Перейти к основному содержанию

Экономим на образовании?

12 мая, 20:27
ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО

Так уж сложилось, что в нашей стране сначала что-то прописывается в теории, а потом применяется на практике. Причем довольно часто эта теория формируется из опыта других, и этот чужой опыт не приспосабливается к украинским реалиям. Нечто подобное произошло с Болонским процессом и системой внешнего независимого оценивания. Опыт Европы и Америки руководство переняло слепо, не корректируя, не задумываясь, как он впишется в украинскую систему образования.

Обычно все указания идут сверху, от чиновнического аппарата. При разработке решений высокопоставленные чиновники не хотят консультироваться с теми, кто потом будет претворять их реформы в жизнь. В нашей стране есть высшие учебные заведения, давно идущие путем Болонского процесса, которые еще до внедрения системы ВНО разработали собственную процедуру тестирования при отборе абитуриентов и работали по ней на протяжении многих лет. Однако этот передовой опыт Министерство образования и науки Украины почему-то не хочет принимать во внимание. Тем более Болонский процесс — это не только рейтинговая система оценивания, это обмен научными кадрами и студентами с другими высшими учебными заведениями, и не только украинскими, электронные библиотеки, предоставляющие доступ к мировым научным ресурсам, маленькие группы, дающие возможность преподавателю работать с каждым студентом. И все это должно внедряться не хаотично, испытываться на практике, корректироваться.

В Украине есть феномен, на все сто процентов олицетворяющий принципы Болонского процесса. Это Острожский клуб свободного интеллектуального общения молодежи, который объединил студентов всей страны, наладил общение и обмен опытом между различными университетами. Что же как ни это является основной идеей Болонского процесса? Однако ценность идеи молодых людей обошли вниманием украинские чиновники. И сейчас Острожский клуб продолжает функционировать на энтузиазме молодых людей, которые побеждают стереотипы, познают Украину в непосредственном знакомстве Востока и Запада, подают пример высокой национальной сознательности.

Необоснованным и неоправданным кажется недавнее распоряжение Кабинета Министров Украины «Об особенностях формирования государственного заказа на подготовку специалистов и научно-педагогических кадров в 2009 году». Согласно этому документу в значительной степени сокращается объем государственного заказа на подготовку специалистов по отдельным специальностям. Так, например, на 50% уменьшается объем приема младших специалистов по специальностям экономика предприятия, бухгалтерский учет, правоведение, бакалавров по направлениям экономика предприятия, финансы и кредит, учет и аудит, право. Не менее, чем на 10%, уменьшается количество государственного заказа младших специалистов, бакалавров, специалистов, магистров на другие специальности. Кроме того, вообще не предусматривается государственный заказ на такие специальности, как документоведение и информационная деятельность, туризм, декоративно-прикладное искусство, фотоискусство, гостинично-ресторанное дело, реклама и связи с общественностью. Таким образом, не только поступить в высшее учебное заведение выпускнику школы теперь будет значительно сложнее (а платить за контрактную форму обучения смогут далеко не все). Возникает вопрос, как в таких условиях развивать Украину как туристическую страну, улучшать ее имидж на мировой арене, не стать жертвой информационных войн на уровне целого государства? И вообще, как строить государство без высокообразованных людей?

Ответ по поводу такого непопулярного решения стандартный: на дворе финансовый кризис, а следовательно, нужно экономить. Но почему бы не поискать другие пути экономии, например, сократить штат министерства или же уменьшить расходы на содержание штаба внешнего независимого оценивания? Ведь на проведение ВНО ежегодно требуется около 10 миллионов гривен. Кроме того, система ВНО далеко не безупречна. Она рассчитана на краткосрочные знания, не позволяет раскрыть творческий потенциал поступающего, его мотивацию к обучению. В прошлом году Киево-Могилянская академия дополнительно тестировала абитуриентов по собственным тестам. Однако такой шаг получил только критику со стороны чиновников.

Другие способы экономии средств можно найти. Уже в этом году студенты платят за свои дипломы, хотя государственное высшее образование должно быть полностью бесплатным. Однако уменьшать количество государственных мест — значит содействовать увеличению коррупции. Экономить на образовании — это оставлять страну без элиты.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать