Добавить цвета и... жизни
Как супружеская пара из Киева борется с серостью детских больниц и поликлиник
В детской поликлинике №2 Дарницкого района столицы, находящейся на Харьковском шоссе, 121, приемный день. Под кабинетами — очереди. В коридорах шумно. Дети бегают, кричат. Кто-то хнычет или скучает. Родители пытаются угомонить малышню, уговаривают, успокаивают, раздражаются. Когда заходишь в это советское здание, контраст поражает. На улице светит солнце, у входа в медучреждение цветут желтые и сиреневые ирисы, пионы, пышный куст чайной розы. Делаешь шаг внутрь — и попадаешь в мрачное помещение, не вызывающее никаких позитивных эмоций.
Идем по коридору, который смело можно назвать безликим. Если закрыть глаза, трудно сказать, какого цвета его стены. Серые? Синие? Грязно-зеленые? Этот цвет и на миг не задерживается в памяти. Сидеть спокойно в очередях в таком интерьере — задача непростая не только для малышей, но и для взрослых.
Но вдруг в одном из поворотов коридора перед нами открывается волшебный мир — с удивительными птицами, сказочными деревьями, цветами и рыбами. Сидя на ведре из-под краски, 30-летняя художница Галина Гедзевич легко касается кистью стены — и появляются большой белый кот, цветы, птицы... Недалеко от художницы стоит лавка, на которой четверо малышей заворожено наблюдают за работой художницы.
ГАЛИНА И ВАЛЕРИЙ РАССКАЗЫВАЮТ, ЧТО В РОСПИСЯХ СОЗДАЮТ УКРАИНСКИЙ МИР. ОБРАЗЫ ДОЛЖНЫ РАЗВИВАТЬ ДЕТСКОЕ ВНИМАНИЕ И ВЫЗЫВАТЬ СИЛЬНЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ, ПОЭТОМУ СУПРУГИ ПРИНЦИПИАЛЬНО НЕ РИСУЮТ ГЕРОЕВ МУЛЬТФИЛЬМОВ
«Для меня важна реакция детей, потому что это все рассчитано на них. Детям нравится, они, как правило, в восторге от расписанных стен. Взрослым же вообще нравится, когда кто-то что-то делает для них, когда люди организуются и что-то меняют, — говорит Галина. — Искусство лечит, утверждают врачи. Даже если не лечит, то улучшает настроение, отвлекает внимание. Дети меньше плачут. И положительные эмоции всегда влияют на людей хорошо. Да и медперсонал тоже, я думаю, находится в лучшем настроении, когда его окружают такие позитивные стены вместо мрачных».
«ПОЧЕМУ БЫ НЕ РАЗРИСОВАТЬ?»
Роспись в этой поликлинике — одна из многих, которые уже успели воплотить в жизнь супруги Галина Гедзевич и Валерий Крышень. Они особо не подсчитывают количество расписанных объектов, но говорят, что уже точно наберется больше десяти. Как и не помнят точно, когда расписали первую больницу — в 2013-ом или 2014-ом году. Для них это не так важно, главное — продолжать расписывать мрачные стены детских медзаведений. У пары все четко распределено: Галина занимается исключительно росписями, а Валерий — всеми организационными вопросами, включая поиск финансирования, переговоры с больницами и т.д.. Это, говорят, позволяет им эффективно воплощать свой проект в жизнь.
ХУДОЖНИЦА ГОВОРИТ, ЧТО ИСТОЧНИКОМ ВДОХНОВЕНИЯ МОЖЕТ СТАТЬ ЧТО УГОДНО: ПРИРОДА, КАКИЕ-ТО ДЕТАЛИ, ЛЮДИ, УЗОРЫ НА ОДЕЖДЕ, КНИГИ И ТОМУ ПОДОБНОЕ. «В ГОЛОВЕ ВСЕ ВРЕМЯ ИДЕТ ПРОЦЕСС ПЕРЕЖИВАНИЯ ВПЕЧАТЛЕНИЙ И ЭМОЦИЙ, И ИЗ ЭТОГО ВПОСЛЕДСТВИИ ВОЗНИКАЮТ ОБРАЗЫ И ИДЕИ», — ОБЪЯСНЯЕТ ГАЛИНА ГЕДЗЕВИЧ
А толчком к активной социальной инициативе стала будничная ситуация. «У нас есть дочка, ей три года. И когда мы впервые попали в больницу, поняли, что находиться там очень и очень скучно, — вспоминает Галина. — Но если взрослые могут почитать книгу, занять себя телефоном, планшетом, о чем-то своем подумать, то детям в очередях очень скучно и неуютно, они ходят и ноют. И это понятная реакция. Я тогда просто увидела стену — а по профессии я художник-монументалист — и подумала: «Почему бы и нет? Почему бы не разрисовать ее?».
На то время у Валерия уже была зарегистрирована общественная организация «Мрії здійснюються», которая, однако, специализировалась совсем на других вещах. «Я организовал ее еще в 2013 году с перспективой на то, что буду заниматься развитием и поддержкой мотоспорта среди молодежи. Ведь мне мотоциклы очень близки — это моя профессия на сегодня. Я много путешествовал, проехал на мотоцикле вокруг света. И общественную организацию создал как раз после этого путешествия. Но после всех изменений в нашей стране — я принимал непосредственное участие в Майдане, потом долгое время мотался на восток в качестве волонтера — мототема отошла на второй план. А на первый план вышла социальная работа. И когда мы с Галиной сидели и обсуждали, а что конкретно наша семья может сделать для общества, то Галя предложила расписывать детские больницы. Так родилась эта идея, которую мы называем нашей декоммунизацией. Это наш небольшой вклад в развитие страны», — рассказывает Валерий Крышень.
