь — пригласить к себе какую-то семью, чтобы и те дети побыли в покое».
Вскоре Лидия Черкашина узнала, что фонд «Развитие Украины» вывозит людей из Славянска и Краматорска, и предложила помощь в размещении вынужденных переселенцев. Оказалось, нужно найти хотя бы пять семей, которые смогли бы принять беженцев, — на такой призыв отозвались десять добровольцев. Лидия Черкашина рассказывает: «Люди приезжали еще и еще: детишки с мамами, бабушки. Когда переселенцев стало очень много, перестали справляться собственными силами, и обратились в исполком».
Теперь власть Доброполья также помогает переселенцам: те, кто приезжает из «горячих точек», регистрируются в горисполкоме и имеют право на одноразовую помощь от облсовета — это 1000 гривен. Потом контакты переселенцев передают активистам: если расселить людей собственными силами не выходит, выделяют жилье в шахтерских общежитиях. Все беженцы направляются в местную организацию Красного Креста — там дают продукты питания, одежду, вещи первой необходимости.
«Кто-то в покинутом доме селится — там нет ничего. Каждая семья говорит, что нужно, и люди приносят. У многих жителей города есть дачи — поэтому, просто с огорода носят зелень, картошку, угощают детей ягодами. Берут контакты переселенцев и разносят им гостинцы, хотя самим зарплаты задерживают. Кое-кто берет «шефство» над семьями — постоянно проверяет, что нужно переселенцам», — радуется Лидия Черкашина.
«НЕ ЗНАЮ, БУДЕТ ЛИ КУДА ВОЗВРАЩАТЬСЯ»
По подсчетам Владимира, еще одного активиста из Доброполья, ежедневно в город приезжает около 50 беженцев. Доброполье становится похожим на рукавичку, которая едва вмещает тех, кого война гонит из родительских домов. Поэтому местные активисты контактируют с Центром взаимопомощи «Врятуємо Україну», его координаторы помогают переселенцам обустроиться в других регионах страны.
Из зоны боевых действий большинство выезжает собственными силами, и уже на месте людям помогают волонтеры. Когда нужно транспортировать больных или пенсионеров, активисты обращаются в фонд «Розвиток України» — там предоставляют специальные машины. Например, недавно к Лидии Черкашиной позвонила женщина, у которой остались в Славянске бабушка и две пожилых соседки, — их нужно эвакуировать, и активистка из Доброполья помогает связаться с нужными людьми.
Не все могут или хотят покинуть зону войны. В частности, переселенка Ирина рассказала о своей молодой соседке с двумя детьми, которые остались в Славянске, — им муж Ирины оставил кур. «Уже было время, когда яйца спасли нас: сами ели, продавали, менялись — например, на муку. Натуральная война», — вспоминает Ирина.
Ирина перечисляет, куда поехали ее друзья из Славянска: Киев, Харьков, Симферополь, Севастополь и даже Магадан. Когда эти люди разговаривают по телефону, в конце обязательно говорят: «До встречи в Славянске». Ирина убеждает: «Кажется, люди никому не нужны, и это — самое ужасное. Не знаю, будет ли куда возвращаться. Но обязательно нужно верить в то, что встретимся с друзьями в родном городе — иначе никак».
Выпуск газеты №:
№122, (2014)Section
Общество