Экологические загадки. С продолжением?

Уже много лет назад в Полтаве насчитывалось несколько болевых экологических точек. Во-первых, завод газоразрядных ламп (ртуть), затем завод «Химмаш» (фтор), два больших оборонных завода также сбрасывали в нашу Ворсклу ряд довольно токсичных тяжелых металлов. Разумеется, еще тогдашние экологи, журналисты, писавшие на природоохранные темы, боролись с загрязнением воздуха автотранспортом. Ну, а в соседнем Кременчуге и экологи, и некоторые политики даже сделали себе карьеру, защитив город от сооружения исполинского комбината белково- витаминных концентратов. Здесь уже борьба «за экологию» приобрела всесоюзный масштаб: ученые, публицисты масс-медиа, активисты тогдашнего «Зеленого свита» сумели доказать вредность новомодного производства. Комбинат, недостроив, закрыли. Большой полтавский эколог, в то время первый секретарь обкома партии Федор Моргун, получил в Москве кресло главного эколога СССР (главы Госкомитета по охране окружающей среды). В общем, война с антропогенным фактором на Полтавщине имела довольно резонансные формы, однако все прекратилось с того грустного и продолжительного периода, когда промышленное производство «упало на колени».
Собственно, бороться было не с чем: заводы позакрывались, вредные производства (и вообще новые производства) больше не строились... И все-таки в 90- е годы в центре Украины происходили процессы нехорошие, симптоматичные.
Симптом первый — под названием «комсомольский» (это название я придумал по аналогии с американским фильмом «Китайский синдром»). «Синдром» появился в городе Комсомольске в середине 90-х: от странной, похожей на астму, болезни пострадали сотни людей. Причем форма «астмы» была иногда очень тяжелой, болезнь поражала сердце и печень, человек становился практически инвалидом. Но самыми бессмысленными и удивительными были еще два обстоятельства. Первое: медики, как ни искали, но так и не смогли четко объяснить происхождение «синдрома». Второе, еще более невероятное: болезнь поражала исключительно лиц мужского пола. Но снова-таки — этот парадокс так и не смогли объяснить. Я тогда постоянно контактировал с главным терапевтом области Иваном Барановым, возглавлявшим областную комиссию здравоохранения. И он говорил: лучшие украинские специалисты так и «потерялись» в догадках. «Синдром» проявлялся сезонно, регулярно и... с периодичностью через год: в 1995, 1997, 1999... Загадочный «выброс», калечивший мужчин, связывали с горно- обогатительным комбинатом Комсомольска, с добычей руды. Но прямой взаимосвязи так и не обнаружили. Разрабатывали даже версию терроризма. Но и военные не сумели объяснить — какое еще ОВ могло так выборочно поразить сотни (и теперь уже тысячи) людей?
О загадочной болезни я писал несколько раз. Общественный резонанс был небольшой — складывалось впечатление, что от странной проблемы просто отмахнулись. Правда, мэр Комсомольска, господин Попов, публично объявил, что человеку (ученому, медику, кому угодно), который объяснит «плохой» феномен, он даст денежную премию. Но, насколько я знаю, премию так никто и не получил. Ученые сходятся в одном: этимология болезни связана с экологией, с окружающей средой. Вопрос: что в эту среду попало и почему оно оказывает такое выборочное влияние?
Симптом второй. Произошло это непонятное отравление в селе Хомутцы Миргородского района, и о нем также было уже достаточно публикаций в газетах (в том числе в киевских). Сначала речь шла о том, что какой-то злоумышленник «пошутил»: отравил детей нервно-паралитическим газом типа «Зарин» (об этом, в частности и автору этих строк, говорил уже упоминавшийся Иван Баранов). Но несколько позже возникла другая, также вполне официальная версия события: дети, мол, просто потеряли сознание, дескать, от жаркого солнца — а потом, якобы, произошел синдром массовой истерии. Родители «заводят» детей, дети — родителей... В общем, история довольно запутанная и при любом объяснении странная. Ну, с чего бы это и каким это образом «истерия» может продолжаться более трех лет? Ведь именно столько прошло с момента загадочного Хомутецкого инцидента... Вероятнее всего, во всех случаях искать нужно какой-то неумышленный, спонтанный «антропогенный фактор», т.е. виновата та самая экология, которая резко ухудшилась. Пока что только локально.
Что же существенно изменилось вокруг нас за эти десять лет? Ну, например, никогда по украинским дорогам не ездило столько плохих, старых машин, да еще и на плохом, часто кустарного производства горючем. В Полтаве только ее автопарк за пять лет вырос втрое. В Киеве, в других мегаполисах — еще больше... И тихая, зеленая Полтава дышит... пылью из-под колес авто, и еще бог знает чем, что вылетает из выхлопных труб: по запыленности состояние воздуха за последние четыре года ухудшилось на 2,5%. И наш город по этому показателю догоняет промышленные гиганты Украины.
Я привел только одну цифру, потому что как раз с цифрами весьма трудно. Как журналист могу засвидетельствовать: получить статистику в отношении экологии в последнее время становится все сложнее. Природоохранные органы, лаборатории и инспекции все чаще требуют определенной «аккредитации», «заключения контрактов» на получение информации. Хотя эти учреждения — на госдотации и просто обязаны вовремя и в полном объеме, без каких-либо «контрактных основ» информировать общественность об ее экологическом окружении.
...Недавно Полтаву облетела приятная весть. Начали работать конвейеры одного из крупнейших в городе и в то же время уникального, единственного в стране, завода ГРЛ (газоразрядных ламп). Образовалась тысяча рабочих мест. Для Полтавы — заметная цифра... Но завод, говорят, пока что работает только на треть своей бывшей мощности. Поскольку я живу в микрорайоне по соседству, этот факт меня чисто эгоистически радует. Завод ГРЛ — это ртуть. А ртуть, говорят ученые, это та же самая радиация — из организма не выводится. Поэтому я с тревогой ожидаю, когда рядом с моим «спальным» районом начнет работать знаменитый раньше полтавский завод «Химмаш». Не хочется стать жертвой какого-то «синдрома» или другой малопонятной для медиков болезни. А украинские ученые прогнозируют: через пять—семь лет, где-то в районе 2010 года, нынешний подъем нашей экономики может привести к неконтролируемой, непредсказуемой по масштабам экологической катастрофе.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
В Украине растет загрязнение воздуха. Например, показатель рН осадков (т.е. кислотные дожди) — на 2% в год. Кислые осадки наблюдались даже в Закарпатье. Очень загрязненным воздухом (выше среднего по Украине) дышат жители Донецка, Одессы, Днепропетровска, Мариуполя, Луцка, Черкасс, Запорожья... Рекордсмен по запыленности — Днепропетровск (за четыре года содержание пыли в воздухе выросло в полтора раза). А рекордсмен по загрязнению выбросами автотранспорта — Киев. Всего за год этот показатель вырос больше чем... на 80 процентов.
Выпуск газеты №:
№50, (2002)Section
Общество