БОЛЬШОЙ КРАСНЫЙ ЛЕВ И СТРАХИ МЕДПЕРСОНАЛА
Первым объектом для росписи было выбрано офтальмологическое отделение Национальной детской специализированной больницы «Охматдет». На его стене появился большой красный лев. Пара признается, что сначала эскиз испугал представителей больницы — слишком яркий, но когда роспись завершили, все остались в восторге. Особенно маленькие пациенты. «Это оказалась такая ударная стенка — яркая, позитивная», — говорит Галина.
Супруги рассказывают, что больницы для росписи выбирают случайно. «Мы много росписей, например, сделали в детской больнице на Оболони. Мы расписали там холл. И после этого прошлись по больнице и еще посмотрели стены — на всякий случай. А затем подали заявку на «Спільнокошті» (платформа, где каждый желающий может профинансировать понравившийся проект. — Авт.) и написали в ней, что хотим там сделать пять отделений. И сделали, — продолжает Галина. — А вот эту поликлинику мы выбрали для росписи, потому что сейчас мое положение (супруги ждут второго ребенка. — Авт.) не позволяет ездить далеко работать. А здесь рядом наш дом. Мне самой придется здесь сидеть в очередях вместе с дочкой».
«Проект сразу пошел очень легко, — рассказывает Валерий. — Нашлись люди, готовые оплатить нам краску, чтобы только мы расписали ту или иную больницу. Например, нас как-то нашла в интернете одна женщина, представилась и говорит, что лежала в инфекционном отделении в больнице на улице Петра Запорожца — и там кошмар просто. «Вы можете там что-то сделать? Я готова выделить средства на краску...» — написала. Мы приехали в это инфекционное отделение, познакомились с заведующим и с главным врачом и взялись за работу — расписали 50-метровый коридор и два бокса».
«Мы приходим, показываем свое портфолио, рассказываем о себе. У нас еще не было случаев, когда больница не соглашалась, зато были случаи, когда ее представители сомневались, — рассказывает Галина. — Есть такое понятие, как технология живописи. И начинать роспись иногда нужно очень специфически. Если мы хотим сделать стенку синей, сначала ее всю нужно закрасить охрой — это такой грязно-оранжевый цвет. Это вызывает у персонала обеспокоенность. Или если нужно сделать стену светлой, нужно сначала ее закрасить темным. Тоже боятся. Иногда паника у медперсонала довольно сильная. Но еще не было такого, чтобы кто-то остался недоволен нашей работой».
Эстетизация жизненного пространства, инициативность и ответственность — это то, что изменит наше сознание и мышление. Только от нас зависит наше будущее. Если мы хотим, чтобы наш подъезд был чистым, и мы его моем, красим, то нам ничего не стоит сделать то же с нашей страной при условии, что мы объединим усилия. А если мы мусорим у себя во дворе, то абсолютно бессмысленно требовать от политиков порядка в государстве. Все эти вещи взаимосвязаны
«Правда, было, что мы рисуем, а какая-то санитарка моет пол и говорит: «О, а что вы делаете? А зачем? Нормальные же стены были...» — смеется Валерий Крышень.
«НАШИ РАБОТЫ ОБЪЕДИНЯЕТ УКРАИНСКИЙ МИР»
Галина рассказывает, что когда видит стену, в воображении сразу возникают какие-то образы, эмоции, ощущения. Очень редко она прорисовывает эскизы заранее, как правило — уже на самой стене. Нет никаких ограничений по цветам или сюжетам, говорит художница. Впрочем, некоторые табу все же существуют. «Мы против мультиков, против сказочных персонажей, Колобков, Айболитов, которые были популярны на стенах детских больниц в Советском Союзе. У меня родители — художники, и мама всегда подбирала мне качественную литературу с интересными иллюстрациями. Книги, с которыми я росла, меня сильно впечатляли, и я до сих пор помню те эмоции. И мне хочется создавать что-то такое, чтобы потом ребенок, который это увидел, вырастал и помнил об этом. Я работаю на развитие фантазии и воображения у детей», — объясняет Галина.
«Все наши работы выполнены в разных стилях, но их объединяет украинский мир. Без флагов и вышиванок. Иной. Но украинский, узнаваемый», — добавляет Валерий.
В планах супругов — расширять географию. Уже сейчас они имеют список заказов чуть ли не на год вперед. Среди медучреждений — и больницы в других городах. «Наши краткосрочные планы — это декретный отпуск. Мы ждем еще одну доченьку. А уже на октябрь планируем возобновить наши работы. Это будет дом ребенка в Харькове. Потом нас приглашают на неделю в Ужгород...» — говорит Валерий.
Вообще, подчеркивает он, сегодня мы наблюдаем позитивную тенденцию — запрос людей на перемены. На перемены собственноручно. «Эстетизация жизненного пространства, инициативность и ответственность — это то, что изменит наше сознание и мышление. Только от нас зависит наше будущее. Если мы хотим, чтобы наш подъезд был чистым, и мы его моем, красим, то нам ничего не стоит сделать то же с нашей страной при условии, что мы объединим усилия. А если мы мусорим у себя во дворе, то абсолютно бессмысленно требовать от политиков порядка в государстве. Все эти вещи взаимосвязаны, — объясняет Валерий. — И мне приятно видеть, что сегодняшняя молодежь совсем другая. У молодых новое мировоззрение, есть понимание, что им жить в этой стране, они интересуются историей, жизнью города. Я очень редко вижу подростка, который мусорит, а среди людей постарше таких больше. Они привыкли, что кто-то все должен убрать за ними, решить, привести в порядок. Но все это отходит в историю. Позитивные изменения есть, и дальше их будет только больше».
Выпуск газеты №:
№91-92, (2016)Section
Общество