Донецкий национальный университет получил имя Стуса: как это было
Вопросу, который последовательно держал на пульсе «День», более семи лет
В пятницу произошло для многих долгожданное и знаковое событие. Конференция трудового коллектива Донецкого национального университета, который сейчас базируется в Виннице, рассмотрела один, но очень важный вопрос: предоставление имени Василя Стуса Донецкому национальному университету. «За» проголосовало 75 из 105 присутствующих делегатов. «Против» — 14. Остальные — воздержались.
«ДонНУ достоин носить имя поэта. Василь Стус — величественная фигура для Украины, которая сможет направить и оберегать заведение, — заявил ректор ДонНУ Роман Гринюк. — Во время конференции мы решили, что будем голосовать открытым путем и две трети голосов было за Стусовский университет. Это большая ответственность для нашего вуза. И хорошая возможность отмежеваться от квази-университета, который остался в стенах донецких корпусов на оккупированных территориях».
Теперь университет будет обращаться к сыну поэта — Дмитрию Стусу с просьбой предоставить разрешение на использование имени отца. Соответствующие документы будут направлены и на рассмотрение в Министерство образования и науки Украины. Официально Донецкий национальный университет будет носить имя легендарного украинского поэта после внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований. Поэтому вряд ли удастся выпускникам этого года получить дипломы Стусовского университета, а вот у абитуриентов есть все шансы поступать уже в Донецкий национальный университет имени Василя Стуса.
На самом деле к этому переименованию и вуз, и общество прошли долгий путь, который стоит вспомнить.
ИНИЦИАТИВА НА САЙТЕ «ДНЯ» — С 2009 ГОДА
Еще в 2009 году студенты ДонНУ выступили с инициативой предоставления университету имени этого гениального поэта. «День» поддержал ее одним из первых, и с тех пор на нашем сайте появился раздел «Донецкому университету — имя Стуса». На сайте day.kiev.ua шел сбор подписей под соответствующим обращением, где к тысячам голосов постоянно добавлялись новые.
Инициатива донетчан вызвала бурные дискуссии вокруг личности и творчества Стуса, заставила по-новому прочитать его поэзию и осмыслить его роль в контексте современности. Однако сразу после своего возникновения инициатива встретила сопротивление местных властей и руководства университета. Разобраться с ситуацией поручил тогдашний президент Виктор Ющенко. Решить этот вопрос обещал и тогдашний министр образования Иван Вакарчук. Однако почетную грамоту за достойное чествование памяти Василя Стуса получил ректор ДонНУ, руководитель донецкой «Просвіти», Герой Украины Владимир Шевченко, который, кстати, всячески тормозил инициативу и еще и обвинял собственных студентов в проплаченных акциях. Тогда же за студентов-инициаторов переименования взялась милиция, но дело получило огласку, и все затихло.
Украинские СМИ тогда почти не отреагировали на эту ситуацию. А «День» постоянно держал ее в поле зрения. Подписи под обращением поступали не только из Украины, но и из России, США, Австралии.
2014-Й: ИМЯ КАК ИНДИКАТОР
Но по сути переименование также приобрело значение индикатора состояния общества. В январе 2014-го (через 5 лет!) Игорь Тодоров, на то время профессор кафедры международных отношений и внешней политики Донецкого национального университета, сказал в комментарии «Дню»: «К сожалению, эта инициатива до сих пор неактуальна. Здесь хранится очень много рудиментов постсоциалистической системы с региональной спецификой. Поэтому чтобы в Донецке, где ни одна улица не переименована (скажем, я живу недалеок от улицы Постышева), ведущее учебное заведение получило имя «антисоветчика», по крайней мере в обозримом будущем, к сожалению, не является реальным». Собственно, это было одним из подтверждений тезиса главного редактора «Дня» о том, что Донбасс «был отдан в лизинг» еще в 90-х годах, и усилия единиц (напомним, Дни «Дня» в Донецке в 2013-м имели очень большой успех и отклик среди местных жителей) неспособны переломить ситуацию.
А потом были всем известные трагические события и вынужденный переезд университета из Донецка в Винницу (что также символично, ведь именно Винницкая область является малой родиной гениального поэта, см. в частности материал «Университет в изгнании»). Тогда снова встал вопрос переименования, однако, естественно, первоочередной задачей было сохранение собственное вуза.
«ЧТО ДЕЛАТЬ СНАЧАЛА: ИЛИ «ДОРАСТАТЬ», А ПОТОМ МЕНЯТЬ НАЗВАНИЕ, ИЛИ ПЕРЕИМЕНОВАТЬ И «РАСТИ»?»
В январе 2016-го в ДонНУ на имя ректора поступило письмо-обращение с подписями почти 200 человек от журналиста и выпускника университета Алексея Мацуки. В нем активист отмечал необходимость переименования Донецкого национального университета в Национальный университет имени Василя Стуса, называя это «долгом чести еще с 2008 года».
В письме ректор Гринюк напомнил земляку, что вопрос изменения названия заведения актуален. Тем более, по мнению ректора, появились новые обстоятельства: в «Иловайском котле» погиб один из инициаторов переименования, выпускник ДонНУ Юрий Матущак. Инициатива приобрела новый смысл и для преподавателей, и для студентов.
Поэтому Роман Гринюк инициировал создание на базе учреждения рабочей группы из представителей администрации вуза, профессорско-преподавательского состава, студенческого коллектива и общественности, которые обсуждали вопрос переименования учреждения в честь Василя Стуса («День» об этом писал в материале «Шанс окончить университет имени Стуса»). До 10 марта пресс-центр ДонНУ принимал аргументированные варианты нового названия всех желающих.
Как рассказывала «Дню» проректор ДонНУ, профессор Татьяна Нагорняк, «чтобы нас не обвиняли в субъективности или заангажированности, кроме рабочей группы мы создали экспертную. В нее вошли ведущие общественные деятели и журналисты, которые представляют украинский Донбасс и Украину. Это известные личности, которые неравнодушны к судьбе университета, они с самого начала, с 2008 года, держат руку на пульсе инициативы о присвоении имени Василя Стуса ДонНУ». В качестве экспертов пригласили почетного ректора ДонНУ Владимира Шевченко, сына Василя Стуса — Дмитрия, писателя Василия Овсиенко, историка Вахтанга Кипиани, руководителя региональной сети газеты «Голос України» Лину Кущ, журналиста Игоря Зоца и главного редактора газеты «День» Ларису Ившину.
Лариса Алексеевна выразила свой взгляд на ситуацию в колонке «Нужно возвращать себе украинскую культуру в полном объеме», где в частности она отметила: «Выбор имени — серьезный ориентир. Готовы? Стоит вопрос, что делать сначала: или «дорастать», а потом менять название, или переименовать и «расти»? Когда меня пригласили в экспертную группу Университета, который уже переехал в Винницу, я в очередной раз задумалась над этим. И поэтому позвонила профессору кафедры истории украинской литературы и компаративистики Каменец-Подольского национального университета имени Ивана Огиенко Евгении Ивановне СОХАЦКОЙ. Чтобы проконсультироваться, ведь она была одним из горячих промоутеров идеи возвращения имени Ивана Огиенко университету в Каменце-Подольском. Тоже знаменитая, большая личность. Огиенко — это выдающиеся наследники великих традиций. Помню, как Евгения Ивановна добивалась возвращения этого имени, наконец-то оно произошло. Впрочем, когда это начало происходить, я видела, сколько рядом с подвижничеством и патриотизмом внутри еще и скепсиса, и малороссийства. Я была в университете свидетелем одного случая, который чересчур отчетливо отдавал еще советскими подходами. В сердцах я даже сказала: «Слушайте, Огиенко бы в гробу перевернулся. Зачем вам было это переименование?..». Возможно, слишком резко, но нельзя менять таблички, не будучи вообще настроенным на возвращение имен. Евгения Ивановна категорически настаивает: дать имя. Есть большая уверенность в мобилизирующей силе имени, его защитном воздействии. Я знаю, что автоматически это не происходит. Это нужно подтверждать. Поэтому для людей, которые хотят иметь имя Стуса для университета, это определенный поступок. Но поступок с прицелом на «марафон».
Однако я против механического переименования. Холодными сердцами — в угоду доминирующим настроениям. Я все-таки надеюсь, что сначала Стуса прочитают, и прочитают также книгу Дмитрия Стуса о своем отце, возьмут в руки и книгу, изданную в частности в «Підривній літературі» из Библиотеки «Дня» — «Українські силуети» Михаила Хейфеца, который был сокамерником Василя. Никто так не написал о Стусе: «Стус не мог бы остаться поэтом, если бы он не жил так, как он жил». Нам как никогда нужны целостные люди, которые бы не распадались на фрагменты — такой я на работе, а вот такой я дома, а такой я в телевизоре. И Стус — это именно то. Если мы ищем инструменты, чтобы укрепить наше украинское пространство. Стать Собой».
Section
Общество