...Эмоциям не тесно!
Спешите! Фотовыставка «Дня» заканчивается 25 марта. А уже 26-го на Форуме производителей рекламы, полиграфии и книгоиздателей в Донецке будут представлены наши книги и проектыВыставка «Дня» в Донецке стала настоящей отдушиной для дончан. Например, в выходные здесь проходили настоящие «семейные праздники». Родители приводили своих детей получить «живые» эмоции. «Папа, глянь, это же моя подруга! Мы с ней в школу вместе ходим!» — говорит 10-летняя девочка отцу, показывая на фотографию, сделанную Евгенией Коноплевой 1 сентября. Действительно. Отец сразу же начал звонить своей супруге, чтобы рассказать о таком совпадении. Позже они долго еще ходили по залам и искали похожие лица и похожие чувства. В таких случаях понимаешь, как тесен мир для людей. Но мир совершенно не тесен для эмоций.
В этом уверенна молодая супружеская пара, которая посетила выставку. Анастасия и Кирилл Жаркие пришли в «АртДонбасс» вместе. «Фотографий много, все они очень интересные. Над некоторыми мы задерживались подольше, они заставляли задуматься о нашей национальной гордости, некоторые наталкивали на слезы, некоторые не могли не вызвать улыбки. После того как мы поняли, что нужно сделать выбор и отдать свой голос только за одну работу, пришлось еще раз обойти выставку и все-таки определиться. Мы были в восторге! И получили массу положительных впечатлений. С нетерпением будем ждать новых мероприятий «Дня» в Донецке!» — делится Анастасия.
Фотовыставка заставляет не только задуматься над многими вещами, но еще и вызывает желание говорить поэзией. Каждый отзыв в книге «Дня» — небольшая история. Читатели приходят на выставку не один раз, чтобы насладиться каждым снимком, чтобы пережить вновь каждую историю, чтобы сопереживать, радоваться, сочувствовать, возродиться.
Своими эмоциями и мыслями поделились и студенты кафедры журналистики ДонНУ. Именно их отзывы составляют наибольшую часть письменной и устной истории фотовыставки в Донецке, некоторые из них мы предлагаем читателям.
ВПЕЧАТЛЕНИЯ
СМЫСЛЫ
Дайана БАНДА:
— Александр Гордиевич, сделав фотографию «Бабушкины хлопоты», уловил в объектив мои воспоминания. Бабушка выносит из сарая двух маленьких беззащитных козлят, она выглядит чуть утомленной, не потому, что ей тяжело выполнять работу сегодня, а потому, что выполняла ее вчера, позавчера, несколько лет назад и будет выполнять завтра. Так вижу я свою бабушку, так увидел Александр постороннюю пожилую женщину и запечатлел ее образ для вечности.
«Бабушкины хлопоты» — одна из первых фотографий, увиденных мною. Она перенесла меня в детство, и на всю выставку, на каждый экспонат я смотрела глазами ребенка. Не в этом ли суть мастерства фотографа? В том, чтобы перенести туда, где нас уже нет, а может быть, и не было...
Я благодарна Гордиевичу за его работу, давшую мне ощущение дома в просторном выставочном зале. Но сильный эмоциональный заряд от фотографии Александра не помешал мне подметить интересную деталь и сделать небольшое личное открытие: название экспонатов играло решающую роль на мое восприятие фотографий. Я видела ровно то, что хотел показать мне человек, назвавший фото. И вот спустя почти неделю после посещения выставки все никак не могу прекратить думать: заметила ли я часть своего детства в «Бабушкиных хлопотах» самостоятельно или мне его подсказали...
ПАМЯТЬ
Евгения ЧЕТВЕРТАК:
— Фотографии обладают уникальным свойством хранить годами случайные моменты: и счастливые, и грустные. Иногда один взгляд на снимок может вызвать бурю эмоций, заставить изменить жизнь, вдохновить на творчество. Именно такие снимки представлены на фотовыставке газеты «День» в Донецке. Они все абсолютно разные, их делали профессионалы и любители, взрослые и совсем юные фотографы. Но объединяет эти фото одна черта — ни одно из них не оставляет людей равнодушными. Они все вызывают ответные эмоции. Глядя на одни снимки, хочется смеяться. Глядя на другие, хочется плакать. В этой экспозиции нет ни одной фотографии, которая бы не взяла зрителей за живое.
Каждая из них трогательна по-своему. Но наибольший восторг у меня вызвала фотография Александра Дурманенко под названием «Спогади». Пожилые мужчина и женщина, которые, скорее всего, прошли вместе войну (у него вся грудь в медалях), сидят вдвоем на лавке с букетами цветов и разговаривают. Сразу видно, что они рады встрече. Может быть, они давно не виделись, а может, вспоминают свои молодые годы.
Глядя на это фото, я сразу вспоминаю День Победы, такой торжественный и такой печальный. Как в песне: «...праздник со слезами на глазах». Раньше не задумывалась об этом. Но с возрастом стала понимать, что люди жертвовали жизнями ради будущего. У этих дедули и бабули, которые наверняка прошли все круги ада, есть и хорошие воспоминания. Они еще могут улыбаться. Меня это сразу наталкивает на фразу, которую сказал кто-то из великих: «Даже если у тебя нет ничего, у тебя есть жизнь, в которой есть все!»
Меня это фото заставило задуматься о многом. Верю, что я такая не одна. Хочется сказать «Спасибо» всем фотографам, которые делают такие глубокие и берущие за душу снимки. Фотография — это тоже искусство, которое может менять жизни и питать души.
ПЕРСПЕКТИВЫ
Анастасия ДЬЯКОВА:
— Зал выставочного центра был похож на огромную книгу с сотнями разных фотографий-историй. Какие-то из них грустные, какие-то — вызывают улыбку, иные заставляют задуматься, а третьи — погрузиться в воспоминания. В общем, лирика, да и только. Но комментарий к фотографиям — это целиком и полностью эмоции, которые она вызывает, а тут ничего, кроме лирики, быть не может.
Я долго блуждала между фотографиями и поняла, что не могу написать комментарий целиком и полностью к рубрике, ведь, согласитесь, там все фотографии довольно разные и каждая не оставляет равнодушным. Это будет либо одно смазанное впечатление, либо большой и длинный трактат о том, что значит для меня каждый из снимков. А потом я заметила за собой, что постоянно возвращаюсь к одной и той же работе.
Казалось бы, ничего удивительного и особо эмоционального на ней не изображено. Всего лишь старое здание с полуразрушенным фасадом, трещинами и осыпавшейся штукатуркой. И дяденька, бойко орудующий голубой метелкой. А под фото написано: «Місто Кіровоград. Вулиця Велика перспективна», автор — Александр Косарев.
Первое, что приходит в голову при виде этого здания: «Надо же, батенька, как жизнь-то тебя потрепала, наверное, тебе под сотню лет, и ты самого Ленина видел, войну прошел, стольких лидеров пережил, а все стоишь-стоишь, по миллиметру осыпаешься. Забыл, поди, когда в последний раз реставрировали?» Бордовая краска осыпалась, обнажая белую штукатурку, которая, в свою очередь, уступает место кирпичу, а тот — какой-то странной серо-зеленой стене. До костей пробрало время этот фасад, не жалея.
И так иронично смотрится на фоне этого пейзажа название улицы — «Большая перспективная». Куда же мы с такими перспективами? В Европу? Или «назад в будущее», как в том фильме? И дело ведь совсем не в фасаде, совсем не в этом конкретном здании, да и не в здании вообще. У нас страна в трещинах, в осыпавшейся штукатурке, а вместе с ней и ценностями, приоритетами, да и жизнью в целом. Гонимся за призрачными и идиотскими, порой, надеждами, суемся в Европу, где никто нас не ждет, все себе-себе (это я все о власти, да), а народу — известная комбинация из трех пальцев. Ну, и тебе, фасад, заодно, куда там тебя реставрировать, когда домашний автосалон нужно срочно пополнить новой моделью «Бентли».
Меня зацепила эта фотография тем, что примерно такую же картину я видела каждый день в детстве, приезжая к прабабушке. У нее на единственной в балке улице (совсем не перспективной, где даже водопровода не было) стояло несколько таких домиков. И мне эти стены такими родными были, ведь каждый день мы у них толклись... а сейчас их и вовсе снесли. Нет уже тех домиков, нет тех фасадов. А этот стоит, да еще и на «перспективной» улице. Надеюсь, что перспективы у него получше известных мне зданий.
ЕДИНЕНИЕ
Юрий БЕРЕЗА:
— Однажды главная героиня из романа Джона Фаулза «Коллекционер» сказала, что фотография мертва. Звучит странно и оскорбительно, если не принимать во внимание тот факт, что она училась на художницу. Это — лирическое отступление. Единственное по этому поводу скажу, что я с ней не согласен.
Выставка газеты «День» показательна в том плане, что это хронология современной Украины в картинках, исторический альманах, значимость которого не переоценить. Это та Украина, которую надо видеть и оценивать с точки зрения простого человека, а не критика. Соль этого проекта — схватить момент за хвост. И не важно, на телефон ли снято или на профессиональный зеркальный фотоаппарат. Четкая картинка или замыленная. Главное — факт. И схвачен момент за хвост был около 250 раз.
Почему не стоит делить? Повторюсь, это Украина. Страна, которая стремится к соборности, но крайние Запад и Восток все так же друг на друга катят бочку. А если еще и размежевать по группам (без политического или этнического подтекста), то это значит все снова разорвать на куски. Будь это девушка в красном «Запорожце» или Янукович, поспевающий за марширующим Медведевым. Женщина, перебирающая кукурузу, или ребенок, глядящий с осуждением на бутылку водки. Собака у прилавка с растерзанными цветами или бродяжка, держащая в зубах остатки пластмассовой куклы. Это все происходит в одной стране, а не в конкретном регионе или за государственными пределами. Точно так же не имеет значения, кто это видит: ребенок или взрослый, мужчина или женщина. Это видит украинец. Это важно. Пускай они не знают друг друга, но они сделали, как ни странно, сообща. И то, что выставлено на обозрение в «АртДонбассе» — это, пожалуй, одна из самых объемных и информативных историй современности «жовто-блакитних» на сегодняшний день. Истории, которой не нужно слов.
ТРУД
Карина ПУНТУС:
— В тот день, день открытия фотовыставки, я погрузилась в мир застывших и в то же время живых эмоций. Со стен на меня смотрели грустные и счастливые глаза людей, заинтересованные и все еще на что-то надеющиеся глаза животных, ощущалась нескрываемая радость и ярко выраженная печаль.
Среди сотен фотографий сложно было выделить одну, которая бы чем-то по-особенному понравилась... так я думала до того момента, пока не наткнулась на работу Константина Бобрыщева «Буде багато паленти». Казалось бы, что особенного может быть в фотографии, на которой простая женщина очищает плоды кукурузы от ботвы, как бы не так. Для меня это не просто картинка, это кусочек моей жизни, моего детства, ведь когда-то давно точно так же мы с бабушкой раз в год оказывались в море кукурузы. Работа шла весело, но вместе с тем томительно — раскаленное солнце пекло в спрятанную под косынкой макушку, тело чесалось от сухой ботвы, а детские пальчики болели от усердной работы.
Это было давно, но даже сейчас, в век технического прогресса, никакие машины не могут заменить женских рук. И нет разницы, будет то палента или корм домашнему скоту, труженица с фотографии обязательно, как следует, доделает свою работу до конца, как когда-то моя бабушка.
Выпуск газеты №:
№52, (2013)Section
Общество