Европейский аристократ из Днепродзержинска
Роберт Лисовский — автор эстетической «одежды» к выдающимся прижизненным книгам Тычины, Самчука, Ольжича и разработчик атрибутики Пласта![](/sites/default/files/main/articles/21082014/14cerkva.jpg)
Его произведения принадлежат к «Золотому фонду» украинской художественной культуры, а самого автора вспоминают по поводу многих культурно-художественных явлений: символизма, футуризма, необарокко, неовизантизма, ар-деко. В созвездии выдающихся имен — П. Тычины, Л. Курбаса, Г. Нарбута, М. Бойчука, В. Кричевского, Н. Вороного, П. Ковжуна, М. Семенко и других фигур модернизма этот выдающийся художник, педагог и общественно-культурный деятель формировал высокие критерии эстетического творчества с выразительно артикулированной национальной формой.
Рожденный в Каменском Екатеринославской губернии 29 декабря 1893 года с первых лет жизни он больше тяготел к музыке и гуманитарной сфере. По окончании народной школы в Каменском, юный Р. Лисовский сделал свой выбор относительно специализированного художественного образования. В 1906 г. родители отдали его на обучение в Миргородскую художественно-промышленную школу им. Н. Гоголя, которая в то время имела очень позитивный резонанс в профессиональных кругах. Лидером этого движения (по своему направлению — модернистского) в художественном образовании был Афанасий Сластен, который личным примером графика и архитектора показывал путь к национально сориентированному поиску стиля. Тогда же в Миргороде начал свою педагогическую деятельность молодой латвийский художник, человек с современными взглядами на искусство Рудольф Пельше, который развил у Роберта большое расположение к акварели.
Следующей ступенькой профессиональных устремлений настойчивого в тяге к качественным знаниям Роберта стало Киевское художественное училище. В первый раз его малярные и графические работы были представлены на выставке в г. Нежине, а также на показе группы молодых мастеров «Перстень» в Киеве (1913). В следующем, 1914 г. его произведения уже экспонировались на большой выставке «Общества киевлян», что само по себе удостоверяло зрелость представленных молодым автором художественных наработок. Кроме продолжения учебы в училище, работал над заказами по графическому оформлению книг в киевских издательствах «Сяйво», позже «Ґрунт», «Вернигора», «Музагет», «Флямінго». Засвидетельствовано и сотрудничество мастера с «Молодым театром» Леся Курбаса, а также с модернистской группировкой «Музагет».
Качественные перемены, а именно подчеркивание концептуальных черт в его графике, состоялись в стенах Украинской Государственной Академии Художеств, куда Роберт записался на учебу сразу после ее основания. Осознанный выбор Р. Лисовского касался имени Георгия Нарбута — культового книжного графика, слава которого распространилась по всей недавней Российской империи. Стремясь учиться именно в мастерской Г. Нарбута, Роберт Лисовский не пренебрегал возможностями познакомиться и с творческими идеями других профессоров. Подружившись с младшим братом Михаила Бойчука Тимофеем, он посещает занятия в классе именитого мастера, заинтересовавшись его неовизантийской методологией в занятии живописью и графике. Основная творческая памятка Р. Лисовского того динамичного периода — проект обложки к поэтическому сборнику Павла Тычины «Соняшні кларнети», откорректированная самим Нарбутом.
ЛЬВОВ
В связи с угрозами московско-большевистского террора в Украине после двух арестов ему удается покинуть Киев и отправиться в вынужденную эмиграцию. Сначала он оказался в Варшаве, где принимал участие в разработке государственных бумаг Польши. Значимым итогом этого короткого периода стало то, что выполненный им эскиз монеты двух злотых сдан в производство и в денежном обращении того времени использовалась проектированная им серебряная монета. Вместе с тем автор после такого успеха все же продолжал себя мыслить в контексте украинского искусства и при первой возможности, в начале 1923 года, переезжает во Львов.
Р. Лисовский имел контакты с общественно-политическим деятелем, литературоведом и культурологом, идеологом украинского национализма Д. Донцовым, потом сблизился с известным поэтом, публицистом и театральным деятелем Н. Вороным. Тогда же состоялось знакомство Роберта с известным львовским врачом, доктором медицины М. Панчишиным, от которого молодой художник получил заказ на проектирование стилевой мебели и бумажных обоев (тапет) для гостиной в его жилище. Параллельно для косовской кооперативы «Гуцульське Мистецтво» он выполнил один из лучших своих рисунков декоративного характера, условно названный «гуцульским мотивом», который стал украшением производства. Фактически это произведение мастера стало новой качественной стадией развития идей Г. Нарбута, который в свое время воспитывал своих учеников на этническом художественном наследии.
Работа над разработкой стиля прикладных вещей не была для мастера центральной. Больше всего времени после переезда во Львов он уделял графике и акварели. Львовский период творчества Роберта Лисовского оказался крайне динамичным и богатым идеями прежде всего в сфере книжной и газетно-журнальной графики. Высокий коэффициент новизны в его работах 1922—1927 гг. можно объяснить благоприятной психологической атмосферой в среде его коллег по Кружку Деятелей Украинского Искусства (КДУИ).
Всю совокупность работ, созданных для украинских издательств Львова, можно дифференцировать относительно корневого, базового знаменателя формального мышления Р. Лисовского, создателя важной для него идеи необарокко. Одна группа рисунков к обложкам, графическим паспортам, виньеткам, издательским маркам обозначена выразительностью этой концепции, другая группа работ (в большей мере работ для книг издательств «Ізмарагд», «Нова Культура», «Молочний Шлях», «Новий Час») обнаруживает несколько иную линию формально-аналитического мышления автора, с заметными «следами» его футуристического прошлого. Несомненным шедевром жанра книжной графики в контексте украинского модернизма в целом стала его обложка к роману М. Ренара и А. Жана «Борьба с трупом» (1927). Обложка книги В. Бобинского «Ночь любви» (1923) — еще одна из лучших и наиболее поэтических в пластическом эквиваленте работ автора за этот творческий период.
Роберт Лисовский на протяжении 1922—1927 гг. оставил большое количество графических работ разных жанров, которыми утвердил преданность установкам Георгия Нарбута. Фактически уже в 1924 г. Роберт Лисовский стал «своим» в разных, в том числе и аристократических, кругах украинского Львова. Язык графики Лисовского, как и Ковжуна, Бутовича, Сичинского, постепенно становился своего рода «визуальной идентификацией» галицкого украинства, наряду с почитаемыми здесь усилиями А. Кульчицкой, О. Куриласа, И. Иванца и др. формировал родное духовно-культурный и эстетическое пространство. С ростом профессионального и социально-общественного авторитета расширялся и круг друзей и знакомых Роберта. В одном из богемных кругов, который формировался в доме настоятеля церкви Параскевы Пятницы о. Ивана Эммануила Туркевича и Софии (из рода Кормошей), мастер познакомился с их дочерью Стефанией — пианисткой и профессиональной композиторшей, которую вскоре выбрал в жены. Их свадьба состоялась 4 августа 1925 года.
Как неотъемлемый участок художественного мировоззрения акварель сбалансировала эмоциональное состояние Роберта Лисовского, дифференцируя богатую палитру его чувственности. За 1922—1927 гг. мастер достаточно часто рисовал пейзажи и натюрморты, находя время для живых реакций на ежедневную жизнь. В 1927 г. во Львове у творческих супругов Лисовских родилась дочь Зоя, которая в совокупности своих черт стала квинтэссенцией художественной одаренности и аристократизма своих родителей. Однако профессиональный нрав побуждал его к продолжению художественного образования. Такой случай представился после назначения Р. Лисовскому стипендии Украинского Научного Института в Берлине в том же 1927 году. Выбрал для себя Высшую художественную школу (Hochschule fur Bildende Kunste), в которой проучился два года.
БЕРЛИН
Находясь в Берлине, нацеленный на качественные знания украинец пытался профессиональные студии совмещать с выполнением некоторых заказов от львовских издателей. Из числа учебных упражнений сохранилась репродукция его киноафиши, посвященной «звезде» немецкого кино Бригитте Хельм (Brigitte Helm).
Берлин значительно усилил профессиональный авторитет Роберта Лисовского. В Украинском Научном Институте он несколько раз виделся с профессором Дмитрием Антоновичем — выдающимся искусствоведом, общественно-политическим деятелем и организатором художественной жизни. В конце 1920 годов в Праге уже успешно функционировала основанная и возглавляемая им Украинская Студия Пластичного Искусства. Д. Антонович увидел в Лисовском перспективную кандидатуру для преподавания в этом заведении. В 1929 г. он был приглашен на должность профессора графического отдела УСПИ, на которой он пробыл до 1946 года.
ПРАГА
Каждая весть с нового места пребывания Р. Лисовского показывает, что он достаточно быстро стал органической частью национальной художественной семьи украинской Праги. В первые же месяцы его приняли в члены Украинского Общества Сторонников Книги, и он появляется на многочисленных заседаниях представителей этого интеллектуального круга (среди членов УОСК были Антоновичи, Билецкие, В. Биднов, П. Богацкий, И. Горбачевский, С. Сирополко, Е. Выровый и др.). Евгений Выровый, известный издатель, в 1931 г. был избран Командантом Союза Украинских Пластунов Эмигрантов, сразу приобщив Р. Лисовского к созданию атрибутики Пласта. Тогда же была издана юбилейная марка с рисунком мастера к юбилею организации. В дальнейшем Лисовский стал одним из активнейших пластовых деятелей, а 2 декабря 1934 г. на Шестом съезде СУПЭ был избран Командантом, пробыв на этом положении до 1939 года.
Сближается с пластовым движением, а затем став и Командантом СУПЭ в Чехо-Словакии, Роберт Лисовский реализовал свои национально-патриотические убеждения. Вместе с тем стал творцом «эстетичного паспорта» организации. Базовый элемент (лилия с трезубом) был смысловым центром разных композиций, в зависимости от жанра и функции соответствующего изображения.
Патриотическая составляющая гражданской позиции Лисовского в Праге закрепилась еще одним направлением, а именно сближением с кругами Украинской Военной Организации, а позже Организации Украинских Националистов. Личное знакомство с Е. Коновальцем отразилось на нескольких новых работах мастера военной тематики.
Надо признать, что с самого начала приезда Р. Лисовского в Прагу сам его авторитет имел своего рода эффект «официального художника» для широких кругов украинской эмиграции. Не только символично, но и по самой сути формальных проблем стиля его графика стала определенной консолидирующей силой и для художественных, и для научных, и для общественно-политических сообществ.
Работая в Праге, Роберт Лисовский создал проекты для очередных романов У. Самчука — «Марія» і «Гори говорять», которые были выпущены львовским издательством. Вершинной его работой в этой категории графики стала обложка к книге О. Ольжича «Вежі» — сплав патриотического чувства и высокой художественной силы. Еще в другой группе произведений (серийные тома Истории украинской литературы Д. Чижевского и Н. Гнатишака, издательство Ю. Тищенко-Сирого) график минимизировал изобразительный компонент ради академичности самой конструкции книг (в категории «Научная библиотека»).
Подытоживая всю совокупность формальных идей, закрепленных графикой Роберта Лисовского в 1930 — начале 1940 годов, есть основания видеть выразительную тенденцию обогащения ее стилевых черт при сбережении необарокковой концепции как базовой. Но существовали еще две группы произведений, которые имели несколько автономные формальные характеристики. Первыми из них были произведения, выполненные мастером на заказ чехословацких институций. Это, в частности, большая цветная афиша с рекламой фильма при участии популярного комика Власта Бурьяна (Vlasta Burian) и проекты графического оформления упаковок сигарет Sport, Egypt и Memfis.
Работая в Праге, Р. Лисовский сохранял действенные отношения с Павлом Ковжуном и другими лидерами украинской художественной жизни во Львове. Став членом Ассоциации Независимых Украинских Мастеров (АНУМ), он принимает участие в ее львовских выставках. В 1935 г. он был приглашен в Комитет празднования 30-летия Национального музея во Львове и 35-летия Владычества Митрополита А. Шептицкого. Этапными стали выставки современной украинской графики, организованные Лисовским по поручению берлинского Украинского Научного Института сначала в самом Берлине (1933) и Риме (1938). В том же 1938 г. в Риме Р. Лисовский организовал еще одно мероприятие, на этот раз Выставку украинских географических карт, по случаю Всемирного съезда географов.
Военные годы, включая самые драматичные события, находился в Праге. Не прекращал преподавать даже в условиях немецкой оккупации, находясь постоянно под угрозами наказаний или гибели от бомбардировок. По состоянию здоровья в 1950 году Р. Лисовский получает разрешение на переезд в Рим.
ЛОНДОН
После изнурительных и полных потрясений военных лет в Праге, а затем лишенных надежной бытовой почвы «Римских каникул» Лондон внес в жизнь Роберта Лисовского желаемые признаки стабильности и даже психологического комфорта. «Жил в большой комнате-ателье рядом с помещением профессора Вадима Щербакивского».
В Лондоне Р. Лисовский еще больше отдается общественным делам и как организатор, и как художник. Журналы «Визвольний Шлях», «За єдність Нації», «Сурмач», «Українська Думка», альманахи, марки и календари СУБ, издания Украинского Издательского Союза, Союза Украинской Молодежи, Украинского Пласта, а также книги церковной тематики заняли удельную часть его наработки как графика в 1950—1970 гг.. Именно в них выдающийся мастер с неослабевающим творческим пафосом продолжил развивать стилевые идеи своего великого учителя Г. Нарбута, но уже в собственной концептуальной редакции.
Прикладной графике в широком диапазоне форм Роберт Лисовский отдавал значительную часть своего времени в лондонский период творчества. Никакие формально-аналитические студии языка его произведений разных типологических групп, однако, не смогут реконструировать тот эмоциональный «натиск» и мотивации, под которыми творились его шедевры этого завершающего периода жизни. Но сердце мастера в эти годы нельзя почувствовать без еще одной составляющей его жизни в искусстве — станкового рисунка. Тематические группы рисунков, выполненных Лисовским разными техниками (акварель, тушь, гуашь, сепия, комбинированная техника), раскрывают самые тонкие вибрации души автора. И в мотивах «чистой природы», изображениях деревьев в парках, мотивах из разных кварталов Лондона (в том числе вид из окна художника), коллекции своеобразных этюдов из Прованса, а также в «репортажах» из лесов Швейцарии и др. появляется Автор с проницательным, тонким, чувственным взглядом на среду, Мастер с особой способностью радоваться пойманному «движению жизни» в самых обычных пейзажных мотивах.
Еще живя в Лондоне, Роберт Лисовский много времени проводил в путешествиях. Дочь Зоя, которая с мужем и детьми жила в Женеве, в начале 1970 годов пригласила отца на постоянное проживание в Швейцарию. В этой идиллии, в атмосфере особого семейного единения и провел свои последние годы жизни выдающийся мастер, педагог и патриот, легенда национального модернизма Роберт Лисовский. С его отходом в Вечность 28 декабря 1982 г. завершалась одна из самых ярких страниц культурной истории Украины XX века. Потомкам остался большой пример посвящения Нации и Искусству, сопряженный в высокую, аристократическую форму проявления.
Полный текст статьи читайте на сайте «Україна Incognita» incognita.day.kiev.ua
Выпуск газеты №:
№155, (2014)Section
Общество