Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Другой уровень «сотрудничества» с окружающей средой

Что нужно знать о новом законе относительно стратегической экологической оценки
22 марта, 10:25

Что бы ни строилось в вашем городке или поселке, местные органы власти должны не только просчитать, насколько это выгодно экономически, но и продумать, как новый объект повлияет на местные реку, лес, воздух и здоровье людей. Такая себе экологическая диагностика каждого документа, связанного с государственным планированием, реализацией местных или отраслевых программ.

Такого в Украине до сих пор никто не делал. Вскоре это станет нормой, которую нельзя нарушать. На днях парламент со второй попытки принял закон о стратегической экологической оценке. Украина должна была принять такой документ в соответствии с требованиями Соглашения об ассоциации с ЕС. Впервые депутаты проголосовали за законопроект еще в октябре 2016 года. Но Президент Петр Порошенко наложил на него вето без конкретных предложений.

Теперь закон о стратегической экологической оценке принят в повторном втором чтении и в целом. Разумеется, его опять должен подписать Президент, но общественность и депутаты уверены, что это состоится. Так же — что будет сопротивление во внедрении СЭО, таков прогноз министра экологии и природных ресурсов Остапа Семерака.

«Украина еще не имела такого опыта, и пока необычно выглядит даже идея, что все экономические шаги развития села, поселка, городка и большого города должны учитывать экологическую составляющую, — отмечал перед голосованием министр. — Если закон об оценке влияния на окружающую среду анализирует, как конкретный объект строительства может влиять на окружающую среду, то стратегическая экологическая оценка предусматривает экологический анализ стратегической программы или плана развития целого региона, включительно с транспортными, энергетическими и другими программами».

Согласно принятому закону, СЭО проводится относительно проектов документов государственного планирования, подготовленных в сфере сельского, лесного и рыбного хозяйства, энергетики, промышленности, транспорта, управления отходами, использования водных ресурсов, телекоммуникаций, туризма, землепользования. То есть все, что должны утверждать государственные органы власти, должно содержать описание последствий для окружающей среды в долгосрочной перспективе. Общественность тоже становится активным участником этого процесса.

«Во время проведения стратегической экологической оценки, как и при оценке влияния на окружающую среду, максимально привлекается общественность. Как только возникает идея создания такого документа, государственный орган об этом сообщает, — комментирует София Шутяк, юрисконсульт международной благотворительной организации «Экология—Право—Человек». — Кроме учета мнения общественности, обязательно должны быть консультации с природоохранными органами и органами по здравоохранению. Например, Министерство энергетики разрабатывает энергетическую стратегию до 2050 года. В таком случае оно должно обратиться к Минздраву и Минприроды за рекомендациями, на что обращать внимание, готовя СЭО для этого документа. Если будет разрабатываться проект мини-ГЭС, это вмешательство в водную среду, это влияет на качество воды, соответственно, может ухудшиться состояние здоровья местного населения. Поскольку большинство рек включено в Изумрудную сеть, Минприроды посоветует проверить, не будет ли противоречить эта идея нашим международным обязательством в сфере окружающей среды. Также учитывается мнение самой громады, нужна ли ей эта мини-ГЭС. Может, село на грани вымирания, и это не имеет никакой перспективы. Стратегическая экологическая оценка нужна, чтобы максимально собрать первичные данные для принятия решения. Также СЭО делает подготовку документа на 3—5% дороже от общей стоимости, но эти расходы оправдают себя в будущем».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать