«Главное – действовать»
Как волонтерская группа «Hand-Made по-львівськи» сплотила вокруг себя тысячи людей
Церковный запах ладана, тишина, спокойные шаги священников, — во дворе церкви Святого Климентия во Львове ничего не выдает активного движения в часовне позади. Прохожу несколько метров дальше, со скрипом открываются тяжелые двери в помещение, которое уже более полугода является пристанищем и местом работы волонтерского движения «Hand-made по-львівськи». В настоящее время добровольческая группа насчитывает около трех тысяч человек, из которых пятнадцать занимаются координацией. Хотя, как признаются сами волонтеры, теперь сложно подсчитать участников, так как движение стихийно разрослось. Приобщаются все: от 70-летних бабушек до первоклассников, помогают также церковные общины, колледжи и школы. В церкви Св. Климентия, где все начиналось, женщины плетут маскировочные сетки для военных, снайперские накидки «кикиморы», шьют балаклавы, носки, перчатки, готовят сухие пайки, сладости, которые потом отправляют на фронт. Вся комната заставлена уже готовыми посылками, между иконами стоят запакованные мешки с одеждой и едой, на каждом — имена адресатов.
Вот рыжеволосая женщина стоит около деревянного куба, обтянутого рыбацкой сетью, и заплетает в нее маленькие кусочки ткани. Зимой она была белой, теперь — в зеленых тонах. Так изготовляется маскировочная сетка, в зависимости от сезона. Ткань должна быть натуральной, чтобы не плавилась при возгорании. Саму материю приносят обычные люди, или же иногда помочь с материалом соглашаются львовские фабрики. Для «кикимор», например, кофейный завод отдал старые мешки из-под кофе.
Сейчас волонтерское движение работает уже как слаженная машина и является таким многочисленным, что трудно представить, какими темпами все это развивалось. «Вспоминаю, как 16 сентября прошлого года моя подруга Светлана Божко призывала людей плести первую сетку, — рассказывает дизайнер-архитектор Юлия Яровая, сын которой добровольно уже не первый месяц воюет в батальоне «Торнадо», — мы с ней вместе учились, очень переживали за Майдан, а когда начались военные действия летом, то носились как сумасшедшие и не знали, как приобщиться. Сначала вынесли из дома все футболки, кроссовки, собирали вещи по соседям. Но хотелось делать что-то большее. Первыми городами, которые положили начало волонтерскому движению «Hand-Made», были Киев и Днепропетровск. Именно там начали плести маскировочные сетки, ведь, как оказалось, в армии их вообще не было. И Светлана предложила сделать такое же во Львове, мы запустили проект. Сначала все было в церкви Св. Климентия, но потом начали приобщаться школы, другие церковные общины, академия искусств, Музей истории и религии, библиотеки и т. п., образовалось целое движение. Впоследствии, кроме сеток, мы начали плести снайперские «кикиморы». Выяснилось, что есть люди, которые умеют шить, начали шить пятипалые рукавицы, балаклавы, носки. Мы постоянно консультировались с военными, что им нужно».
«ГОТОВИТЬ БОЙЦАМ — ТОЛЬКО С ЧИСТЫМ СЕРДЦЕМ И ДУШОЙ»
Кроме маскировочных костюмов, сеток и разной одежды для военных, тут заботятся о питании бойцов. Здесь готовятся сухпайки, например, засушенные ингредиенты для борща, которые нужно просто залить кипяченой водой, или же калорийные лакомства с орехами, медом и шоколадом. Сладостями занимается художница и кукольница Наталья Ивженко. Также она делает ангелочков и разнообразные обереги. К такой работе, говорит художница, можно приступать только с чистым сердцем и душой: «Вот как раньше пекли хлеб? Хозяйка просыпалась ранним утром, наводила порядок, и только тогда пекла. Должна была быть тишина в хате, — рассказывает художница. — Если помолиться, то хлеб обязательно удастся».
ПАНИ ЛАВРА — НЕВЕРОЯТНО ЭНЕРГИЧНАЯ ЖЕНЩИНА, КОТОРАЯ ПРИСОЕДИНИЛАСЬ К «HAND-MADE ПО-ЛЬВОВСКИ» В САМОМ НАЧАЛЕ, А ТАКЖЕ ПРИВЕЛА СЮДА СВОИХ ДВУХ ДОЧЕРЕЙ И ВНУЧКУ
Выпекание хлеба и приготовление еды кукольница приравнивает к какому-то таинству. Да и ситуацию в Украине объясняет очень образно: «Я женщина, я на кухне хозяйка. Даже мужчина не всегда имеет право сюда зайти. И вдруг приходит моя соседка и рассказывает, какую кастрюлю мне нужно взять в руки. Или же хуже — начинает в своих грязных сапогах ходить по моей чистой кухне». Так видит художница-волонтер инвазию России в Украину. «Но сейчас единственное, чего я хочу, чтобы в Украину вернулись цвета. В настоящее время она черно-белая, но ей вовсе не подходит слово война», — добавляет пани Наталья.
«ЗАТО ТЕПЕРЬ МЕНЯ НЕ МУЧАЕТ БЕССОННИЦА»
Дизайнер-флорист Олеся Жаборт признается, что волонтерство забирает почти все время: «Я вообще занимаюсь оформлением цветов, но сейчас с утра сделаю несколько букетов и сразу побегу к моим «кикиморам». У Олеси два сына — одному 18 лет, а второй — в 7-м классе. На мой вопрос, как в семье относятся к такой полной занятости на волонтерском фронте, Олеся отвечает, что муж очень гордится ею: «Постоянно повторяют: «Это моя жена, это моя жена». Однако сын говорит: «У тебя снова нет времени? О Боже! Когда это все уже закончится?» Но я просто направляю свою энергию на действие. По крайней мере теперь я сплю! Потому что раньше из-за всех этих стрессов не могла. Жизнь совсем изменилась. Мы жили себе так, как вода течет в реке, спокойно. В настоящее время многие люди поняли, что нельзя оставаться безразличными».
«А МОЖНО МЫ ПОМОЛИМСЯ ЗА МОЕГО ПАПУ?»
Даже дети как-то непроизвольно привлечены к волонтерству, это становится частью жизнь. Например, во львовской школе №54, которая приобщилась к движению «Hand-Made», также плетут сетки. Кроме этого, дети рисуют открытки воинам, организуют разные акции. Мирослава Гусак, учительница христианской этики, которая работает в этой школе уже одиннадцать лет, рассказывает, что к плетению сеток приобщаются все: и дети, и родители, и даже те люди, которые не имеют никакого отношения к школе: «Когда они узнали, что мы организовываем в школе, то добровольно приходили и привозили ткани. У нас очень хорошие отношения со швейной фабрикой «Маяк», которая предоставила нам ткани. Бывало такое, что дети сидели до 6 часа вечера только для того, чтобы завершить сетку. Они очень активные. Еще мы помогаем продуктами, средствами гигиены, чем можем».
ИМЕННО В ЦЕРКВИ СВЯТОГО КЛИМЕНТА НАЧАЛИ СОБИРАТЬСЯ ВОЛОНТЕРЫ, ЧТОБЫ ПЛЕСТИ МАСКИРОВОЧНЫЕ СЕТКИ, «КИКИМОРЫ», ШИТЬ ШАПКИ, ВАРЕЖКИ ДЛЯ ВОИНОВ
Однако, как признается учительница, очень сложно наблюдать за детьми, родители которых на Востоке: «Есть разные дети. Одни просто говорят, что отец на Востоке, но как-то спокойно реагируют, а вот недавно ко мне подошел мальчик и говорит: «А можно мы помолился за моего папу, который сегодня снова поехал на Восток?». И в классе послышалось: «А можно еще за моего?», «А за моего?». Есть у меня ученик, отец которого уже в пятый раз поехал на войну. Детям трудно, но они радуются, когда как-то помогают.
Пока учительница рассказывает, в школьном спортивном зале, где стоит куб для плетения маскировочных сеток, бегают маленькие девочки в белых чулках и юбочках, у них балет, а между упражнениями подбегают к этому кубу и уже со знанием дела заплетают несколько узлов на сетке. Они такие крошечные (1-2 класс), что невозможно понять, как это все выглядит в их воображении. Детки стесняются, но объясняют, что это для воинов. «Это для воинов, которые нас защищают», «А мы еще открытки сделали», — хором лепечут мне семилетние Вика и Маричка.
БАТАЛЬОН МИРА
Еще одна точка волонтерского движения — «Батальон Мира», который базируется в церкви Петра и Павла в районе Львова Рясное. Организатор этого пункта Ирина Гнатушок рассказывает, что здесь все началось в декабре этого года. «Потихоньку-помаленьку начинали с одной «кикиморы», а теперь вот сами видите что. Приходит много людей, на рождественских праздниках было у меня очень много малышей. Разного возраста. Идут и родители, и дети. За все время мы сделали около 200 «кикимор», а за последние две недели — 35». К Ирине прислоняется ее маленькая дочь Софийка — 5-летняя девочка, которая все шаг в шаг делает с мамой.
ЕЩЕ ЗДЕСЬ ИЗГОТАВЛИВАЮТ РАЗНООБРАЗНЫЕ СУХПАЙКИ, А ТАКЖЕ СЛАДОСТИ ДЛЯ ВОИНОВ. ХУДОЖНИЦА НАТАЛЬЯ ИВЖЕНКО, КОТОРАЯ ГОТОВИТ КАЛОРИЙНЫЕ ВКУСНОСТИ, ГОВОРИТ, ВСЕ — ДЛЯ СИЛ И ЭНЕРГИИ
На деревянных лавках рядом сидят старшие люди, тихо напевая что-то себе под нос. Одна из них — пани Ирина, жительница «Рясного-2». Говорит, что очень переживает за Украину: «Мой отец когда-то был вывезен за Украину, очень пострадал, умер... Он всегда очень переживал за свободную Украину. Накануне того большого кровопролития в феврале он приснился мне. Говорит: «Дитя, поставь образы с обеих сторон и молись. Брось работу прямо сейчас...». Сама пани Ирина родилась в Сибири 3 марта 1953-го года, за два дня до смерти Сталина. «Мне было три года, когда вернулась, — вспоминает женщина, — отец учил нас украинским песням, так как должны были говорить по-русски, только дома по-украински. Я тогда не понимала, почему папа плакал и говорил: «Какая это страшная коммуна!». Я тогда ничего не понимала...», — женщина как-то грустно замолкает, но дальше, словно паук, умело плетет сетку, не останавливаясь. Будто бы так и должно быть, будто бы училась этому целую жизнь. В их действиях какое-то и отчаяние, и невозможность остановиться. «Ведь кто это сделает за нас? — добавляет женщина. — Главное — действовать. За нашим войском Бог бдит, и они скоро победят, я уверена», — говорит пани Ирина. А ты думаешь: разве с такими женщинами может быть иначе?
Выпуск газеты №:
№82, (2015)Section
Общество