Феномен чернолян
Бывшие жители Чернолиски на Кировоградщине, которая исчезла четырнадцать лет назад, установили памятник своему селуДевятый год подряд коренные черноляне (так они сами себя называют) собираются у казацкого колодца, который едва ли не единственный из «объектов инфраструктуры» остался на территории бывшего села Чернолиска Знаменского района на Кировоградщине. Время собрания — неизменно (ближайшее воскресенье к церковному празднику Петра и Павла), повод — такой же: вместе вспомнить молодость, родное село и поделиться новостями. В этом году у них особая причина съехаться — это установление памятного знака селу, в котором они родились и которое исчезло 14 лет назад.
Официально считают, что село Чернолиска основано в 1750 году, однако местные жители уверены, что люди здесь жили задолго до 1750 года. Чернолиска располагалась в удивительно живописном месте — на берегу реки Ингулец, у Черного леса. Здесь земля богата не только черноземами, но и археологическими находками — окрестности села усыпаны остатками скифской, черняховской и чернолиской культуры. Близка для местных и тема освободительной борьбы времен Холодноярской республики.
Ежегодно к казацкому колодцу приезжают черноляне из разных уголков Украины: Знаменки, Кривого Рога, Днипра, Киева и даже Крыма (чернолянин Евгений Лень, несмотря на аннексию Крыма, постоянно бывает на родине: весной, когда «гробки», и летом, когда собираются вспоминать Чернолиску). В этом году в место, где спрятана их пуповина, приехали ориентировочно сорок односельчан.
Дата «смерти» села зафиксирована — это 2003 год, именно тогда из села выехала его последняя жительница, 74-летняя Валентина Марущак. Сейчас ей 85, и она с семьей сына Николая живет в Кропивницком. Именно Николай вместе со своими друзьями-односельчанами — Николаем Шатним, Николаем Вороным и Леонидом Турчином — воплотил в жизнь идею памятника Чернолиске. Камень весом полторы тонны нашли около фундамента старой церкви, изготовили табличку с датами жизни и смерти села: 1750—2003, а около цифр изобразили старый домик и садик.
Кстати, интересный факт, который свидетельствует о связи чорнолян со своим краем: Николай Марущак пьет воду только из старого казацкого колодца, того самого, около которой девять лет традиционно собираются чорноляне. Несмотря на то, что живет в областном центре — в 50 километрах от своей родины — регулярно приезжает, чтобы набрать питьевой воды из колодца своего детства. «Существует легенда, что еще чумаки из него брали воду, когда ехали в Крым за солью, потому что вода здесь особенная — подолгу не портится. А еще деды рассказывали, что и Шевченко мог пить из этого колодца. Этот колодец — он наш талисман. Есть он — есть мы», — рассказывает Николай Марущак.
Он признается в любви к своему селу с легкой грустью. Говорит, что все делал для того, чтобы оно жило, уже будучи жителем областного центра и работая на заводе, пытался провести освещение на улицы Чернолиски. «У меня была надежда его восстановить, но не получилось. Я очень любил эту землю, все время отдавал этому селу...»
Сейчас в планах Николая смонтировать любительский фильм о родном селе (в домашнем архиве у него видеозаписи чернолян, которых уже нет в живых), собралось и немало фотографий.
Второй Николай, который работал над памятником, Шатний, сейчас живет на Киевщине. Он не видит ничего удивительного в том, что их с односельчанами так манит родная земля. «Есть комплекс причин, которые тянутся невесть откуда. Я знаю, что мои земляки так или иначе были имели отношение к украинской освободительной борьбе разных лет. Такой у нас дух, такая ментальность — любить родную землю. Мы воевали против большевистской агрессии, оставили свои следы в Холодном Яру. Двое наших земляков из Знаменского района — Александр Каплун и Сергей Капелюха — отдали свою жизнь за Украину в новейшей войне — российско-украинской, погибли в зоне АТО. Мы не можем похвастаться какой-то уникальной историей, но люди у нас селились особенные — патриоты. Я сам отстоял весь Майдан и только в конце с удивлением узнал, что рядом со мной был мой сосед из Чернолиски, только другого поколения — Сашко Каплун. После того он ушел служить на восток... Я этим очень горжусь. Мы действительно дружные. Когда я выступал перед чернолянами во время нашей последней встречи, я сказал, что мы потеряли село, но должны отстоять Украину. Впереди много борьбы. Если ты любишь малую родину, то должен быть готов бороться и за свою большую Родину», — так объясняет феномен Чернолиски Николай Шатний.
В семидесятых годах прошлого века Чернолиска насчитывала до ста дворов. Однако из-за политики укрупнения, которую проводили в советское время, село попало в перечень «неперспективных» и начало приходить в упадок. Пять километров от дороги, шесть — от железной дороги — оказались большим расстоянием для того, чтобы держать связь с «цивилизацией». Часть чернолян выехали в соседнее село Цибулеве, другие разъехались по всей Украине.
В 70—80 годы в результате такого «укрупнения» с карты Кировоградской области исчезло 151 село.
Выпуск газеты №:
№135-136, (2017)Section
Общество