Перейти к основному содержанию

Дом «свободных людей»

Как живут обитатели Коллективного центра для женщин и детей в Краматорске
18 июня, 10:15

Почти за год существования через Коллективный центр, расположенный на улице Транспортной в Краматорске, прошло более 500 людей. Волонтеры организации «Страна свободных людей» начали эвакуацию еще в мае прошлого года. Сначала помогали людям из оккупированных Славянска и Краматорска перебраться в Киев. После освобождения этих городов — сами вернулись в Краматорск и решили создать здесь место для компактного поселения.

• Небольшое двухэтажное здание центра принадлежит одной из протестантских церквей. По мнению самих обитателей, лучшего места не найти, ведь назначение церкви как раз в том, чтобы помогать людям. В августе прошлого года в свободных помещениях храма поставили первые кровати и начали привозить людей. Рассказывает волонтер группы «Страна свободных людей» Наталья Князева: «Центр открыли в августе. Поставили кровати, которые профинансировал штаб «Поможем». С тех пор работаем. Зимой, когда шла эвакуация из Дебальцево, у нас был полный аншлаг, человек 90, а то и больше. Мы тогда еще добавляли кровати, люди лежали просто штабелями» (напомним, «День» информировал о деятельности Центра в №78 от 7 мая 2015 года).

С ВОСЕМЬЮ ДЕТЬМИ НА РУКАХ

• Сейчас жилой осталась лишь левая часть дома, а правая ожидает заселения. Нас проводят по небольшому коридору в просторную комнату на первом этаже. Здесь тесными рядами стоят кровати, а вокруг них играют дети разного возраста. С новорожденным сыном на руках к нам выходит мать-героиня Татьяна из Горловки. Женщина приехала в центр еще в феврале: беременная и с семью детьми на руках:

• «Дальше не знаем что делать, — рассказывает Татьяна. — Сначала приехала с семью детьми и беременная. Помогли волонтеры, вывезли нас в Славянск, а затем уже и сюда. Все дали: продукты, памперсы. У нас ничего не было. Потом ездила домой, к мужу, а младшие дочка и сын (четырех и пяти лет) решили остаться с отцом. Теперь через эти пропускные пункты ни я к ним не приеду — ни они ко мне. Да и здесь сложно, не понятно что делать. Тимуру и Гале нужно в школу, а устроить их не могу. Опять должны в первый класс отправлять, потому что из предыдущей школы — никаких документов».

СЕМНАДЦАТИЛЕТНЯЯ НАТАША С ПОДАРКОМ ОТ «Дня» — ЖУРНАЛОМ «МАРШРУТ №1», ПОСВЯЩЕННЫМ УКРАИНСКОЙ ЖЕНЩИНЕ

• Младшие обитатели центра радостно позируют перед фотокамерой и принимают подарки от «Дня». Наряду с книгами «Украина Incognita: ТОР-25» и журналами «Маршрут №1», больше всего деткам понравились необычные открытки, которые Тимур и Галя здесь же начали раскладывать и рассматривать. Старшие подошли к делу более прагматично и согласились дать интервью.

ВЫРВАТЬСЯ ИЗ «ОГНЕННОГО КОЛЬЦА»

• 17-летняя Наташа Мельникова родом из поселка Водино, расположенного неподалеку от Донецкого аэропорта. Вокруг их села образовалось настоящее «огненное кольцо». Не такие далекие Пески и Авдеевка постоянно страдали от обстрелов, но Водино вражеские снаряды до сих пор обходили стороной.

В ПОДВАЛЕ ДОМА ВОЛОНТЕРЫ УСТРОИЛИ РЕБЯТАМ ДЕТСКУЮ ПЛОЩАДКУ, ГДЕ ОНИ МОГУТ ИГРАТЬ В НЕПОГОДУ

• «Стрелять начали еще летом, — делится Наташа. — Сначала было страшно, но потом мы привыкли. В основном огонь велся с нашей стороны, время от времени прилетало назад, но нас почти не бомбили. В декабре было перемирие, мы уже обрадовались, что все закончилось, но на Новый год снова начали стрелять. Один раз в январе к нам приехали волонтеры и предложили нас вывезти, если есть желание. Сказали, что здесь все тихо, не стреляют. Поэтому мы согласились. Только сюда приехали — Краматорск обстреляли. У всех тогда началась паника. Люди говорили о том, что нужно ехать дальше, до Львова. Но мы решили остаться. Мама уже документы оформила, куда опять ехать?».

ТИМУР ИЗ ГОРЛОВКИ ДОЛЖЕН БЫЛ ХОДИТЬ В ТРЕТИЙ КЛАСС, А ЕГО СЕСТРА ГАЛЯ — ВО ВТОРОЙ. ПОСКОЛЬКУ ДОКУМЕНТОВ ИЗ ШКОЛЫ ОНИ НЕ ПОЛУЧИЛИ, ДЕТЯМ, ВЕРОЯТНО, ПРИДЕТСЯ НАЧИНАТЬ УЧЕБУ СНАЧАЛА

• Наташа еще в прошлом году собиралась поступать в техникум, но война внесла в ее жизнь свои коррективы: «На вступительную кампанию я поехать не смогла. В Краматорске снова пошла в школу, теперь буду здесь заканчивать обучение. Вообще, мне нравится этот город, здесь очень красиво, люди приветливые, добрые. Нам все помогают. И с одноклассниками общий язык я сразу нашла».

