Перейти к основному содержанию

«Гнилий кабак» снова ищет нового владельца

Насколько в украинских ресторанах знают языковое законодательство
03 августа, 20:11
КАК ПРАВИЛО, АНТИПРЕМИЮ ЗА ТО, ЧТО В ЗАВЕДЕНИЯХ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ ПЕРСОНАЛ НЕ ХОЧЕТ РАЗГОВАРИВАТЬ С КЛИЕНТАМИ ПО-УКРАИНСКИ, ВРУЧАЕТ КТО-ТО ИЗ ИЗВЕСТНЫХ В УКРАИНЕ ЛЮДЕЙ. ПОСЛЕДНИЙ «КАБАК» ПОЛУЧИЛА «ШОКОЛАДНИЦА» ОТ ЛИДЕРА ГРУППЫ MADHEADS ВАДИМА КРАСНООКОГО / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ «НЕ БУДЬ БЕЗРАЗЛИЧНЫМ!»

Всеукраинская общественная организация «Не будь безразличным!» продолжает отслеживать злостных нарушителей языкового законодательства Украины в сфере обслуживания. Вот уже около двух лет волонтеры НББ мониторят кафе-бары-рестораны нашей страны на предмет соблюдения Закона «О языках в Украинской ССР» и Закона Украины «О защите прав потребителей». Напомним, в прошлом году итогом этой кампании стало вручение антипремии «Гнилий кабак» администратору одной из столичных кофеен «Шоколадница».

Тогда тухлый овощ, торжественно перевязанный лентой, вручил заведению Вадим Красноокий, лидер группы MadHeads. «Почему-то украиноязычный украинец чувствует себя в ресторанах менее уверенно — на его язык упорно не переходят. Будто оккупация какая-то, или мы национальное меньшинство», — отметил тогда музыкант. Но, к сожалению, статус-кво заведений питания остался неизменным, и премия «Гнилий кабак» снова ищет своего владельца.

Вместе с волонтером общественной организации НББ я посетила один из ресторанчиков столицы и непосредственно увидела, как же граждане Украины уважают и себя, и свою страны, и ее законодательство. «Предметом исследования» стало заведение «Челентано» на Саксаганского, 57-А. И как это не прискорбно констатировать, но ресторану легче придерживаться стиля итальянской пиццерии, чем требований языкового законодательства собственной страны. А критериев, по которым ведется мониторинг, на самом деле не так уж и много: на каком языке встречают и обслуживают, на каком языке составлено меню, оформлено объявление, счет, фискальный чек.

И если вы, посещая любое заведение общественного питания на территории Украины, заметите несоблюдение хотя бы одного из этих пунктов, знайте — это нарушение ваших прав как потребителя, а также действующего законодательства Украины. В таком случае вы имеете право оставить соответствующую запись в «Книге отзывов и предложений», и в случае невыполнения ваших законных пожеланий, обратиться с соответствующим заявлением в Управление по делам защиты прав потребителей.

Но почему же владельцы кафе-баров-ресторанов так упрямо игнорируют законодательство, а заодно и то, что украинский язык считают родным 76% населения страны? Ответы администраторов таких заведений, как ни странно, абсолютно стандартные и банальные: «Мы боимся потерять русскоязычных клиентов, которых много» или «Трудно найти украиноязычных официантов в русифицированных районах». Но почему же тогда, например, компания «Макдоналдс», работающая на рынке Украины с 1997 года, не столкнулась ни с первой проблемой, ни со второй?

Вот как комментирует такую ситуацию Михаил Шуранов, PR-директор компании «Макдоналдс»: «Компания «Макдоналдс» традиционно старается поддерживать и развивать культуру тех стран, в которых работает. Поэтому с момента открытия мы приняли решение общаться с посетителями на украинском языке. Ведь это элемент сервиса — соответствовать ожиданиям посетителей, в том числе общаться с ними на родном языке. За это время приветливая улыбка и слова «Вільна каса, замовляйте, будь ласка» стали визитной карточкой «Макдоналдс», одной из первых ассоциаций, которая приходит в голову при упоминании о компании. Более того, не только общение непосредственно в заведениях, но и вся внешняя коммуникация компании проходит на украинском языке».

В то же время Михаил Шуранов отмечает, что при необходимости работники «Макдоналдс» без проблем обслуживают клиентов еще и на русском, польском, английском и других языках. И снова политика компании правильная. Ведь Статья 17 Закона «О языках в Украинской ССР» устанавливает, что «во всех сферах обслуживания граждан используется украинский или другой язык, приемлемый для сторон». Притом, что государственный язык является обязательным для использования в публичных сферах жизни, какой является и сфера обслуживания, никто не стремится ограничить право еще 24% населения нашей страны, и по вашей просьбе вас могут обслуживать, например, на том же русском. Дело только в том, что сейчас ситуация абсолютно противоположная — в Украине нужно просить, чтобы обслуживали на государственном языке.

Конечно, обращать ли внимание на такую ситуацию и систематическое нарушение действующего законодательства даже в сфере обслуживания или нет — это личное дело каждого. Если вы считаете, что ваш родной язык — украинский, то делайте это хоть из уважения к себе, если нет — из уважения к правопорядку. Если же вы владелец такого заведения, то кроме обязанности, кто вам сказал, что украинский — неприбыльный?

Но много слов не нужно. И лучшие слова о ситуации, сложившейся с действующим законодательством Украины, и которую кто-то обязательно назовет исключительно языковой, уже сказал волонтер НББ Максим Кобелев: «Все думают — Украина должна мне то, то и то. А что я ей должен? Я ей ничего не должен!»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать