Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Феномен чернолян

Бывшие жители Чернолиски на Кировоградщине, которая исчезла четырнадцать лет назад, установили памятник своему селу
04 августа, 11:00

Девятый год подряд коренные черноляне (так они сами себя называют) собираются у казацкого колодца, который едва ли не единственный из «объектов инфраструктуры» остался на территории бывшего села Чернолиска Знаменского района на Кировоградщине. Время собрания — неизменно (ближайшее воскресенье к церковному празднику Петра и Павла), повод — такой же: вместе вспомнить молодость, родное село и поделиться новостями. В этом году у них особая причина съехаться — это установление памятного знака селу, в котором они родились и которое исчезло 14 лет  назад.

Официально считают, что село Чернолиска основано в 1750 году, однако местные жители уверены, что люди здесь жили задолго до 1750 года. Чернолиска располагалась  в удивительно живописном месте — на берегу реки Ингулец, у Черного леса. Здесь земля богата не только черноземами, но и археологическими находками — окрестности села усыпаны остатками скифской, черняховской и чернолиской культуры. Близка для местных и тема освободительной борьбы времен Холодноярской республики.

Ежегодно к казацкому колодцу приезжают черноляне из разных уголков Украины: Знаменки, Кривого Рога, Днипра, Киева и даже Крыма (чернолянин Евгений Лень, несмотря на аннексию Крыма, постоянно бывает на родине: весной, когда «гробки», и летом, когда собираются вспоминать Чернолиску). В этом году в место, где спрятана их пуповина, приехали ориентировочно сорок односельчан.

Дата «смерти» села зафиксирована — это 2003 год, именно тогда из села выехала его последняя жительница, 74-летняя Валентина Марущак. Сейчас ей 85, и она с семьей сына Николая живет в Кропивницком. Именно Николай вместе со своими друзьями-односельчанами — Николаем Шатним, Николаем Вороным и Леонидом Турчином — воплотил в жизнь идею памятника Чернолиске. Камень весом полторы тонны нашли около фундамента старой церкви, изготовили табличку с датами жизни и смерти села: 1750—2003, а около цифр изобразили старый домик и садик.

Кстати, интересный факт, который свидетельствует о связи чорнолян со своим краем: Николай Марущак пьет воду только из старого казацкого колодца, того самого, около которой девять лет традиционно собираются чорноляне. Несмотря на то, что живет в областном центре — в 50 километрах от своей родины — регулярно приезжает, чтобы набрать питьевой воды из колодца своего детства. «Существует легенда, что еще чумаки из него брали воду, когда ехали в Крым за солью, потому что вода здесь особенная    — подолгу не портится. А еще деды рассказывали, что и Шевченко мог пить из этого колодца. Этот колодец — он наш талисман. Есть он — есть мы», —  рассказывает Николай Марущак.

Он признается в любви к своему селу с легкой грустью. Говорит, что все делал для того, чтобы оно жило, уже будучи жителем областного центра и работая на заводе, пытался провести освещение на улицы Чернолиски. «У меня была надежда его восстановить, но не получилось. Я очень любил эту землю, все время отдавал этому селу...»

Сейчас в планах Николая смонтировать любительский фильм о родном селе (в домашнем архиве у него видеозаписи чернолян, которых уже нет в живых), собралось и немало фотографий.

Второй Николай, который работал над памятником, Шатний, сейчас живет на Киевщине. Он не видит ничего удивительного в том, что их с односельчанами так манит родная земля. «Есть комплекс причин, которые тянутся невесть откуда. Я знаю, что мои земляки так или иначе были имели отношение к украинской освободительной борьбе разных лет. Такой у нас дух, такая ментальность — любить родную землю. Мы воевали против большевистской  агрессии, оставили свои следы в Холодном Яру. Двое наших земляков из Знаменского района — Александр Каплун и Сергей Капелюха — отдали свою жизнь за Украину в новейшей войне — российско-украинской, погибли в зоне АТО. Мы не можем похвастаться какой-то уникальной историей, но люди у нас селились особенные — патриоты. Я сам отстоял весь Майдан и только в конце с удивлением узнал, что рядом со мной был мой сосед из Чернолиски, только другого поколения — Сашко Каплун. После того он ушел служить на восток... Я этим очень горжусь. Мы действительно дружные. Когда я выступал перед чернолянами во время нашей последней встречи, я сказал, что мы потеряли село, но должны отстоять Украину. Впереди много борьбы. Если ты любишь малую родину, то должен быть готов бороться и за свою большую Родину», —  так объясняет феномен Чернолиски Николай Шатний.

В семидесятых годах прошлого века Чернолиска насчитывала до ста дворов. Однако из-за политики укрупнения, которую проводили в советское время, село попало в перечень «неперспективных» и начало приходить в упадок. Пять километров от дороги, шесть — от железной дороги — оказались большим расстоянием для того, чтобы держать связь с «цивилизацией». Часть чернолян выехали в соседнее село Цибулеве, другие разъехались по всей Украине.

В 70—80 годы в результате такого «укрупнения» с карты Кировоградской области исчезло 151 село.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать