ФРИДРИХ, ТЫ НЕ ПРАВ!
(Окончание. Начало в пятничном номере за 14 марта)
«Воля к власти» Ницше (дата выхода 1901 год ) — ужасно бессистемная книга. Я, честно говоря, запарился, приводить ее к какой-то структуре. Но без этого сложно делать какие-либо выводы относительно ее сути. А суть, мне кажется, сейчас очень важна. Во время обострения мирового конфликта и пренебрежения американским лидером законами взаимоуважения. И культивирование крайне любимого Ницше принципа— Силы...
Итак, что, собственно, хотел утвердить Ницше? Права силы, что он понимал как проявление человеческой (сверхчеловеческой) воли. Чтобы их при этом не сдерживали путы морали. Все, мол, великие дела делались в нарушение нравственных принципов.
«Фальсификация великих людей, великих созидателей, великих времен: хотят, чтобы вера была отличительным признаком великих, но в действительно величие характеризуется решительностью, скептицизмом, «безнравственностью», умением расстаться с известной верой».
Отсюда, разумеется, в «иерархической лестнице существ» у Ницше — Цезарь и Наполеон.
По Ницше: мораль не более, чем необходимость для выживания общества. Главный двигатель — страсти. Они — дают «топливо» для проявления Силы.
Философ козыряет страстями. Он критикует в очередной раз христианскую религию за их обуздание: «Религиозная мораль... Страсти любви, мести, обладания, моралисты хотят заглушить их, вырвать вон, «очистить» от них душу... Заглушить великие источники силы, эти подчас столь опасные и прорывающиеся с такой дикой стремительностью душевные потоки, вместо того, чтобы брать на службу их мощь — экономизировать».
Мол, они «глушат мотор», которым можно воспользоваться для движения. Они вскармливают мещан. Умеренность — фальшивая добродетель. В этом есть доля правды.
СТРАСТИ ПО НИЦШЕ
Однако философ не обращает внимания на характер страстей, которые пропагандирует.
Его сестра, Элизабет Ферстер-Ницше, утверждала, что сама идея воли власти пришла к философу, когда он наблюдал за наступлением войск: четкий шаг, марш-броски, готовность к борьбе и даже смерти.
Его военные кумиры — образцы для подражания подростков и радикалов. В сущности — глупейшие.
Но Война у Ницше — повод для усиления эмоций. Но все же каких? Разрушающих!
Разрушающими эмоциями пронизаны и все его сочинения. Здесь Ницше односторонен. Например, таково его рассуждение о взаимоотношении науки и природы.
«Наука — орудие, природа — средство».
Современные экологи с ума бы сошли от такого подхода. Им и так злоупотребляли в прошлом веке.
Из эмоций Ницше культивирует презрение и ненависть. Собственно, презрение и есть одна из форм ненависти.
Вот его рассуждение о человеке вообще: «Человек — незаметный, слишком высоко о себе мнящий животный вид, время которого, к счастью, ограничено; жизнь на Земле в целом — мгновенье, эпизод, исключение без особых последствий, нечто, что пройдет бесследно для общей физиономии Земли; сама Земля, подобно остальным созвездиям, — зияние между двумя ничто, событие без плана, разума, воли, самосознания, худший вид необходимого, ГЛУПАЯ необходимость...» Но тут же добавляет: «Что-то возмущается в нас против такой точки зрения...И человек, несмотря на все это, говоря словами Канта....». Это одно из последних и незаконченных утверждений Ницше в «Воле к власти». Запомним это место. Может это «что-то», эти непроцитированные слова Канта — и есть серьезная ошибка в допущениях Ницше?
ОТВЕРГАНИЕ СОВЕСТИ
«Некогда делали умозаключения: совесть осуждает данный поступок; следовательно, этот поступок предосудителен. В действительности, совесть осуждает этот поступок потому, что он долгое время был осуждаем».
Лев Толстой возражает: «Совесть — есть Бог».
Ницше:«Все великие дела и подвиги, которые оставили свои следы и не были смыты волнами времени, — разве они не были, в сущности, выдающимися безнравственностями»? То есть дерзость и безнравственность — синонимы?
Толстой всей своей судьбой опровергает это утверждение. Его официальная церковь предавала анафеме. Тем не нее он был в высшей степени человеком и дерзким, и нравственным.
ОТКРЫТИЕ ПОДСОЗНАНИЯ
Ницше весело копался в инстинктах человека. И додумался, что причина многих человеческих действий находится в подсознании. Начало рассуждений Фрейда. Но философ «в упор» не видел сверхсознания — в гармонизирующем воздействии Космоса. То, что утверждал Кант (уже аж надоело повторять его фразу о «неизменности звездного неба над нами и нравственного закона внутри нас». Но что делать, если даже до Ницше «не доходит»). Такие вещи, конечно, надо ЧУВСТВОВАТЬ интуицией, сердцем. А с этим у Ницше — напряг. (Философ даже утверждал, что ему не ясен смысл слова «сочувствие»).
Мощный аналитический ум Ницше обладал огромной способностью расщеплять, разделять на составные части. Там где ум — разъединение. Ницше переполняла кислота (как, например, та, которой пользуются металлурги для протравки образцов, чтобы увидеть их структуру), которая и стала в результате разъедать и его самого. Парадокс в том, что Ницше доказал присутствие Бога путем наблюдательности, «от ума».
Вот его логическая цепь:
1. Любая сложная система требует управления.
2. Любая биологическая система — во много крат сложнее минеральной.
3. Человек — самая сложная из биологических систем. Но он не управляет своим организмом. Множество процессов идет подсознательно. (Человек, к примеру, не дает команду выделяться желудочному соку). Вопрос: кто ими управляет?..
Но дальше этого вывода «от ума» Ницше не пошел. Он так и не понял, что эмоции являются тем инструментом воздействия Неба на человека. Будешь культивировать ненависть — будешь уничтожать и себя, и окружающее. Что, собственно, и происходило с философом. По утверждению биографов Ницще «200 дней в году философ чувствовал себя плохо».
ЦЕЛЬ
Читая Ницше, я ожидал какой-то достойной СОЗИДАТЕЛЬНОЙ цели, которая должна была стоять за его рассуждениями.
«Мера желания познать зависит от меры роста воли к власти в определенной породе; каждая порода захватывает столько реальности, сколько она может одолеть и заставить служить себе». Речь о манипулировании и эксплуатации.
«Прясть дальше всю нить жизни, и при том, так, чтобы нить делалась все мощнее — вот истинная задача. В чем объективная мера ценности? Только в количестве повышенной организованной власти». Для чего? Цели у Ницше малоинтересные, без обаяния. «На место индивидуального счастья мы поставим власть». Не греет.
«Усиление власти создает новые перспективы и заставляет верить в новые горизонты».
Драка ради драки. Деньги ради денег. Власть ради власти.
По Ницше власть распространяется исключительно по Горизонтали, то есть на какой- то территории. Вертикали для Ницше не существует. Если ты сильный, ты всегда будешь мешать другим. Нет вертикали — нет и объема. Ницше так и не ввел в свои представления о мире очевидное — планетарную модель Космоса.
Вокруг крупных звезд крутятся мелкие планеты и т. д. Те, которые обладают большей и силой, и массой, держат в своем поле тех, кто обладает меньшей, те в свою очередь других. Одни другим не мешают.
Так же и в ГАРМОНИЧНОМ человеческом обществе. Если человек накапливает силу: вокруг него начинают крутиться множество людей «меньшего веса». Это не обязательно игра на «порабощение».
Философ пишет о воле, как о способности к действию, но действие у Ницше — всегда направленность на уничтожение. Не на создание «своих солнечным систем».
Это подростково-милитаристское мировосприятие и пришлось по душе фашистам, почему и философия Ницше стала идеологией Третьего рейха. Оно годится для любого имперского мышления.
Сейчас его демонстрирует Буш. Империя, когда накопит силу (волю к власти), обязательно нужно «расползтись», распространиться в стороны, похватать чужие территории. Но это всегда «начало конца«( вспомним испанскую империю, французскую, британскую). Европа сейчас фактически без внутренних границ, но добились этого не Цезарь, не Наполен и не Гитлер.
ЧЕМ ВЫШЕ СОЗНАНИЕ —ТЕМ ВЫШЕ ВЛАСТЬИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
«Я вижу у греческих философов деградацию инстинктов. Иначе они не могли бы заблуждаться до такой степени, оценивая состояние сознательности, как высшее состояние».
И зря. Чем выше подымаешься на «уровень сознания», сильнее восхищает красота и масштабность причинно-следственных связей. Это как от рассказов перейти к роману. Видишь жизнь не только «под водой», но и любуешься красотой излучин реки сверху. Этой красоты Ницше не замечал, для него «истина всегда безобразна».
ВЫВОД
«Мир совсем не организм, а хаос». Фридрих, ты не прав! Именно ОРГАНИЗМ!
Даже то рассуждение Ницше о «неуправлении человека собой», говорит о том, что Некто заинтересован в гармоническом состоянии гражданина. Лишь бы гражданин сам не разрушал себя и соседей по этажу.
Но для Ницше «нет никакой высшей точки, в смысле ценностей, а только высшая точка власти. Форма аффекта (воля к власти) совершенно лишена духовности».
Именно поэтому стремление к свободе по Ницше — это путь к рабству. Использование его философии в качестве идеологии — идеология уничтожения. И чтобы построенная на подобных принципах социальная «давильня» быстрее исчезла — она всякий раз сама себя разрушает. Косвенно подтверждая, что и для этого существует «нравственный закон внутри нас». Для сохранения «общего здоровья».
Тарковский в «Жертвоприношении» вспоминает Ницше устами почтальона: «А может, все вечное коловращение...» Но весь фильм Андрея Арсеньевича доказывает обратное...
Надо внимательнее смотреть в небо. Вот хотя бы как старина Кант.
Выпуск газеты №:
№51, (2003)Section
Общество