Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Экзамен в пижаме

Украинские вузы рассказали «Дню», как будут принимать экзамены на карантине
27 мая, 10:29

Для студентов университетов и колледжей карантин пока не заканчивается. Поэтому итоговые экзамены, как и обучение в последние три месяца, пройдут для них в режиме онлайн. Министерство образования и науки уже подготовило и разослало учебным заведениям методические рекомендации, как проводить оценку студентов, защиты дипломных работ и сдачи аттестационных экзаменов («День» уже писал об этом в № 94-95 от 22 мая с.г.).

Напомним, что согласно рекомендациям, коммуникация между преподавателями и студентами может происходить практически через любые доступные системы: электронную почту, мессенджеры, программы для видеоконференций, форумы или чаты. Чтобы обеспечить объективное оценивание, учреждениям советуют использовать авторизованный доступ к электронным системам, преподавателям нужно фиксировать время начала и окончания экзамена, а также применять алгоритмы случайного выбора задач. Защиту дипломных работ тоже необходимо проводить в режиме видеоконференции, а экземпляры этих работ студенты должны направлять по обычной или электронной почте. Какие же пути коммуникации со студентами выберут украинские вузы и можно ли в таком формате действительно обеспечить качественную проверку знаний?

ДВЕ СЕССИИ — ПЕРЕД ЭКРАНОМ

В Национальном университете «Киево-Могилянская академия» карантин растянулся на целых две сессии. Дело в том, что это заведение занимается по триместрам, поэтому график обучения у них немного не такой, как у других. Экзамены и зачеты за второй триместр закончились в апреле. Поэтому к следующей сессии университет уже имеет апробированные модели ее проведения.

В течение последних нескольких лет в академии функционировал Центр электронного образования. Именно он сейчас курирует все вопросы, связанные с дистанционным обучением, рассказывает исполняющий обязанности президента НаУКМА Василий ОЖОГАН.

«Мы начали ряд вебинаров для преподавателей по проведению дистанционных лекций и семинаров. Часть научных сотруднико уже имели наработки в сфере дистанционного образования, но теперь эта практика распространилась на весь университет. Преимущественно мы используем нашу собственную платформу Distedu, работающую на базе Moodle. Она позволяет проводить дистанционные занятия, а также построить экзамены как в виде тестов, так и комплексных вопросов. Кроме того, мы активно используем приложения ZOOM и Microsoft Teams».

Василий Ожоган рассказывает, что накануне сессии они проводят опрос студентов, чтобы выяснить их оценку образовательного процесса. На этот раз из-за нового формата, дистанционного обучения, решили опросить еще и преподавателей. Результаты этого опроса показали — дистанционное обучение образовательному процессу не повредило.

«На сегодняшний день могу сказать, что те студенты, которые показывали хорошие результаты во время очной формы обучения, имеют хорошие результаты и на уровне дистанционной формы. Нет резких спадов. Поэтому я думаю, что мы безболезненно вышли из этой ситуации», — делает вывод пан Ожоган.

ТЕСТЫ ДОМА

В Национальном университете водного хозяйства и природопользования, в Ривном, уверяют, что к карантину были готовы. Здесь уже много лет применяют в образовательном процессе те технологии, которые сейчас позволяют обеспечить дистанционное обучение, а через несколько недель — и дистанционные экзамены. В частности, в заведении функционирует Учебно-научный центр независимого оценивания, который принимает экзамены и проводит текущий модульный контроль студентов всех курсов.

«Этот контроль осуществляется в виде тестов на компьютерах, без участия преподавателя. Это исключает многие факторы риска, — рассказывает начальник отдела связей с общественностью университета Виталий ПРОКОПЕЦ. — У нас есть специальные аудитории, закуплено соответствующее программное обеспечение, новые компьютеры, настроены сети, чтобы интернет не исчезал посреди экзамена. Единственное отличие того, как у нас сдавались экзамены в карантин и сейчас, — это то, что студенты будут проходить тестирование по дому».

Экзамен дома несколько отличается от аудиторного и тем, что студент может воспользоваться дополнительными источниками информации. Так, пан Виталий уверен, что риск списывания или посторонней помощи для технических направлений — минимальный: «Что касается объективности результатов — это очень дискуссионный вопрос. У нас технический университет, есть своя специфика. Если, к примеру, школьникам с задачами могут помочь родители или репетиторы, то не так уж много посторонних людей смогут сесть и оперативно сделать модуль или экзамен, к примеру, по дисциплине «Сопротивление материалов». Вероятность того, что студенты будут списывать друг у друга, также невелика. Экзамен — это огромная выборка вопросов, которые задаются студентам не одновременно. Для понимания всего по одному предмету в программе, например, 300 вопросов, а на экзамене система выдаст случайных 20 или 30. Каждому студенту разные и в разном порядке. Очевидно, что определенный риск списывания есть, теорию можно где-то подсмотреть. Но мы должны исходить из современных реалий».

Все экзамены будут проходить по расписанию, в течение определенного времени. Виталий Прокопец отмечает, что университет много лет назад заключил контракт с компанией Google и сейчас может бесплатно пользоваться всеми функциями всех ее приложений. В частности, в НУВХП работают с программой Google Meet. Она похожа на ZOOM, но позволяет проводить пары без лимитированного времени, а администрация может отслеживать процесс обучения.

ГОСЭКЗАМЕНЫ В ZOOM

В Институте журналистики Киевского национального университета имени Тараса Шевченко уже стартовали дистанционные государственные экзамены и защиты итоговых квалификационных работ с помощью программы ZOOM. Впервые за историю деятельности вуза студенты проходили аттестацию онлайн.

«Этот опыт был новым как для студентов, так и для преподавателей, — рассказывает преподаватель университета, доцент кафедры истории журналистики Наталья ЖЕЛИХОВСКАЯ. — Накануне экзамена студенты получили четкие инструкции о правилах коммуникации в формате видеоконференции ZOOM. Все происходило почти так же, как и при обычном оценивании. У студентов была возможность выбрать билет — они были разложены перед экраном. Студент называл, какой именно он хотел бы взять, например, второй во втором ряду. Преподаватель брал билет и зачитывал задания. Далее студент готовился письменно. Экраны каждого из участников экзамена были настроены так, чтобы члены экзаменационной комиссии могли полностью контролировать процесс подготовки».

80% украинских студентов, к сожалению, учатся в университете не столько для того, чтобы получить знания и профессиональную квалификацию, а чтобы получить оценку и иметь диплом. В зарубежных университетах студент ценит результат, никогда не будет списывать, потому что это считается одним из самых серьезных академических проступков. У нас же студент обычно не заинтересован в получении знаний, а оценка для него является лишь формальностью для того, чтобы получить диплом, и это вообще делает ситуацию абсурдной. Поэтому все зависит от желания студентов. Если студенту надо обучение, то ему можно поверить и не ставить обязательную промежуточную оценку. Он все равно будет учиться, потому что это ему нужно. А если подойти чисто с формальной точки зрения, то проверку можно устроить. Но улучшатся ли от этого результаты обучения и качество образования? Это очень сомнительно

Принимали экзамены, как и раньше, четверо преподавателей, председатель экзаменационной комиссии и секретарь. А одновременно находились в конференции ориентировочно десять студентов.

«Можно сетовать на недостаточную возможность проконтролировать процесс подготовки, впрочем, это легко легко сделать во время устного ответа, — объясняет Наталья Желиховская. — Члены комиссии задавали уточняющие вопросы, на которые студент должен отвечать сразу, а потому выяснить уровень знаний было несложно».

Елена — одна из магистров второго года обучения Института журналистики, которые уже сдали государственный экзамен. Девушка заверила, что преподаватели отнеслись к ним достаточно доброжелательно, так как понимали, что для большинства  это первый подобный опыт. Впрочем, она выделила несколько существенных недостатков, над которыми стоило бы поработать.

«Прежде всего — это выбор билета. Для нас их разложили, но не навели камеру. Фактически, мы выбирали их вслепую. Это отнимало лишнее время. Потому что, например, ты говоришь, что хочешь взять седьмой билет в первом ряду. Оказывается — его уже нет, и ты снова выбираешь. Во-вторых, есть нюансы и в процессе подготовки. Мы наводили свои камеры так, чтобы преподаватели видели наши руки, что мы ни откуда не списываем. Но все-таки возможность воспользоваться дополнительными источниками была и, если честно, я не знаю студентов, которые эту возможность не использовали бы. Во время устного ответа некоторые преподаватели задавали дополнительные вопросы не по билету, чтобы выяснить уровень общей журналистской грамотности. Но, наверное, более объективно было бы, если бы мы отвечали сразу устно, без подготовки».

Помимо Киевского национального университета Елена учится на магистерской программе в Швеции. Сейчас там также карантин, а экзамены вынуждены сдавать дистанционно, через те же платформы, что и в Украине. Правда, сам подход к обучению и формирование задач у шведов несколько иные.

«Здесь оценка за предмет состоит из групповой работы и индивидуального задания, которое мы загружаем на онлайн-платформу до дедлайна. Это могут быть практические задачи, например, создать коммуникационную стратегию или теоретические — написать эссе по теме. У нас есть список литературы, которую мы можем использовать в работе, но цитаты оттуда необходимо оформлять должным образом, без плагиата. Здесь другой подход к задачам, преподаватели стараются минимизировать возможность студента «загуглить» и найти ответ. Были, конечно, дисциплины, которые требовали «зазубривания», но тогда экзамен был полностью устным. Думаю, украинским вузам также следовало бы делать акцент именно на практическом применении полученных знаний. Это более объективно показало бы уровень усвоенного материала», — заключает Елена.

ЭКЗАМЕН — ФОРМАЛЬНОСТЬ

В законе Украины «Об образовании» прописано понятие университетской автономии. Согласно ему, каждый университет может выбирать собственные подходы к обучению и аттестации студентов. Независимо от рекомендаций МОН, теоретически, преподаватели могли бы выбрать и другие варианты оценивания знаний студентов. К примеру, выставить оценки по результатам работы в течение семестра или даже перенести аттестацию на то время, когда это можно будет сделать стационарно. Ведь любые программы, позволяющие дистанционно работать со студентами, не обеспечат действительно объективную оценку их знаний, если сам студент не будет в этом заинтересован.

«Такая проверка априори объективной быть не может, но другого выхода нет, — отмечает эксперт по вопросам образования, исполняющий обязанности директора Учебно-методического центра качества образования Игорь Ликарчук. — 80% украинских студентов, к сожалению, учатся в университете не столько для того, чтобы получить знания и профессиональную квалификацию, а чтобы получить оценку и иметь диплом. В зарубежных университетах студент ценит результат, никогда не будет списывать, потому что это считается одним из самых серьезных академических проступков. У нас же студент обычно не заинтересован в получении знаний, а оценка для него является лишь формальностью для того, чтобы получить диплом, и это вообще делает ситуацию абсурдной. Поэтому все зависит от желания студентов. Если студенту надо обучение, то ему можно поверить и не ставить обязательную промежуточную оценку. Он все равно будет учиться, потому что это ему нужно. А если подойти чисто с формальной точки зрения, то проверку можно устроить. Но улучшатся ли от этого результаты обучения и качество образования? Это очень сомнительно».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать