Добровольцы медицины
При Национальном медицинском университете им. А. Богомольца 20 лет назад создано уникальное учебное заведение![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20120112/43-7-1.jpg)
«Жизнь коротка, наука обширна, опыт обманчив», — этот взгляд Гиппократа на грани медицины как сложной и зачастую трагичной профессии настоятельно диктует, чтобы ее, особенно в наше время нашествия старых недугов и новых болезней, олицетворяли воистину сильные умы. В этом смысле врачевание — высокое интеллектуальное призвание, — по сути, формула судьбы доктора и его пациентов. Но ведь такие личности и склонности не возникают спонтанно, их нужно пестовать, поддерживая лучших и развивая все духовные и профессиональные способности. Увы, когда посредственность обретает диплом, шлифовать и перевоспитывать ее уже поздно. Если хотите, случайные врачи — боль общества. И, наоборот, хороший врач — его великий капитал. И вот в начале девяностых годов у группы ведущих ученых Национального медицинского университета имени А.Богомольца укрепился замысел создания принципиально нового предварительного допрофессионального учебного звена для таких взыскательных целей — Украинского медицинского лицея. В 1991 году он был реализован. Пройдя большой и фактически экспериментальный инновационный путь — от первых в СНГ медицинских классов в двух киевских школах до не имеющей аналогов новой учебной структуры при университете, когда завершение среднего образования органично сочетается с прологом студенческого ритма, лицей оказался не напрасным даром для Украины.
ВЫСОКИЕ ЦЕЛИ
Лицей все чаще рассматривают как один из аккредитивов будущего. В чем же уроки его двадцатилетнего развития? Обо всем этом мы беседуем с его директором, кандидатом физико-математических наук, доктором педагогических наук, профессором кафедры медицинской и биологической физики университета Ярославом ЦЕХМИСТЕРОМ.
— Как непосредственное звено Национального медицинского университета, — говорит Ярослав Владимирович, — лицей в принципиально новом качестве, с учетом предыдущего опыта, стартовал в 1996 году. Оригинальность проекта состояла в привлечении к плановой преподавательской работе с лицеистами ведущих педагогов семи университетских кафедр, но в единстве с их учебой в специальных классах базовой киевской школы №33. Вы спросите — что пришлось предпринять для воплощения такого новаторского курса? Ввести единственно приемлемый вектор — трудиться не покладая рук. Учебная нагрузка, в новой связи, виделась весьма интенсивной, и первопроходцы необычной образовательной системы, помимо школы, теперь занимались и на его кафедрах. И вот, в цифрах и фактах, срез сделанного. Во взрослую жизнь введено свыше 2100 воспитанников лицея, причем около 1400 из них — уже врачи различных специальностей — хирурги, педиатры, терапевты, акушеры-гинекологи, неврологи, эндоскописты, радиологи, олицетворяя в целом всю палитру современной медицины. Главное, думается, заключается в том, что это специалисты и высшей нравственной пробы, никто из бывших лицеистов не оставил медицину. Хотя, чего греха таить, и это прагматичная черта нашего времени: начинающие врачи не принадлежат к преуспевающей в материальном отношении элите, пусть элитой и являются. В этой верности, воспитанной, прежде всего, лицеем, отражены лучшие традиционные черты отечественной медицины в помощи обществу. Или такая грань. 175 воспитанников лицея благодаря блестящим характеристикам пополнили кафедры и клиники университета, стали его новым педагогическим ресурсом. Свыше 30 выпускников лицея — кандидаты медицинских наук, а девять молодых ученых успешно работают над докторскими диссертациями. Показателен и такой прорыв: 42 выпускника лицея, получив соответствующие сертификаты, в числе ведущих преподавателей ряда кафедр читают свои предметы на языке Ньютона и Шекспира на всех шести курсах англоязычного отделения, по сути, маленького Гарварда нашего университета.
В чем же природа успехов? Поиски зиждутся на атмосфере, стиле, высокодуховном коллегиальном климате Национального медицинского университета имени А.Богомольца с его славной 170-летней историей. И важно, что сегодня достижения лицея — живая часть этой истории и ее кардинального обновления. Оно сегодня, как никогда, отвечает серьезной Программе реформ, выдвинутой Президентом Украины Виктором Федоровичем Януковичем на 2010—2017 годы — «Зажиточное общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство». Неотъемлемая часть этих реформ — кадровый подъем во всех сферах государства и общества, включая и медицинские доминанты. Наша задача — соответствовать такому курсу, и настойчивая творческая работа в данном императиве дает свои определенные результаты. В 2008—2011 учебных годах лицей отмечен пятью золотыми медалями на Международных образовательных выставках в номинациях «Профориентировочная работа среди молодежи», «Инновационное развитие образования и современные педагогические технологии», «Международное сотрудничество в области образования и науки» и иных направлениях. И здесь нельзя не сказать, что перемены связаны, прежде всего, с усилиями ректора университета академика НАМН Украины Виталия Федоровича Москаленко, руководителя с колоссальным новаторским опытом. В нашем новом совместном курсе лицей совершенствуется как оптимальная платформа допрофессионального образования. Достаточно сказать, что по инициативе Виталия Федоровича прием в лицей удвоен, открыт набор после восьмого класса, введено, наряду с другими иностранными языками, изучение китайского. Сегодня конкурс в лицей — 2,5—3 человека на место.
ПЛЕЯДА ПЕДАГОГОВ В ЛИЦАХ
— За этим доказательным остовом плодотворной линии лицея как интеллектуального предмостья университета встает взыскательный труд плеяды энтузиастов-педагогов. Итак, Ярослав Владимирович, несколько слов о коллегах.
— Безусловно, это сердцевина всего. Базовую школу, сегодня медицинскую гимназию №33, возглавляет одаренный педагог-новатор Валентина Леонидовна Бабенко. Разумеется, об этом коллективе можно сложить свои повести, но выделю хотя бы некоторые отличительные штрихи. В этой школе на Владимирской как бы витает тихая страсть к глубокому изучению национальной культуры, языка, литературы. Направление курирует Надежда Марковна Гаевская, патриот украиноведения, профессор-лингвист Университета имени Т.Г. Шевченко, и оно стало приоритетным и в лицее. Эти каноны, обращенные к будущему врачу как носителю глубокой общей культуры, патриоту своей страны, гармонично объединенные и с медицинской терминологией, согласованы и интегрированы со специальными программами, составленными для лицея доцентом Людмилой Яковлевной Авраховой на руководимой ею университетской кафедре иностранных языков и профессором Юрием Вадимовичем Шаниным и доцентом Еленой Григорьевной Киселевой на кафедре латыни. И еще несколько имен и направлений в университетском блоке работы с лицеем в отражении времени. Это член-корреспондент НАПН Украины профессор Александр Васильевич Чалый, читавший лекции в Сорбонне, Соросовский профессор Валентина Александровна Калибабчук, видный исследователь, профессор Александр Викторович Романенко, с составленными этими высокообразованными учеными программами специально для курса лицея — по медицинской и биологической физике, общей и органической химии, биологии.
Особые деонтологические векторы в концепции лицея как важной доврачебной диспозиции отведены кафедре пропедевтики внутренних болезней, возглавляемой членом-корреспондентом НАМН Украины, блестящим знатоком клиники внутренних болезней профессором Василием Захаровичем Нетяженко. Составленная и реализуемая им инновационная программа активного приобщения лицеистов к основам практической медицины, начиная с основ ухода за больными, признана лучшей среди аналогичных проектов для подобных учебных заведений СНГ. Показательно, что воспитанники Василия Нетяженко в плане лицея курируют теперь (как дополнительная сострадательная сила) ряд лечебных учреждений в Киеве, в частности, городской Центр сердца, детский кардиоцентр в больнице «Охматдет», городской Центр политравмы, детскую больницу Шевченковского района, хоспис городской онкобольницы. В целом, в лицее трудится значительный отряд преподавателей, среди которых 57 педагогов университета (8 профессоров, 42 доцента и старших преподавателя, 7 кандидатов наук) и ряд учителей-методистов школы, с привлечением и ведущих сил Университета имени Т.Г. Шевченко. Создан цикл учебников и пособий в печатном и электронном виде специально для лицея. Это как бы новая философия на основе единого научно-методического комплекса. В стенах лицея подготовлены докторские и кандидатские диссертации. Особенно хотелось бы выделить глубокие научные изыскания Русланы Иваненко и Ларисы Переймибиды.
ДУХОВНЫЕ КОРНИ
— Ганнина пустынь, хутор Мотроновка вблизи Борзны, где в гостях у замечательного писателя и мыслителя Пантелеймона Кулиша неоднократно бывал украинский гений физики, предшественник Рентгена в открытии Х-лучей, Иван Пулюй. Мне известно, что для университетского лицея эти упоминания наполнены особым смыслом.
— Слова особой благодарности и признательности хотелось бы в этой связи выразить Герою Украины Ивану Степановичу Плющу, другу и покровителю лицея, открывшему нам своим добрым сердцем и талантом эти страницы национальной истории. Сын Черниговщины, он не остался равнодушным к стремлению лицея патриотически развиваться. При его поддержке мы стали часто бывать в Борзне, сложилась дружба с местной гимназией. А Мотроновка и Ганнина пустынь (по имени супруги Пантелеймона Кулиша поэтессы Ганны Барвинок) стали для лицеистов святыми местами. Благотворительный фонд имени П. Кулиша, учрежденный и возглавляемый Иваном Степановичем, выделяет ежегодные стипендии для отличников учебы — лицеистов и гимназистов Борзны. Кстати, немало борзнянцев — воспитанников этой гимназии — учились и учатся в лицее, а затем — и в университете, избрав медицину. Быть может, некоторые из них составят будущий медицинский облик современной Черниговщины, давшей в свое время миру великих врачей, например, Илью Буяльского, предшественника Николая Пирогова. При содействии Фонда имени П. Кулиша мы издаем историко-литературный ежегодник, посвященный изучению творчества известного писателя, — энциклопедиста, первого издателя жемчужин украинского слова в Петербурге. И это только одно из культуроведческих направлений лицея. Изыскания его воспитанников о жизни и творчестве Владимира Винниченко были, например, представлены в Союзе писателей Украины.
НАСТОЯЩЕЕ, СМОТРЯЩЕЕ В БУДУЩЕЕ
— Минувшим летом четыре группы лицеистов побывали в «Артеке», но не как отдыхающие, а как будущие врачи. В чем смысл этого шага?
— Понимаете, лицей, в сущности, переживает второе рождение, глубоко значимые повороты в своем предназначении и развитии, и это во многом прямо связано с творческим кредо реформатора медицинского образования, академика Виталия Федоровича Москаленко. Один из успешных министров здравоохранения Украины в период двухтысячных годов, воспитанник легендарного кардиолога, Героя Украины академика Любови Трофимовны Малой, врач-интернист с разносторонним опытом, он, возглавив в сложный период университет, придал ему спектр абсолютно новых горизонтов. Прежде всего, очерчены надежные перспективы преодоления возрастных вызовов будущих десятилетий: значительное усиление состава кафедр и клиник достойными молодыми учеными, расширение международного сотрудничества с ведущими европейскими университетами. Это и есть тактика кадровой и научной непрерывности в прогрессе университета, и лицею в новой системе отведено свое достойное место. Если говорить о внимании к научному возрастанию лицея, исследовательские работы его воспитанников, объективно оцениваемые не только его Попечительским советом во главе с И. Плющом, но и Малой академией наук (президент НАН Украины Борис Евгеньевич Патон на ее 55-летии сказал, что без Малой академии не будет и Большой), входят как первоначальный научный актив и в их будущие студенческие досье. Один из доказательных примеров — успехи Евгения Ярмолюка, ныне аспиранта университетской кафедры нейрохирургии, студента-отличника шестого курса; председателя студенческого научного общества имени А.А. Киселя — Игоря Свинцицкого или, скажем, Александра Кобылинского, ныне студента четвертого курса, который и в лицейские свои лета неизменно занимал призовые места на различных международных олимпиадах и конкурсах, а сегодня столь же неутомим в науке на новой стезе. А сегодняшние основополагающие вехи — новые возможности приближения учащихся к современной медицине в лучших клинических учреждениях Киева, и не только. Вы упомянули об «Артеке». По инициативе ректора университета заключен договор о сотрудничестве с этим Международным молодежным объединением, где лицеисты десятого-одиннадцатого классов в формате Летней школы медицинской практики будут осваивать элементы экомедицины, наглядно пропагандируя основы здорового образа жизни.
БАЛЛЫ И ЖИЗНЬ
— Вильнюс, Будапешт, Краков, Софиевка в Умани, Пироговская усадьба Вишня под Винницей — вот лишь отдельные пункты лицейских путешествий. Все это ностальгически вспоминается, когда проходят лицейские традиционные встречи. Но в наш реалистический век непосредственная цель каждого лицеиста — стать студентом. Не усложнились ли такие решающие моменты и мотивации сегодня, когда все в таком продвижении предопределяют баллы независимого оценивания знаний, а явные лицейские успехи, оригинальные разработки и публикации, их нравственное, культурологическое и деонтологическое своеобразие фактически не очень-то учитываются?
— Уровень призвания, устойчивую любовь к медицине ведь не обозначишь баллами как таковыми. Но если говорить о наших выпускниках, в подавляющем большинстве случаев подвижнические годы учебы целиком оправдывают себя, не в последнюю очередь, и в высоких результатах независимого государственного тестирования. Этому служат и дух, и буква лицея. Позвольте вернуться к реальным фактам. При поступлении 2011 года двое лицеистов набрали 200 баллов по биологии, 30 лицеистов — по 195—199 баллов по основным предметам (украинский язык, биология и физика), более трети — 190 баллов.
— Избирающие лицей, а среди них традиционно немало детей, представляющих медицинские династии, обрекают себя на постоянный нелегкий труд, на книжные, компьютерные, больничные бдения, в будни и праздники...
— Но это ведь совершенно сознательный выбор на основе и предварительной глубокой общеобразовательной подготовки. Показательно, что выпускники лицея не изменяют медицине, как я уже отмечал, ни одного такого случая не было! Но вообще-то поступление в лицей отстоит от случайностей, от абсолютной доминанты тестов. Поэтому университет поддерживает Всеукраинские предметные олимпиады среди школьников, и не в последнюю очередь — по украинскому языку и биологии, учрежденные по инициативе академика В. Москаленко. Их победители — наш немалый резерв.
СВЯЗЬ ПОКОЛЕНИЙ
— Коснемся, Ярослав Владимирович, темы преемственности в лицее. Академик Николай Стражеско подхватил знамя великого терапевта Василия Образцова, а хирург Николай Волкович стал одним из преемников основоположника этого направления в Киеве — Владимира Караваева. Есть ли тут некая аналогия с начинающимися биографиями лицеистов?
— Безусловно, есть, хотя бы потому, что среди педагогов, преподающих в лицее, восемь заслуженных деятелей науки и техники и пять лауреатов Государственных премий Украины, двенадцать учителей — методистов. Но и былое говорит с лицеистами. Символичны тут фигуры основоположника хирургии сердца в Украине — Николая Амосова и выдающегося нейрохирурга Андрея Ромоданова, имя которого носит научное общество лицея. Лицеисты имели честь и уникальную возможность встречаться и общаться с такими подвижниками науки и медицины, как Герои Украины — академики Борис Патон, Платон Костюк, Геннадий Кнышов, Виктор Барьяхтар, Александр Шалимов, Александр Возианов, академики Евгений Гончарук, Сергей Комиссаренко, Василий Кремень, Андрей Сердюк, Юрий Зозуля, Юрий Кундиев, Исаак Трахтенберг, члены-корреспонденты НАМН Украины Василий Братусь, Александр Яворовский, Екатерина Амосова, Александр Волосовец, Юрий Чайковский, Василий Бардов. Такая эстафета научного патронирования лицея продолжается. С другой стороны, новое поколение непосредственно учится у таких выдающихся ученых-педагогов, как академики Виталий Москаленко, Сергей Максименко, Владимир Широбоков, Виталий Майданник, Виталий Цымбалюк, Петр Фомин.
— Что вы испытываете, когда ежегодно воспитанники лицея в Национальном дворце искусств «Украина» участвуют в Посвящении в студенты университета, а спустя шесть лет они же торжественно провозглашают Присягу врача Украины?
— Прежде всего — гордость за служение университету и лицею. В огромном зале я, конечно же, всякий раз узнаю наших выпускников, радуюсь их успеху, их выбору. Понятно, в такой большой команде, представляющей все регионы Украины, лицеисты — всего лишь ее небольшая толика, ведь в университете сейчас около 14 тысяч студентов. Но двадцатилетие развития лицея подтвердило, сколь важно раннее подвижническое постижение азбуки медицины как искусства любви к человеку и научного возрастания в приобщении к профессионализму. Именно такие истоки целеустремленно закладываются в университете и лицее. Существенно, что Украинский медицинский лицей справедливо рассматривается как один из участников недавно выдвинутой новой Национальной образовательной стратегии. Опыт прошедших лет все более убеждает: новая медицина и ее первоначальный фундамент в виде ее добровольцев с лицейской поры — неразделимы.
Выпуск газеты №:
№3, (2012)Section
Общество