• Сначала Наташа выехала из Водино вместе с сестрой Аней, лишь через несколько недель к ним приехала мама Люба. Женщина осталась дома с кумой Татьяной и не хотела покидать родное село, пока муж Татьяны силой не усадил женщин в машины.

• «Мы не хотели ехать, но когда обстрелы усилились, муж посадил меня в авто и приказал уезжать, — рассказывает Татьяна. — Я с собой только зубную щетку прихватила, халат, и куму еще взяла, у нее ведь девочки здесь. У меня дома остался муж и двое взрослых сыновей-близнецов. С семьей общаюсь регулярно. Говорят — все спокойно, только отдаленно слышны взрывы, потому я планирую возвращаться домой на днях. Без семьи не могу. Мои огород уже посадили, ждут маму. Муж ходит на работу, хотя и зарплату не платят. Говорит: «Нужно». Люди в наше село понемногу возвращаются. Как бы ни было где-то хорошо, а дома лучше. От войны никуда не спрячешься. Лучше вернусь отсюда, пока я близко, чем потом, когда война дальше пойдет, убегать на запад. Если меня во Львов завезут, я вообще уже домой не доеду, потому что не будет средств. Денег нам не платят, работать негде. Переселенцев не хотят трудоустраивать, говорят, что мы сегодня здесь, завтра в другом месте. Это никому не выгодно. Разве что на базар можно пойти, неофициально, и то — не очень хотят».

«КАК МОЖНО ПРОДАВАТЬ ЖИЗНЬ?..»

• Кроме матерей с детьми, в доме есть и другие жители. Пенсионерка из Горловки Вера Чесмат приехала в Краматорск 5 февраля, чтобы переоформить пенсию. На вокзале у женщины случился приступ, врачи диагностировали инсульт. Сейчас она должна пройти курс лечения, потому домой возвращаться не может, хотя и очень хочет.

• «Как только появится возможность — вернусь в Горловку, — делится Вера. — У меня там все есть: дом, вещи, которые еще мародеры не вынесли. Как-то проживу, главное, чтобы дома. Я не понимаю вынужденных переселенцев. Есть, конечно, те, кто действительно в нужде, но многие и наглеют. Едут женщины с семьями, здесь получают помощь от государства, а тем временем мужья там воюют и убивают наших детей и внуков. Это нужно пересмотреть. Если человек действительно нуждается в помощи: потерял дом, средства к существованию, конечно, ему можно пойти навстречу. Но если все в порядке, тогда либо живи у себя и работай, либо ищи работу здесь. Почему это все тебя должны кормить? Во время войны нужно объединяться, выводить страну из кризиса. А если люди будут нахлебниками становиться, мы никогда из этого не выйдем. Сейчас нужно сохранять оптимизм и надеяться на лучшее. Думаю, Украина была, есть и будет, единая и неделимая».

• Пани Вере — 76 лет. Она помнит Вторую мировую войну, впоследствии с коллегами работала на строительстве БАМа, поднимала целину. В силу своего возраста и опыта пани Вера неоднократно обращалась к ребятам-боевикам, чтобы вразумить их, но все обращения были безуспешными:

• «Я видела тех ребят, — рассказывает женщина. — Это страшно. Глаза растерянные, бегают, видно, что под наркотиками. Я разговаривала с ними, говорила: «Ребята, мы работали с вашими отцами и дедами бок о бок. Мы строили БАМ, поднимали целину. Наше поколение многое создавало, но ничего не разрушало. Почему же вы так поступаете? Откуда эта злоба?». А ребята отвечали, что им просто за это платят, Россия платит, вот так открыто и сказали. У них два варианта: либо победить, либо погибнуть. Не понимаю, как можно так свою жизнь продавать. У них же есть дети, родители, на кого их потом оставлять? Я думаю, что в войне виноваты только люди. Если бы того, кто пошел вешать флаг России, сразу застрелили, и второго, и десятого, не погибли бы тысячи. Народ ведь ждал Россию, думали, что будет лучше. Вот и получили. Мое мнение — если ты хочешь в Россию, тебе никто не запрещает: бери сумку, вещи и отправляйся подальше. Но где бы ты ни был: в Москве, в Риге или в Париже, ты должен подчиняться местным законам. Когда живешь в Украине, тоже поступай как подобает... «Бандер» они будут бить, западенцев, а я с ними столько лет работала вместе, те россияне их вообще не достойны. Там ребята трудолюбивые, добросовестные, а те, что пришли — бандиты, им только разрушать и грабить».

• Сейчас в центре осталось приблизительно 40 человек. Но, по словам волонтеров, скоро его коллектив пополнится жителями Марьинки, которая недавно пережила мощную атаку террористов. «Мы с волонтерами в ближайшее время планируем ехать в Марьинку, — рассказывает Наталья Князева. — Уже собрали гуманитарную помощь, чтобы туда завезти. Кроме того, сейчас имеем свободные места в центре, потому будем предлагать матерям с детьми ехать с нами. Может быть, согласятся хоть на лето переехать, ведь сегодня страшно оставлять там людей».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать