Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Донецк — среди лидеров в Украине, который имеет лучшие условия для людей с ограниченными возможностями. Но до Европы все еще далеко

05 октября, 11:51
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Еще несколько лет назад для людей с ограниченными возможностями, молодых мам с колясками и пожилых людей условия передвижения по городу были подобны компьютерной игре в змейку — ходить нужно только по определенной траектории. Несмотря на то, что на сегодня Донецк еще нельзя сравнить с любым европейским городом, где доступность — понятие более будничное, за этот год здесь произошли значительные изменения. Примечательно, что они были сделаны с минимальной затратностью.

«Самое главное правило, по которому мы работаем, — это доступная доступность. Мы всегда отстаивали то, чтобы любые изменения были наименее затратными. Если можно ограничиться низким бордюром, переходом со звуковым сопровождением или «лежачим полицейским», то это стоит делать. На это нужно не так уж много средств», — рассказывает Лариса САЕВИЧ, президент агентства по социальному партнерству в Украине.

«Недавно я приехала со всеукраинской конференции, где рассказывала о том, что изменилось в Донецке за этот период. И поверьте: нам есть чем гордиться. Например, в городском совете для решения задачи мы применили минимум технологий и средств. Нужно было сделать так, чтобы люди с плохим зрением могли правильно пользоваться лифтом. Ситуацию исправили просто — рядом с обычными обозначениями была наклеена специальная панель с выпуклыми цифрами. Такому решению аплодировала вся Украина. Кроме того, мы активно сотрудничали с городскими властями, и это позволило нам вмешаться в строительство железнодорожного вокзала. В первую очередь на вокзале появились тактильные дорожки перед переходами. Есть пандусы и так далее. Конечно, все это должно быть везде, по всему городу. Ведь это нужно не только колясочникам или людям, которые плохо видят. Вечером и ночью мы все становимся слепцами и все не видим, какая перед нами дорога, бордюры и так далее. Мамы с колясками также нуждаются в помощи, ведь они ограничены в своем передвижении», — говорит Лариса Саевич.

Конечно, многие проекты были сделаны под чемпионат Европы по футболу. Тот же обновленный вокзал появился именно к ЧЕ, значительные мониторинги проводились тоже к европейскому чемпионату для создания специальных карт. «День» писал о комментировании футбольных матчей по специальной методике для незрячих людей (см. №105 от 20 июня 2012 года). Девушки, участвовавшие в программе, могли бы и дальше продолжать заниматься этим. Но есть несколько «но». Первое состоит в непонимании необходимости такого нововведения. Клубы не спешат вводить такую практику. Несмотря на то, что вся нужная аппаратура осталась в собственности стадионов, их владельцы не считают нужным комментировать матчи для незрячих людей. По словам Саевич, они еще не понимают, что незрячие люди — такие же футбольные болельщики, которые хотят ощущать футбол в полной мере. Второй аспект — финансовый. Параллельный комментатор, смысл работы которого еще многим не ясен, пока не входит в список вакансий на стадионе. Мало кто осознает, что мир может быть доступнее для всех.

Множество мониторингов, которые активисты проводили перед Евро, показали, что рестораторы, владельцы и проектировщики гостиниц очень редко задумываются над тем, что их клиентами могут быть особенные люди. Например, из множества проверенных ресторанов только один из сети Mc’Donalds соответствовал требованиям. Из гостиниц наиболее удобной оказалась Donbass Palace. Подобные условия есть и в новой Shakhtar Plaza.

Хорошим примером этого года можно назвать и открытие Инватакси — транспорта для колясочников. Такие машины появились в августе при поддержке фонда Рината Ахметова «Развитие Украины». Еще одна его приятная особенность в том, что оно бесплатно для такой категории людей.

«Пока это только островки, — говорит Лариса Саевич, — важно соединять их». В Москве во время акции «Доступный город» публичные люди (журналисты, писатели, общественные активисты) пересели в коляски, чтобы попробовать, насколько Москва приспособлена к такому передвижению. Их впечатления от акции были самыми разными, но главное — они поняли проблему целой группы населения, а также то, какие изменения следует произвести, чтобы улучшить город. Не стоит говорить о том, чтобы донецкие городские власти, народные депутаты, мелкие чиновники, владельцы ресторанов, гостиниц, клубов, галерей и т.д. на один день пересели со своих «Порше», «Мерседесов» и «Лексусов» на инвалидные коляски, чтобы изменить свое отношение к людям. Это скорее утопия. Но очень важно смотреть шире и видеть мир вокруг. Хорошо, что ситуация меняется. Ведь хочется жить в городе, где не только лучший стадион, аквапарк и т.д., город должен объективно быть лучшим для всех.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать