Духовный очаг на Старой поляне
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/19991022/4196-21-2_0.jpg)
Исполняет ли всяк у нас, как следует,
свой долг?
Николай Гоголь
«РАЗМЫШЛЕНИЯ О БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ»
В одном из живописных уголков Киева недавно состоялось знаменательное культуральное событие — презентация книжки Николая Гоголя «Размышления о Божественной литургии. Духовные сочинения». Это сборник малоизвестных (большая часть из них не издавалась с 1920 года) произведений Гоголя, посвященных православной духовной жизни. Там органически соединяются теология и поэзия, мистика и блестящая проза. «Размышления» появились на свет в 1857 году; интересно, что фамилия автора на обложке напечатана против его воли: сам Николай Васильевич желал, чтобы книжка была анонимной.
Лейтмотивом книги Гоголя является мысль: «Церковь, созданную для жизни, мы до сих пор не ввели в нашу жизнь». Давешнюю презентацию «Размышлений» можно считать определенным возражением как пессимизму автора, так и оправданному скепсису многих наших современников. Дело-то в том, что «Размышления о Божественной литургии» изданы не каким-то мощным светским или церковным издательством, а небольшим киевским Свято-Макарьевським православным храмом, который находится на Старой поляне на Татарке. Изданы по инициативе ее настоятеля протоиерея Анатолия Затовского. Следует добавить, что в этом самом приходском издательстве недавно вышел в мир красиво иллюстрированный «Вертоград» («Сад») — первый номер первого в Украине украинского православного журнала для детей.
На вопрос: «Как появилась идея напечатать гоголевские «Размышления»?» настоятель храма отец Анатолий ответил: «Я вырос в семье священника, в окружении людей церкви, еще мальчиком прислуживал во время богослужений, отправляемых моим отцом. С детства знал и очень любил «Светлое Воскресение» Николая Гоголя, одно из произведений, вошедших в наше издание. Где-то в подсознании всегда жило желание напечатать этот и другие подобные труды великого писателя».
Приходской совет Макарьевской церкви имеет и дальнейшие планы, например, собирается выдать учебник «Основы христианской этики и морали» (перепечатка из литовского издания), начать издание «Вестника православной педагогики», выдать «Размышления» в украинском переводе. Все это в самом деле можно реализовать, ведь вокруг Макарьевского храма собрался квалифицированный круг авторов, художников, педагогов, ученых, готовых к работе. Все упирается в средства. Книга «Размышления» Гоголя, например, расходится быстро, но неприбыльно: много сотен экземпляров подарены своим прихожанам, учителям школ, гостям, журналистам. На переиздание тиражом в 20 тысяч необходимо всего 30 тыс. грн. — ничтожная сумма даже для скромных бизнесменов. Но к ним тяжело достучаться, — денежным людям это мало интересно; им даже не очень понятно, о чем идет речь.
Редакция газеты «День» поинтересовалась: имеет ли приход какие-то цензурные сложности в связи с издательством, как это было в прежние времена? Отец Анатолий на это решительно возразил: «Нет, никаких преград или ограничений. Никакого сравнения с тем, что было еще 10 лет назад. Я работал когда-то в «Православном вестнике», был хорошо знаком с системой советской цензуры. Все наши материалы тогда скрупулезно анализировались в Совете по делам религий. Замечания были всегда, хотя часто сложно было понять причину. Запрещали, например, материал, так как «многовато лиц на фотографии». Были у цензоров постоянные раздражающие их темы, в частности, они весьма подозрительно относились к Петру Могиле. Малейшее упоминание о нем — и весь материал насмарку. Сейчас все изменилось; Госкомитет по делам религий не имеет ни малейшего отношения к тому, что мы печатаем. Наши цензоры — мы сами, люди православной церкви. Предстоятель УПЦ Митрополит Владимир, например, тщательно прочитывает все материалы, идущие в «Православную газету».
ПРИХОД СВЯТО-МАКАРЬЕВСКОЙ ЦЕРКВИ
Одним из феноменов храма является его приход. Люди ходят в храм Св. Макария годами, десятилетиями, ходят семьями. Часто ездят из далеких районов города, имеющих свои православные храмы. Еще при предыдущем настоятеле отце Георгии здесь сформировалось устоявшееся общество православных верующих, среди которых много людей интеллигентных, образованных, с научными степенями. Вообще, Святой Макарий имеет репутацию «храма для интеллигенции». Я познакомилась там, в частности, с доктором медицинских наук Михаилом Суховием, который имеет сан дьякона. Это человек из очень религиозной семьи, его мать, став вдовой, постриглась в монахини. Среди прежних прихожан храма можно вспомнить также академика Липатова, директора Института оргхимии, и его семью...
Все постоянные прихожане храма хорошо знают друг друга, в частности потому, что часто общаются здесь после богослужений. Согласно традиции, начало которой положил отец Георгий, в субботу и воскресение после литургии все присутствующие на службе Божьей собираются в трапезной, вместе обедают, обсуждают проблемы жизни прихода, делятся своими производственными или научными проблемами. Иногда выходит что-то вроде научной конференции. «К Богу ведет много дорог, в том числе и занятие наукой, открытие тайн природы, слияние с природой», — говорит отец Анатолий.
Кстати, при храме Св. Макария по субботам и воскресениям уже 10 лет предлагают обеды всем, кто приходит на богослужение. Всякий раз это около 100 человек. Сначала, перед занятием воскресной школы обедают дети — 20-30 мальчиков и девочек. Деньги на бесплатные обеды — это пожертвования прихожан продуктами или деньгами; часто так и пишут: «На обеды». (Еще несколько лет назад при храме Св. Макария существовала столовая для нищих, бомжей, попрошаек. В трапезной собирались деклассированные люди со всей округи, а главное — с Лукьяновского рынка. Это оказалось для церкви слишком большим испытанием. В частности, храм дважды ограбили, в чем милиция чуть не обвинила саму церковь: «Собираете здесь подозрительных со всего города».)
ПРАВОСЛАВНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
Настоятель отец Анатолий и Приходской совет Свято-Макарьевськой церкви остро ощущают потребность общества в школьном нравственном воспитании детей и молодежи. Они уверены, что православная этика, православная культура — «это один из источников света» для общества. Такие убеждения привели к созданию при храме Православного педагогического общества.
По инициативе Святомакарьевского общества весной этого года состоялась очень представительная церковно-общественная педагогическая конференция под названием «Христианские ценности в образовании и воспитании». В ней участвовали более 200 представителей УПЦ (МП), государственных учебных заведений, общественных и научных организаций. Присутствовали, в частности, заместитель Министра Образования Украины госпожа Савченко, член-корреспондент Академии педнаук Николай Евтух и другие. Отец Анатолий, председатель оргкомитета конференции, рассказал: «На конференции все с глубокой тревогой говорили о кризисе и болезненных явлениях среди молодежи: о преступности, разврате, цинизме, апатии, растущих в геометрической прогрессии. Тревогу вызывает также современное состояние государственной системы образования. На фоне экономического упадка нашего государства не все понимают, что первопричиной всего является упадок духовный. Мы глубоко уверены, что опасные тенденции в обществе и семье — это следствие разрушения христианских устоев, архетипа народа. Нарушена система ценностей, исчезает граница между добром и злом.
Официально у нас провозглашен светский характер школы, но ведь школа может и должна открыть детям, какой след оставило православие в культуре и истории нашего народа... Необходимо понимать, что вклад православия в украинскую культуру, в становление литературы, языка, этики не сравним, например, со вкладом баптистов или пятидесятников...»
Отец Анатолий продолжает: «Сегодня двери школьных классов для нас, священников, закрыты. Расскажу вам небольшую историю. Регент нашего хора Лариса Кореняк, женщина чрезвычайной музыкальности, голос которой когда-то был украшением капеллы «Думка», руководит в одной школе детским хором. Работает она там бесплатно и разучивает с детьми колядки, старинные обрядовые песни к 2000-летию Рождества Христова. Часто выясняется, что дети не понимают многих простых слов, таких, как «Вифлием», «Ирод», «архангел Гавриил», и др. Госпоже Кореняк приходится объяснять, рассказывать. И что бы вы думали — это немедленно дошло до директора, реакция была откровенно негативной, церкви сделали замечание. А ведь с маленькими детьми можно и должно вести серьезный разговор. Не могу забыть вопрос, поставленный самыми маленькими в нашей воскресной школе: «А где был Бог до того, как создал мир?»
Отец Анатолий признает, что существует еще одна просвещенческая проблема — проблема образованности священников. Не всякий священник сегодня имеет право и способность идти к детям, в классы. Он, впрочем, уверен, что уровень духовенства будет расти вместе с развитием общества.
«НЕ ТАКОЙ, КАК ВСЕ»
Протоиерею Анатолию Затовскому 54 года, родом он из Кировоградской области, вырос в среде, где все были верующими. Отец о. Анатолия, его дед и брат деда были священниками. Двоюродный дед Иоанн Затовский в 1937 году был расстрелян — только за то, что был священником. В прошлом году его, вместе со многими другими новомучениками за веру, причислили к лику святых.
О. Анатолий вспоминает, что сызмальства, если его спрашивали, кем будет, когда вырастет, всегда отвечал: «Батюшкой». Позже, в школе появлялись и уходили иные идеалы, но в глубине души теплилось прежнее желание. Жизнь священников была тогда не только тяжела, но и опасна, поэтому отец, бывший педагог, никогда не настаивал на том, чтобы сын принял духовный сан. Выбор должен был сделать он сам.
Анатолий Затовский закончил школу с медалью, в 1970 году закончил Одесский метеорологический институт, а потом 5 лет работал в киевском научно-исследовательском институте. Увлекся исследованиями, стал печататься в научных журналах. Вскоре, однако, начал размышлять над особенностями советской науки: фальсификация результатов опытов, эксплуатация профессурой молодых ученых, удушающая атмосфера парт- и профсобраний. В коллективе Анатолий всегда был «не такой, как все» — не принимал участия в пьяных «дружеских встречах», не употреблял «слов», не рассказывал анекдотов. Это вызвало отчуждение, даже подозрение. Отец заметил разочарование сына и посоветовал радикально изменить жизнь — связать ее с православной церковью.
Первую свою должность в новой среде получил из рук митрополита (теперь патриарха) Филарета — стал служащим издательства «Православного вестника». Было нелегко — постоянно вызывали в разные высокие инстанции, угрожали, попрекали: «Учили, учили тебя, а ты — в церковь!» Сильное давление ощущала его жена, бывшая тогда аспиранткой директора Метеоинститута. Словом, вокруг Анатолия Затовского был большой переполох. Приходилось терпеть. В 1978 году он стал священником, а еще через 10 лет получил диплом о высшем духовном образовании в Троице-Сергиевской лавре. Уровень обучения, по его словам, был там очень высоким, а половина преподавателей была из Украины. Ректором работал митрополит Владимир (Сабодан).
Принимая сан, Анатолий Затовский имел одну цель — быть парохом где-то в маленьком селе, не иметь других задач и забот, нежели молитвы, богослужение, свершение таинств и треб. Получилось, тем не менее, по-другому. В 1984 году стал настоятелем Свято-Макарьевской церкви; ее прежний настоятель отец Георгий, бывший там пастырем 45 лет, ушел на пенсию. «К счастью, — говорит о. Анатолий, — он оставался в церкви еще 5 лет — до самой своей смерти. Для меня это было хорошее время — о. Георгий очень помог мне в первые сложные годы духовного служения. Очень важно было, что я принял от него храм, вокруг которого, собственно, именно вокруг о. Георгия, в те годы сплотился особый приход — приход киевской интеллигенции. В этот глухой угол съезжались — часто тайком — верующие изо всех районов Киева».
Отец Анатолий рассказывает, как нелегко было служить священником до 1991 года. Постоянно вызывали в Райисполком «по поводу нарушения законодательства». Отправил панихиду на погосте — нарушение, так как богослужения позволялись только в храме. Построил в дворе храма новый туалет (старый развалился) — нарушение, так как любое строительство при храме, даже деревянного туалета, тогда необходимо было согласовывать с... Москвой. (В конечном итоге позволили — помогло празднование 1000-леттия Крещения Руси.) Так и жили. Времени прошло немного, но уже не верится».
Закончим рассказ о пастыре и пастве Свято-Макарьевского храма высказыванием отца Анатолия по поводу раскола украинского православия. Он сказал так: «Тут одна надежда — на Бога. А тем временем необходимо прекратить вражду, взаимные наскоки; надо стремиться к сотрудничеству — работы всем хватит!»
Выпуск газеты №:
№196, (1999)Section
Общество