Перейти к основному содержанию

Этномодерн

Дизайнер Зинаида Лихачева рассказывает о соединении аутентичного и современного не только в стиле, но и в жизненной философии
24 июня, 21:10

К дизайнерскому творчеству Зинаида Лихачева пришла через творчество художественное. Точнее, именно в дизайне нашли продолжение живописные эксперименты Зинаиды, а также ее интерес к сакральной символике и желание окружить себя народной культурой. На стыке художественного, сакрального и народного появился стиль этномодерн, а также дебютная коллекция Зинаиды «Свет Солнца».

Эту коллекцию дизайнер впервые представила на Oxford Fashion Week 2010 Style Show в Британии, а украинская публика увидела ее несколько позднее, во время Львовской недели моды.

С этнической темой сегодня работают многие, и это касается не только фэшн-сферы. Но далеко не всем это удается, ведь качественная интерпретация предполагает глубокое погружение в этническую тему, чтение между строк, в конце концов — любовь к этой культуре.

Пожалуй, Зинаиде Лихачевой ее собственная интерпретация этнического и сакрального удалась. Возможно, потому, что благодаря этномодерну (который в скором времени с подиума сойдет в массы) дизайнер надеется не только привлечь внимание молодых людей к народной культуре. В первую очередь Зинаида призывает проникнуться к украинской культуре чувствами благодарности и преемственности.

Постижение национального духа посредством качественной моды? Почему бы и нет?

Сегодня Зинаида делится с читателями «Дня» своим пониманием этнического и модерного.

— Парадоксально, но, учитывая даже культ гламура, привитый нашему обществу, абсолютному большинству людей присуще несколько упрощенное отношение к одежде. Мало кто знает о том, что она помогает человеку гармонизировать его энергетические потоки. Именно поэтому выбор одежды — то, с чем каждый из нас сталкивается каждый день, — происходит, как правило, на интуитивном уровне.

МОДА С ТЕРАПЕВТИЧЕСКИМ ЭФФЕКТОМ

— Одежда обладала ритуальным значением с древних времен. В частности, особый крой носили те, кто был ответственным за всевозможные священнодействия. Кстати, вы никогда не задумывались над тем, почему у священников одежда стремится к земле, а головные уборы — к небу? Это не случайность. Ведь на самом деле такая форма помогает священнослужителям гармонизировать небесный и земной энергетические потоки. Возможно, это звучит как фантастика, но одежда может обладать даже терапевтическим эффектом, стать одним из рычажков, способных повлиять на человека, остановить его деструкцию.

Особенно важно это понимание для женщины. Сегодня исконные знания уже не передаются из поколения в поколение. И мы не можем стоять в стороне от жизни, абстрагироваться от окружающего мира, в котором часто приходится быть «техногенной». Поэтому женщине необходимо перерабатывать и гармонизировать все то, что она получает извне. И одежда может помочь в этом. Хотя, конечно, наших проблем и жизненных задач она не решит, но помочь сохранить гармонию — это в ее силах.

Если говорить о тех, кто создает одежду — дизайнерах, то именно они в первую очередь должны работать над собой: быть одухотворенными, чистыми, вдохновляться культурой, не пытаться перещеголять коллег по цеху, а наоборот — взаимодействовать со своей средой.

CАКРАЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ

— В своей первой коллекции я соединила живописные приемы (ведь и по профессии, и по призванию я, прежде всего, художник) и аутентичную украинскую символику. Традиционные символы, которые вы можете видеть на украинских вышиванках, мы используем не только непосредственно в вышивке, то есть в декоре, но и в покрое, то есть в самой конструкции одежды. Это то, что мы называем «сакральной геометрией». Если присмотреться к платью или костюму из коллекции, в его силуэте можно разглядеть очертания того или иного символа.

Именно в стиле «этномодерн» я планирую продолжать работу. Понятие «этно» — достаточно обширное. За основу можно брать разные культуры. Впрочем, если говорить об архаической символике, то в значительной степени она единая для многих культур и народов. К примеру, один из универсальных символов — солнце, он и в основе этой коллекции, которая, кстати, так и называется — «Солнечный свет».

Меня всегда восхищали наши традиции, обычаи, образы. Недавно я прослушала курс лекций в музее Ивана Гончара о семантике украинской вышивки. Для меня каждый символ был открытием. С того времени народная культура стала частью моей семейной жизни. Даже дети включились в этот процесс: средняя дочка вышивает, младший сын — казак. Эти символы и этот дух — настоящей, а не поверхностной и «синтетической» украинской культуры — пробудил генетическую память и заработал в пространстве вокруг меня и моей семьи.

В то же время с сакральной темой необходимо быть крайне осторожным, ведь каждый символ несет в себе смысл, некую информацию, программу. Я считаю кощунством, когда, надевая вышиванку, несущую определенный смысл и содержащую набор символов, люди ведут себя неподобающим образом.

К этнической теме необходимо подходить осторожно и тонко. В том числе это касается дизайнеров. Ведь во многом «благодаря» прошлым десятилетиям в массовом сознании украинская этническая тема примитивизировалась и дискредитировалась. Стоит ли доказывать, что на самом деле в украинской традиционной культуре сокрыт глубочайший смысл? Поэтому на тех, кто в той или иной сфере либо в той или иной форме обращается к этническому, ложится большая ответственность: не идти на поводу у примитивности, а копать глубже и работать качественней.

С названием для марки одежды — «Nashe» у меня появилась идея создать линию одежды, которая была бы доступна широкому кругу украинцев, и таким образом внедрять определенную философию одежды в общество. Но тут передо мной стоят не только творческие, но и бизнес-задачи: необходимо удешевить производство, в то же время сохраняя индивидуальность. Возможно, таким образом мне удастся привнести свою лепту в гармонизацию и развитие культуры Украины.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать