Перейти к основному содержанию

«Гламур» советского периода

29 ноября, 11:06
ЗИМ СТАЛ ПРЕДМЕТОМ ВОЖДЕЛЕНИЯ ВЫСОКИХ ПАРТИЙНЫХ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЧИНОВНИКОВ И СИМВОЛОМ ПРИЗНАНИЯ ЗАСЛУГ ДЕЯТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВА, ГЕРОЕВ ТРУДА

65 лет назад, в ноябре 1948 года, конструкторский коллектив Горьковского автомобильного завода им. Молотова получил задание на разработку легковой машины представительского класса. Рассказать о ней мы попросили известного киевского коллекционера раритетных автомобилей Алексея Соколова, в чьем собрании находятся два ЗИМа, отреставрированных в оригинале

Отходя от последствий войны, страна нуждалась в новой модели, занявшей бы пустующую нишу между весьма роскошным (по тем временам), ЗИСом, который был очень громоздким и дорогим в изготовлении, и не так давно появившейся достаточно скромной «Победой». Задание было выполнено. В октябре 1950 года с конвейера сошла первая серийная машина ГАЗ-12, боле известная под именем ЗИМ (Завод имени Молотова). И хотя в 1957 году, после осуждения антипартийной группы Молотова, Маленкова и др. этот индекс был с машины снят, имя ЗИМ, не подверженное партийной чистке, дошло до наших дней.

После довоенной ЭМКи (ГАЗ-М1) 1935 года разработки и спартанской «Победы» ЗИМ воспринимался как символ послевоенного возрождения страны и ее светлого будущего. Можно с уверенностью сказать, что это был взлет советского автопрома. Ни одна машина не оказала такого влияния на тенденции его дальнейшего развития, как ЗИМ, а смелость технических решений вызывает гордость и уважение.

Этот, как сейчас бы сказали, «гламурный» автомобиль стал предметом вожделения высоких партийных и государственных чиновников и символом признания заслуг деятелей культуры, искусства, героев труда. Несмотря на существующую строгую номенклатурную иерархию, желание чиновников получить персональный ЗИМ было столь велико, что в журнале «Крокодил» был опубликован фельетон, взывающий к скромности в борьбе за возможность пересесть в новую машину. ЗИМы появились и в свободной продаже, но их цена в 40 тысяч  рублей была досягаема лишь для самых известных в стране людей, как правило, получивших государственные премии и высокие звания Героев труда. Наверное, есть еще киевляне, которые помнят черный ЗИМ, стоявший в компании с «Победой» (16 тысяч) и «Москвичом» (9 тысяч) на подиуме автомобильного магазина на площади Толстого.

КОНСТРУКЦИЯ ЭТОЙ СЕМИМЕСТНОЙ МАШИНЫ СТАЛА ЗНАКОВОЙ ПО КОЛИЧЕСТВУ ТЕХНИЧЕСКИХ НОВИНОК

Производство ЗИМов росло достаточно быстро, часть машин в упрощенной отделке предназначалась для работы в такси, где цена проезда в них была в 1,5 раза выше, чем в «Победе». Появилась и модификация для «скорой помощи», заменившая существующие на базе грузовика ГАЗ-ММ. При этом носилки в салон задвигались через крышку багажника, открывающуюся на удлиненных петлях.

Конструкция этой семиместной машины стала знаковой по количеству технических новинок. И хотя внешние контуры были схожи с американским «Кадиллаком», конструкторы пошли своим путем, и впервые в мире создали легковой автомобиль с тремя рядами сидений на безрамном кузове, а для советского автопрома ЗИМ стал первой безрамной конструкцией. В системе трансмиссии машины была применена гидромуфта, позволявшая значительно улучшить плавность трогания с места и свести к минимуму необходимость переключения передач. Я бы назвал ее прообразом автоматической коробки передач. Хотя автоматические коробки передач уже появились в Америке, для послевоенной советской промышленности их производство было достаточно сложным. Для улучшения плавности хода также впервые в коробке передач были применены синхронизаторы. Очень важно, что двигатель, многие элементы ходовой были унифицированы с ранее выпускавшимися ГАЗ-М11-73, «Победой», с грузовым автомобилем ГАЗ-51. Это существенно упростило техническое обслуживание и ремонт машины. Такая тенденция частично распространилась и на последующую разработку завода — «Волгу». Хочется отметить уровень комфорта салона автомобиля. Для достаточно «демократичной» по назначению машины (ведь ЗИМы  были и в такси, и в «скорой помощи», и в продаже), салон ЗИМа можно было назвать роскошным — очень просторный, с элементами хрома, покраской металлических частей под дерево, пластмассовыми элементами цвета слоновой кости, драповыми тканями и коврами на полу, трехдиапазонным радиоприемником и пр. Особый интерес вызывали два складывающихся сиденья — т.н. страпонтены, на которых в такси очень любили сидеть дети. Два дивана, задний — с подлокотниками, подчеркивали важность пассажиров.

Всего за 10 лет  выпуска ЗИМа произведено 21,5  тыс. экземпляров этой машины. В 50-60-е годы мировое автомобильное производство резко ушло вперед, и в 1959 году, после неудачных попыток модернизации, было принято решение о нецелесообразности его дальнейшего производства ввиду устаревшей конструкции, а на конвейере Горьковского завода  место ЗИМа заняли «Чайка» ГАЗ-13 и «Волга».

Кстати, один из ЗИМов, находящихся у меня, в 1958 г. экспонировался на ВДНХ в Киеве и был подарен Н.С. Хрущевым своей дочери от первого брака, которая  была замужем за директором Киевского оперного театра.

ЗИМ, как средство характеристики статуса персонажей, фигурировал во многих фильмах («Водитель для Веры», «Зимний вечер в Гаграх», «Тайна двух океанов»), в рекламных плакатах символизировал достижения в жизни, упоминался в литературных произведениях.

Недавно я закончил реставрацию грузового автомобиля ГАЗ-ММ, который выпускался с 1929-го по 1947 г. и фактически стал первым советским грузовым автомобилем эпохи индустриализации страны и неутомимым тружеником на военных дорогах. Конструкция автомобиля достаточно проста, фактически это модель «Форд-ТТ» которая была куплена СССР вместе с оборудованием Горьковского автомобильного завода в 1929 году. Для того чтобы при реставрации добиться оригинальной комплектации, отдельные элементы я привез из Америки, где их очень легко купить по каталогу Форд ТТ. На машине установлена передвижная электростанция с таким же двигателем, как и под капотом. Сейчас я занимаюсь ее реставрацией.

Процесс реставрации антикварных авто, в возрасте старше 50 лет и более, принципиально отличается от ремонта современных. Если сегодня нет проблемы купить любые запчасти для современных машин, а технологии их ремонта предусматривают не кропотливую работу, а, так сказать, агрегатную замену, то реставрация ретроавтомобилей требует индивидуального подхода с сохранением технологических норм, а главное — соответствующего опыта и неформального, душевного отношения. Ведь только этот процесс позволяет воспроизвести конструкцию в оригинале и сохранить ее историческую достоверность.

Специалистов, способных на эти, без преувеличения, свершения, все меньше, как и запчастей. Поэтому для меня процесс реставрации начинается не только c работы с опытным реставратором, но и с поиска «донора» — еще одной-двух машин в более-менее ремонтопригодном состоянии, главное — с минимальными самодельными усовершенствованиями. Я с уважением отношусь к мастерам, способных установить, например, в ЗИМе двигатель от «Мерседеса», автоматическую коробку и т.п., но такая «реставрация» для меня неинтересна. Обнадеживающе, что энтузиасты из Харькова и Запорожья ставят автореставрацию на профессиональный уровень.

Фото предоставлены автором

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать