ЭФФЕКТ ВЫСОКОГО НЕБА
Монологи Сергея Крымского о софийности и жизни![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20010427/477-20-1_0.jpg)
Начало см. в № 72 за 20 апреля 2001 г.
МИР В НЕПРЕРЫВНОМ СОСТОЯНИИ ЧУДА И КАТАСТРОФЫ
Православное богословие исходит из идеи женского опосредования общения с Богом. Божественный Абсолют превышает все земное, и только смерть — небесное состояние, позволяет вступить в непосредственный живой контакт с ним. И потому так важна идея Богородицы, идея материнского заступничества за человека перед Богом.
В любой христианской церкви, независимо от конфессии (православие, католицизм, протестантизм), обязательно есть сцена Благовещения. Вот здесь она изображена — архангел Гавриил в белой одежде как знак доброй вести с двумя красными полосками на левой руке, сообщает Деве Марии о том, что она будет иметь ребенка от Бога. Алый пурпур был самым дорогим веществом и добывался со дна моря. Красную одежду мог одеть только император, или князь (в Древней Руси). Впрочем, римские сенаторы имели право на одну красную полоску, означающую близость к императору. Здесь же мы видим две полоски, то есть наибольшую близость.
В каких бы храмах вы не смотрели на сцену Благовещения, Мария сообщение о чуде воспринимает спокойно, не удивляясь. Очень интересное обстоятельство — дело в том, что европейская цивилизация выработала две концепции мира. Одна из них — античная концепция мира, где он рассматривался как космос: слово «космос» этимологически происходит от понятия «парадная женская одежда». Потому слова косметика и космос имеют общие корни. Греки считали, что мир — это художественное произведение, пространственная организация бытия, которая может быть объектом эстетического созерцания. Поэтому мир — это космос. Библия дала другое понятие — мир как Олам, то есть мир не как пространство, а как время, История.
Историю видеть нельзя, в ней можно только участвовать. Этот Олам, или мир, как время, находится в непрерывном состоянии чуда и катастрофы. Чудо и катастрофа являются нормой этого мира. Потому она, Мария, и не удивлена, она живет в этом мире. Кстати, Тарковский пытался в фильме «Солярис» показать Олам в виде космической обители, которая находится постоянно в состоянии чуда и катастрофы. Здесь мы видим совсем другое понятие мира, нам не свойственное.
ПАРАДОКСЫ СВЯТОГО ПИСЬМА
Как вы знаете, атеисты, к сожалению (хотя среди них всегда было много просвещенных людей), наговорили много глупостей по поводу сцены Благовещения, имея в виду прежде всего «непорочное зачатие». Но тут есть обыкновенная ошибка. Дело в том, что в древнееврейском языке есть три обозначения женщины. Женщина в нашем понимании то есть как субъект брака; девушка, опять таки, в нашем понимании. Но там еще было третье обозначение — замужняя женщина, не имеющая детей. Это особое состояние женщины, о которой говорили: «Яко смоковница одиноко стояща и тени от нее несть». Так вот, Дева Мария, по-видимому, была замужней женщиной, не имеющей поначалу детей. А это понятие перевели как «непорочное зачатие». Не случайно Ватикан только в 1860 году принял догмат «непорочного зачатия». На самом деле в Евангелии нет никаких эротических ассоциаций. Там написано, что в лице Девы Марии все грешное человечество дало согласие на то, чтобы «Слово (Слово — Христос. — С.К. ) стало плотью, и жило среди нас». Это творческая аналогия, а не эротическая.
Правда, неверное понимание «непорочного зачатия» продолжает жить и до нашего времени. Скажем, в английском правосудии нет гражданского кодекса в нашем понимании. Суд вершится на основе прецедентов — все, то что было в истории и практике английского суда, может быть использовано как прецедент для вынесения решений. Известно, что суд, на основании прецедента XI века, выдал жене одного английского лорда официальный документ о том, что ее измена мужу была «непорочным зачатием»: тем самым была подчеркнута нетактичность поведения лорда, который не имеет права судится в обыкновенном суде, только лишь в Палате лордов.
Мы находимся в алтаре христианской церкви, где происходит непрерывное чудо, Евхаристия, то есть превращения вина в кровь Христа и хлеба в его тело. Этот обряд укоренен в истории. В IV в. до н.э жила Артемисия II, жена карийского царя Мавзола. Кария — это область в турецкой Малой Азии. Артемисия очень любила своего мужа, и когда Мавзол умер, она сожгла его, пепел выпила с вином, а в честь его построила здание, которое называлось Мавзолей и в котором находился не труп Мавзола, а стихи в его честь! Представьте себе (забудем на время канон), что жил человек, создавший учение о добре... Он утвердил такой обряд — верующий должен есть его тело и пить его кровь, чтобы не забыть его учение. Но вы ведь знаете, насколько греховно человечество и как даже такой мощный обряд не заставил его отдельных представителей отвернуться от зла.
С точки зрения искусства, мозаика Евхаристии — это совершенно потрясающая сцена. Во-первых, обратите внимание, что вся сцена на золотом фоне. Золото убивает, уничтожает все краски, кроме синей, красной и белой. Здесь мы видим блестящее знание колорита, ибо мастерами использованы именно те цвета, которые не «гасятся» золотом. Совершенно уникальная моделировка тканей на телах апостолов. За всем этим богатством складок вы чувствуете тело. Кстати, Врубель специально изучал в Софии Киевской это искусство.
Иисус повторен дважды (одни ереси признавали причащение вином, другие — хлебом). Движение великолепно — если апостол заносит правую ногу, то другой — левую; движение передано очень точно.
ИСТОКИ УКРАИНСКОЙ ДУХОВНОСТИ И СОФИЯ КИЕВСКАЯ
Можно отдельную лекцию читать — совершенно потрясающая сцена — святительский чин. Отцы церкви — это портретная мозаика. Я обращаю на это внимание вот почему. София — главный христианский храм. В каждом христианском храме обязательно присутствует сцена Страшного Суда. На западной стене, то есть при выходе. Здесь же этой стены нет: говорят не сохранилась. Тем не менее по реконструкциям и по гравюрам Вестерфельда видно, что этой сцены не было. Почему в главном христианском храме Киевской Руси нет сцены Страшного Cуда, нет сцен, обычно связанных со страстями — Снятие Христа, Положение Христа во гроб, Оплакивание Христа? Распятие есть, но символическое, не натуралистическое. То есть нет сцен смерти. В чем же дело? Когда я написал работу об архетипах украинского менталитета, то понял, что, видимо, его истоки идут в том числе и отсюда. Онтологический оптимизм. Ключ к этому, видимо, в алтаре. В святительском чине изображены в основном члены Каппадокийского кружка (это был богословский кружок): Афанасий Великий, Григорий Нисский... Именно Каппадокийский кружок впервые выдвинул идею апокатастасиса — благостного возвращения к первозданной чистоте еще при жизни человека, а не после Страшного Суда.
Здесь в Софии и отразилась идея онтологического оптимизма, которая пронизывает всю украинскую культуру, является архетипичной. В развитой украинской культуре до И. Франко и Л. Украинки нет лирического аспекта трагедии! Трагедия понималась только эпически. Даже трагедия Катерины у Т. Шевченко — это трагедия всей Украины. И невольничьи песни казаков эпичны («усі разом, якось подолаємо»). Известна киевская песня о Куперияне XVII века; в ней завсегдатаи сидят в шинке и рассуждают о тех «негараздах», которые бывают в жизни — а цехмістер Купериян рефреном на каждый куплет отвечает — «якось воно буде». Это «якось воно буде» органично вошло в архетип украинского менталитета — как- то вместе все же «выплывем».
А вот, нацарапанные надписи — графити. Ими полна София, хотя за письмена на святых изображениях полагалось 40 ударов палкой.
Здесь была обнаружена первая славянская азбука, созданная еще до Кирилла и Мефодия. Для нас это важно и как свидетельство того, что ничего нового не бывает в абсолютном смысле. Все это возникает уже тогда, когда созданы все предпосылки и надо сказать последнее слово.
Ранее литургия была очень длительной — продолжалась много часов, и стоя верующим ее было не так-то легко вынести физически. У всех мужчин на поясе было писало (гвоздь), и они, заполняя паузы литургии, писали, например: «Помози, Господи, рабу твоему...»
ТАЙНЫ ГРАФИТИ
Самое интересное графити сообщает о смерти князя Ярослава Мудрого. Ему предшествует сообщение: «Быть грому зимой». По гадательным книгам это означало смерть князя и внизу после этого показывается свершение предсказания: «В лето 1054 (если пользоваться современным летосчислением) умер кесарь наш Ярослав». Показательно, что князь назван кесарем, то есть королем. Существенно и то, что здесь для исследователей поставлена абсолютная дата, благодаря которой можно проверять правильность других летописных дат. Ведь летописи часто доходили до нас в 20-й переписке!
На входе есть надпись о продаже земли Бояна. В общем-то это определенный намек на то, что Боян — историческая личность. Ведь летописи не дают оснований нам для такого заключения. Так как пергамент был очень дорогой, то слова писались без интервала. И потом нужно было разбивать на слова. Можно поэтому прочитать в летописном тексте «Бо Ян» (такой персонаж Ян Вышатич был), а можно прочитать «Боян».
ФРЕСКОВЫЕ РОСПИСИ — ЖЕМЧУЖИНЫ СОФИИ КИЕВСКОЙ
Мы с вами до сих пор смотрели мозаику. Вот фреска «Апостол Павел» — жемчужина фресковой росписи Киевской Софии. Как вы понимаете, где-то в XVII — XVIII веках все это было замазано штукатуркой, а сверху маслом дорисованы те сцены, которые изображались фреской. После снятия штукатурки фреска «Апостол Павел» сохранила свою выразительность. Это подтверждает то, что фреска — «вечное искусство». Ведь стена дышит, выделяет газ. Если вы напишите масляными красками, то рано или поздно на поверхности появятся пузыри, если же изображение выполнить минеральными красками по сырой глине, изображение со стеной будет одно целое. Тут есть еще своя метафизика — стена должна «пожертвовать» собой, для того чтобы было изображение. Стена здесь выступает как трибуна, с которой фреска общается со зрителем.
Кто такой апостол Павел? Апостол Павел — это первый идеолог христианства, это человек, который в виде писем (находился он в Греции) к коринфянам, римлянам, ефесянам... стал формулировать концепцию христианства. Во- первых, Павел первым начал создавать универсальную, общечеловеческую религию. До него церкви были только национальные (иудейская, зороастризм...); христианство же — религия общечеловеческая. Во-вторых, он отменил кровавые жертвоприношения. Вот, помните, Иисус изгнал торговцев из храма. Но ведь они торговали не обычными вещами, а животными для жертвоприношения, совершаемого в храмах (у армян этот обычай сохранился).
Мне как философу любопытно, что апостол Павел первым придумал паранепротиворечивую логику. Что это такое? Известный немецкий физик Макс Борн отмечал в письмах к академику М.Омеляновскому, что ему интересно читать советскую философскую литературу. «Одного я не могу понять, — замечал он, — как может считаться истинной философия, которая претендует на универсальность..?» Апостол Павел создавал универсальную религию. Он понял, что может создать универсальную религию, введя в нее противоречия. То есть противоречия вводились осознано.
Вот еще одно обстоятельство — здесь мы видим богатую моделировку тканей. Возникает вопрос — зачем это, зачем нужна одежда? Чтобы скрыть срам тела? Но это же тело святое. Какой срам скрывать? А что, в раю души тоже в одежде? И, как всегда, богословы интуитивно нашли ответ. Они говорят, что эти складки выражают магнетизм тела, силовые линии его симпатий. И психология это признает. У каждого человека есть свое личное пространство. Даже если самый близкий человек сядет очень близко к вам, вы вздрагиваете, нарушено ваше личное пространство. У каждого человека оно разного радиуса. Вы помните, как у Л.Толстого, Наташа чувствовала, что между людьми есть какая-то стеклянная стена. Когда она впервые полюбила, тогда почувствовала, как упала стена между ней и предметом любви.
Интересна фреска в приделе святого Георгия. С левой стороны изображения этого святого просматривается бюстик Аполлона. Дело вот в чем. Художником был грек. Он мог христианство не исповедовать. И потому изобразил своего языческого бога Аполлона, использовав его как модель для того, чтобы нарисовать христианского святого. Затем языческий бюст был замазан. Таким образом мы видим в Софии Киевской, если я не ошибаюсь, единственное место в Европе, где есть прямая, наглядная трансляция античности в христианство. Может быть, это не так, но судя по тому, что изображение Аполлона было замазано, оно не входило в замысел при создании фрески. Бюст Аполлона был отмыт в наше время.
Георгиевский придел. Вы знаете, что все русские князья имели два имени. Славянское имя — Владимир, т.е. владеющий миром; Ярослав, то есть славящий солнце. При крещении князья получали христианское имя — Владимир получил имя Василий, а Ярослав — Георгий. Георгиевский придел посвящен самому Ярославу Мудрому. Под слоем старой масляной краски нашли фреску. Изображен на ней мужчина в царских одеждах и с поднятыми руками — знак Оранты. Скорее всего, по крайней мере гипотетично — это прижизненное изображение Ярослава.
ЛИКИ ВЕНЦЕНОСНЫХ ДОЧЕРЕЙ ЯРОСЛАВА МУДРОГО
В центральном нефе мы видим известные фресковые изображения семьи Ярослава. Женская сторона и мужская сторона. А на самом деле все перепутано. Где-то в XVII веке мастера переписывали фрески. У Ярослава было три дочери и четыре сына. Но все дети князя в мужских плащах — корзах. Династические связи князей Киевской Руси здесь легко можно представить.
Первая дочь Ярослава — Елизавета. С ней была связана знаменитая рыцарская история. В Елизавету влюбился варяг из княжеской дружины и попросил у отца ее руки. Ярослав сказал, что может отдать свою дочь только за князя. Тогда этот варяг нанялся в византийское войско, стал его предводителем и завоевал остров Сицилию. В стихах, дошедших до наших дней, он писал, что совершил великие подвиги, а дева русская его не замечает.
Чуть позже в варяга влюбилась императрица Византии Зоя, но он не ответил взаимностью на ее любовь. Тогда Зоя бросила варяга в подземную тюрьму; но его войско восстало и освободило рыцаря. Варяг возвращается в Скандинавию (Норвегию) и убивает своего брата — короля, и уже как король Гаральд Смелый получает в жены Елизавету.
Вторая дочь Ярослава — Анна, королева Франции, производила очень сильное впечатление на современников, так как была грамотна. Ее муж, французский король Генрих I, был неграмотен и на документах ставил крестик; она же писала — Анна Регина. Анна Ярославна привезла во Францию Евангелие, которое до сих пор хранится в Реймсе (в этом городе и именно на этом Евангелии короли приносили присягу). Личным рыцарем Анны был граф Бодуэн. Этот рыцарь в Первом крестовом походе отвоевал Иерусалим у мусульман и стал Иерусалимским королем. Там он ввел культ Анны и когда в начале XIII века в Иерусалиме находилось русское посольство, то гости были встречены с необычайной пышностью, как встречают только близких родственников. Они были очень удивлены. Анна была центром рыцарского кружка и французские филологи обнаружили во французском рыцарском эпосе, в частности в «Песне о Роланде», описание киевских ландшафтов — видимо, Анна рассказывала о Киеве и эти рассказы нашли отражение в рыцарском эпосе Франции.
Кстати есть полулегендарная версия о том, что София Киевская была спасена французским писателем Роменом Ролланом. По замыслу Постышева, Софию и Михайловский собор необходимо было уничтожить и создать выше Крещатика правительственный центр. Тогда известный реставратор Барановский обратился к Ромену Роллану, и последний в ответ отправил письмо Сталину. Там было сказано, что София неразрывно связана с королевой Франции и потому французская интеллигенция просит древнейший памятник не уничтожать. Возможно, это письмо спасло Софию для потомков.
А третья дочь Ярослава Мудрого — Анастасия, была женой венгерского короля Андрея I. Они похоронены на озере Балатон и до сих пор там стоит капелла.
СВЕТСКИЕ СЮЖЕТЫ СОФИИ КИЕВСКОЙ
Поднимаемся на второй этаж, и что мы видим? В главном храме Киевской Руси присутствует светская, а не только религиозная роспись. Это светские сюжеты, хотя они имеют сакральный аспект. Перед нами изображение древнерусского оркестра. Здесь присутствует даже пневматический орган. В Киевской Руси орган служил не в качестве богослужебного инструмента, а в качестве военного.
Росписи Софии завершаются музыкальными сценами и в северной башне, и в южной башне. Дело в том, что церковное, в том числе византийское православное пение, акапельное. А инструменты изображались для выражения пифагорейской гармонии мира. Поэтому когда вы видите музыканта с инструментом, кроме символических оттенков, — это имеет еще и оттенок выражения гармонии мира, мировой пифагорейской гармонии света.
Что касается мозаичных орнаментов, здесь изображенных, то ресторан «Прага» в Москве украшен такими же орнаментами. Эти орнаменты с шиферных плит используются в создании рисунка современных тканей; таким образом мы вступаем опосредованно в связь с прошлым.
Если задуматься, то прошлое — это не то, что прошло. С прошлым мы вступить в связь не можем, его нет, оно прошло. Прошлое — это нереализованные возможности, которые мы реализуем сейчас и таким образом вступаем с ними в связь.
«День» благодарит за содействие в подготовке материала директора Национального заповедника «София Киевская» Нелю КУКОВАЛЬСКУЮ и заведующую Национальным музеем «София Киевская» Ольгу БАРСКУЮ.
Выпуск газеты №:
№77, (2001)Section
Общество