ЭФФЕКТ СЖАТОЙ ПРУЖИНЫ
Александр НАРБУТ, заместитель председателя Союза налогоплательщиков Украины, президент концерна «Пульсар»: — Главным итогом уходящего года является то, что все-таки проявилась та позитивная инерция, которая формировалась еще в предыдущем году. Я имею в виду рост ВВП. На мой взгляд, здесь срабатывает эффект сжатой пружины: сегодняшний рост ВВП — это естественный процесс после достижения дна в 1999 году.
Из итогов со знаком «минус» можно назвать непринятие Налогового кодекса. При этом не просматривается тот системный подход, который позволил бы с уверенностью смотреть на этот процесс в будущем. Я все же надеюсь, что правительство поставит одним из первых пунктов в своих планах на будущий год принятие Налогового кодекса. Ведь сегодня нам уже реально приходится конкурировать с налоговой сферой России. Тенденция движения капитала, направленного на приобретения в производственной сфере, идет в сторону Украины, и это происходит не благодаря благоприятной инвестиционной среде, а скорее всего из-за необходимости и возможности крупных (прежде всего российских) компаний укрупняться и вкладывать свои свободные средства. У них есть некий инвестиционный ресурс и потребность, усиливая конкуренцию, находить те производственные объекты, которые будут улучшать их производственный цикл, вписываться в производственную цепочку, обеспечивая дополнительные возможности в конкурентной борьбе как на российском, так и на международном рынках. Примеры ТНК и «Лукойла» тут более чем показательны.
Проблема налогообложения в следующем году будет оставаться ключевой, и имеющееся отставание будет сказываться. В частности, и на имеющейся сегодня объективной возможности наращивать ВВП, обусловленной тем, что происходящая приватизация будет повышать эффективность работы промышленности. Важно, чтобы этому не помешала отрицательная ситуация с налогами, чтобы не произошло ухудшения конкурентоспособности.
Среди перспектив следующего года, безусловно, следует упомянуть большую приватизацию. Бюджет-2001 имеет высокие приватизационные показатели, и думаю, что это будет подталкивать не только к проведению самой приватизации, но и к решениям, так или иначе связанным с эффективностью работы тех объектов, которые будут приватизироваться.
Говоря об отрицательных итогах года, наверное, надо назвать медленное принятие решений в сфере функционирования энергетики.
Административная реформа относится также к тем вопросам, которые могут дать позитивный толчок административно- территориальному управлению экономикой. В то же время к ней надо очень осторожно относиться в преддверии парламентских выборов 2002 года, кроме того, админреформа — вещь довольно тонкая — прежде всего с точки зрения сбалансированности возможностей тех территорий, которые в будущем составят административное устройство Украины. Мне кажется, что было бы удачным использовать следующий год для более тщательной разработки планов с целью их осуществления уже в 2002 году. Если же говорить о той админреформе, которая связана с сокращением численности государственного аппарата и совершенствованием модели управления исполнительной власти, то здесь очень нужен закон о Кабинете Министров. Конечно, нужно избавляться от тех рудиментов, которые еще остались от прежней структуры.
Выпуск газеты №:
№241, (2000)Section
Общество