Перейти к основному содержанию

Евгений ЖАРИКОВ: «Все, что добыл на охоте, нужно съесть»

30 октября, 00:00

— Евгений Ильич, а когда вы в последний раз были на охоте?

— Прошлой зимой. Охотился на Вологодчине, в Грязивецком районе. Исколесив на «Буране» не один десяток километров, все же сумели добыть с товарищами двух лосей. Но больше всего удивило, как на лесной полянке из-под снега стали вылетать тетерева. Косачей было так много, что я, честно говоря, сбился со счета. Радует, что остались еще такие места, где в изобилии водится дичь.

— Как вы приобщились к столь необычному для актера хобби? И что для вас охота прежде всего?

— Я москвич, хотя детство свое провел под Загорском, в деревне. Таких, как я, у моей бабушки собиралось до 16 внуков. Все скопом уходили в лес по грибы и ягоды, ловили рыбу. Причем снасти всегда делали сами, загибали гвозди под крючки, привязывали их суровой ниткой к пруту, а сплетенными собственноручно корзинами ловили карасей на плотинах. Это сейчас крючки, леска и бредни есть на выбор, а тогда это был большой дефицит.

Первое ружье мне подарил народный артист СССР Павел Петрович Кадочников, с которым познакомился и подружился на съемках, играя у него роль в «Снегурочке». К тому времени на Ленфильме сложился очень дружный охотничий коллектив, куда входили известные артисты Столяров, Блинов, Черкасов и, конечно же, Павел Петрович, у которого я перенял самое главное: все, что добыл на охоте, нужно съесть, не можешь — не стреляй...

Охота для меня — это прежде всего психологическая разгрузка, общение с природой, наслаждение одиночеством, открытие совсем другого мира, где совсем не обязателен выстрел.

— Приходилось ли вам опускать ружье, когда можно было и не делать этого?

— Конечно. Как-то сидим с Алексеем, сыном моего друга, в шалаше и ждем начала тетеревиного тока. С рассветом ток предстал перед нами в самом разгаре. На одной поляне насчитал до двух десятков петухов. Я был поражен происходящим, как они отчаянно бились за тетерку, и сознательно опустил ружье. Алексей дергает меня за рукав: «Дядя Женя, ты почему не стреляешь?» А у меня стрелять рука не поднимается. Как в любовь стрелять? А косачи распушились, наскакивают друг на друга, дерутся отчаянно и несется окрест весенняя песня любви...

— Что вам больше всего нравится в процессе охоты?

— Естественно, сам процесс. А еще величайшим наслаждением на охоте считаю русскую баню. После нее здоровеешь и молодеешь настолько, что снисходительно поглядываешь на городских «бледнолицых».

— Как вы относитесь к выступлениям «зеленых» о необходимости запретить любительскую охоту, как недостойное занятие цивилизованного человека?

— Охота — это древняя, исконная традиция русского быта. А если говорить о цивилизованном человеке, то давайте сначала прекратим стрелять друг в друга, сделаем так, чтобы не было нищих и голодных, и только потом будем рассуждать, что аморально, а что нет. Человек с ружьем, добывающий в больших трудах дичь, не приносит вреда. Вред приносит бесконтрольная охота — браконьерство.

Самыми злостными браконьерами я считаю тех, кто травит дичь, орошая поля и леса различными пестицидами и гербицидами. Я видел полудохлых птиц, падших кабанов и оленей. Это действительно страшно.

— Разделяет ли ваше увлечение актриса Наталья Гвоздикова?

— Сложный вопрос. Наверное, как и всякая любящая жена, она понимает меня, но с трудом мирится с тем, что я буду отсутствовать какое-то время дома. Так что на охоту иногда приходится уезжать с большими трудностями, так как всегда сразу находится масса всевозможных домашних дел. Но всякий раз, когда возвращаюсь, вижу, что меня очень ждут и совсем не вспоминают о делах. Наталья Федоровна — глубоко городской человек, и если в лесу, когда выезжаем за грибами, заведется хотя бы один комар, он ее обязательно искусает. Но грибы собирать Наташа любит.

— А сейчас у вас есть своя охотничья компания?

— Конечно, есть. У нас в компании люди разных профессий, объединенные лишь одной общей страстью. Часто выезжали на охоту вместе с Володей Ивашовым. Помню, как однажды заночевали мы с ним в деревенской избе, где кроме деревянных лавок и стола ничего больше не было. И вдруг среди ночи я проснулся от того, что Володя и сопровождающий нас егерь читают друг другу стихи. Я послушал, послушал и тоже присоединился — стал читать свои любимые. Разбудили всех, и до утра уже никто не уснул: говорили об искусстве, литературе. Вот какой высокообразованный егерь оказался.

— Каким спортом занимались и каким занимаетесь теперь?

— Легче назвать тот вид спорта, каким не занимался — пожалуй, только боксом. Хотя в детстве и юности часто дрался, наверное, поэтому хорош был и без тренировок. В эпизодах с такими сценами снимался без дублеров.

Наиболее мне интересна подводная охота. В юности сам конструировал снаряжение: ласты, трубку, маску. Смастерил и подводное ружье. Одно было на резиновой «тяге», а другое стреляло за счет рессорной пружины от мотоцикла. Впоследствии, конечно, приобрел все настоящее, даже гидрокостюм, но те, первые, запомнились на всю жизнь. Во время путешествий мне иногда приходилось попадать в непредвиденные ситуации: удирал от акул, спасался от мурены, доставал с больших глубин Карибского моря раковины, кораллы, морские звезды.

— В фильме «Рожденная революцией» вы создали образ сыщика Николая Кондратьева. Этот образ собирательный или был прототип?

— Книга и сценарий к фильму были написаны с одного человека — Сергея Кондратьева, который впоследствии дослужился до ранга заместителя министра внутренних дел Карело-Финнской республики и умер в 1957 году от рака.

После того, как фильм вышел на экраны, из Петрозаводска мне позвонила женщина и пригласила приехать в гости на встречу с семьей Кондратьевых. Я был поражен, ведь во время работы над фильмом нам сказали, что никого из Кондратьевых уже нет, и вдруг узнаем, что живы и здравствуют аж пять поколений. Конечно же, мы сразу согласились.

Нас встретила сама Мария Константиновна Кондратьева — жена Сергея Кондратьева с дочерью Антониной (приемный сын по фильму — вымышленный персонаж). Встреча для нас была очень волнующей и радостной. Где мы только не выступали: в городах и поселках, во Дворце культуры и на лесоучастках, везде был неподдельный интерес к фильму и гордость за своего земляка. Встречались и беседовали с теми людьми, кто близко знал легендарного сыщика. Я был приятно удивлен, узнав от Марины Константиновны, что ее муж был к тому же и страстным охотником. «Поэтому и находил преступников, — говорила она. — Бывали случаи, они сами приходили к нам домой сдаваться, когда узнавали, что именно Кондратьев стал раскручивать их дело. Говорили: «Мы те, кого вы ищите. Знаем, что все равно найдете, вот и пришли...» Так что охотничьи навыки ему здорово помогли».

— В каких фильмах вы сейчас снимаетесь?

— В больших работах не играю, сказывается старая травма ноги, да и работа в гильдии отнимает много времени. Сейчас снимаюсь в фильме с рабочим названием «Транзит», в роли генерала ФСБ, который ловит международную банду наркодельцов, но, в конце концов, погибает сам.

— А чем еще увлекаетесь, помимо охоты?

— Безумно люблю лошадей и, если бы была возможность, держал бы их у себя дома. Недавно на кинофестивале в Карачаево-Черкессии мне подарили чистопородного скакуна-двухлетка. Теперь ждут моего решения: привезти его сюда или оставить там — на горном воздухе. В связи с этим веду переговоры с женой — Натальей Федоровной (шучу). Конечно же, ищу место здесь, в Москве, где можно его содержать и где с ним работали бы специалисты. А дома живет только общий любимец и диванный баловень коккер-спаниель — мистер Рональд Сноу. Иногда стоит ему сказать: «Мистер Рональд, не желаете ли вы сегодня пойти со мной на охоту?», — как тут же из полусонной, домашней собачки он превращается в яростного охотничьего пса, лает, прыгает на дверь, требует, чтобы его выпустили в лес, где бы он показал себя во всем своем блеске.

— Чем занимается ваш сын?

— Сыну Федору — 21 год, учится на третьем курсе «иняза». Он видел мою жизнь с раннего детства и, наверное, поэтому никогда не хотел быть артистом. И слава Богу. С собой в лес я его взял, когда ему был один год и семь месяцев. Он сидел у меня на шее и теребил волосы, а завидев гриб, тут же начинал кричать: «Гиб, гиб».

— Наверное, как всякий охотник, вы обладаете достоинствами, которых нет у ваших друзей-неохотников?

— Могу, например, в сырую погоду с одной спичкой развести костер, быстро и вкусно приготовить еду, а это я считаю важным достоинством для мужчины. Не менее важна выносливость — таскаю большие сумки из продуктового магазина. Иной раз задумаешься об экономической целесообразности охотничьих поездок и приходишь к выводу, что сходить в магазин «Дары природы» было бы в десятки, а то и сотни раз дешевле. Но проходит время, и снова с неудержимой силой тянет в лес.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать