«Это гибельная логика», —
так корреспонденту «Дня» оценил позицию Президента председатель парламентского комитета Евгений Марчук– Обращение Президента в Конституционный Суд по поводу соответствия Основному Закону решения ВР о введении временного запрета на повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги было запрограммировано логикой развития политической ситуации в Украине.
Глава исполнительной власти не только не может обеспечить своевременное погашение задолженности по социальным выплатам (а временный запрет действует до полного погашения указанной задолженности), но и пытается с помощью КС нейтрализовать попытку парламента обеспечить конституционное право граждан на своевременную выплату зарплаты.
Тезис Президента о превышении полномочий Верховной Рады своих полномочий вызывает, мягко говоря, удивление. Юристы с легкостью опровергнут этот тезис. Достаточно сослаться на ст. 48 Конституции, которая гарантирует право каждого гражданина на достаточный жизненный уровень для себя и своей семьи. Гарант Конституции должен соблюдать Основной Закон, а не «засорять» Конституционный Суд ненужными заявлениями. Можно, конечно, интерпретировать стремление Кучмы с помощью КС добиться выполнения условий предоставления Украине кредита расширенного финансирования EFF. Как известно, в Меморандуме, подписанном премьером Валерием Пустовойтенко и главой правления НБУ Виктором Ющенко с МВФ, содержится требование добиться 100% оплаты населением стоимости жилищно-коммунальных услуг. Однако советник Президента Анатолий Гальчинский, да и сам глава государства сами были вынуждены признать необходимость внести в Меморандум коррективы в связи с финансовым кризисом. Очевидно, что в первую очередь следует подумать о социальной защите населения и скорректировать программу EFF именно в этом направлении. И все-таки мотивы президентского шага несколько иные.
Во-первых, глава государства под видом борьбы с «социальной экспансией парламента» пытается и дальше игнорировать решения законодательного органа власти. Инструмент для этого выбран испытанный — Конституционный Суд. Не помогло президентское вето, обратимся в КС.
Во-вторых, в очередной раз проходит «обкатку» тезис о «превышении» ВР своих полномочий. Это вполне естественная для Кучмы реакция на попытки парламента усилить контроль за деятельностью исполнительной власти.
В-третьих, Президент достаточно четко дал понять, что он последовательно выступает за дальнейший рост тарифов по жилищно-коммунальным услугам и его не волнует, что людям просто нечем будет оплачивать этот рост. Господствует логика абсурда: планируется провести очередное повышение расценок и при этом все прекрасно понимают, что возрастет задолженность по оплате населением жилищно-коммунальных услуг. Представители исполнительной власти сами же приводят данные, в соответствии с которыми уровень оплаты упомянутых услуг колеблется в пределах 40—50% ежемесячно. Ну так давайте доведем рост тарифов до 150%, 200% ежемесячно, чтобы вообще никто ничего не платил. Давайте повысим в несколько раз плату за транспорт, чтобы никто не ездил вообще. Можно также прекратить есть и уменьшить, по словам Жванецкого, нагрузку на почву.
Это гибельная логика. Речь идет о временном запрете на повышение тарифов, то есть до погашения правительством задолженности по зарплате, пенсиям и другим социальным платежам. Парламент не вмешивается в сферу полномочий правительства. Он пытается заставить исполнительную власть выполнять свои прямые и конституционно закрепленные обязанности. Никто же не подает в КС на Президента за игнорирование требований ст. 48 Конституции, которая предусматривает, что каждый гражданин имеет право на достаточный жизненный уровень для себя и своей семьи, что включает в себя достаточное питание, одежду и жилище. Хотя по большому счету следует это сделать.
Выпуск газеты №:
№226, (1998)Section
Общество