«Голая правда» подается без гарнира
О некоторых принципах американской журналистики
Наше первое знакомство с коллегами, американскими журналистами, состоялось сразу после прибытия в небольшой городок Ньютон в штате Айова. В редакции местной газеты «Ньютон Дейли Ньюс» («Ежедневные новости Ньютона») благодаря откровенности редактора Петера Хуссмана мы сразу поняли, чем именно «их» журналистика отличается от нашей. Во- первых, деловитостью. График работы американского газетчика напряженный. Времени «на перекуры» и «на кофе» мало. Репортеры — в постоянной погоне за событиями и новостями. Редакторы — верстают номер. Рекламисты — выискивают рекламодателей. Дизайнеры сушат голову над тем, как лучше «подать» ту или другую рекламу или новость... Поэтому наш первый собеседник господин Хуссман одновременно находился, по крайней мере, в трех временных плоскостях. То есть, разговаривая с гостями редакции, подкреплялся кофе, верстал первую полосу газеты и руководил (по телефону) производственным процессом в целом.
Почти за три недели напряженного ознакомления с работой здешних печатных СМИ (журналистское дело было «специализацией» именно нашей группы) мы побывали в редакциях многих газет штата. Организаторы программы позаботились и о том, чтобы это были периодические издания, так сказать, различных уровней. Мы посетили редакции газет, начиная от самой маленькой по тиражу (менее 1000 экземпляров) до самой большой (100 тысяч экземпляров). Понятно, у них разные условия труда, квалификация и уровень зарплаты. Но в работе наших заокеанских коллег были и довольно четко очерченные константы.
Одна из них — независимость прессы, журналистики как таковой от власти. В Америке — это довольно известный факт — нет нечастных газет. Каждое издание имеет или конкретного владельца, или же им владеет газетная корпорация. Зато практически нет «органов» политических партий, правительственных газет или издания какой- то из двух палат американского парламента. Властные структуры (на уровне федеральном и на уровне штатов) выдают свои бюллетени и пресс-релизы, но это не входит в понятие «пресса». Собственно пресса и электронные СМИ осуществляют контроль за действиями власти и являются именно «четвертой властью» в стране. Это — обычные реалии американского общества. Хотя для меня лично новым и удивительным оказался тот факт, что такое положение вещей существовало не всегда, и, скажем, в начале прошлого века американские политики и должностные лица «напрямую» контролировали большинство газет и радиостанций Соединенных Штатов. Итак, «частный сектор» за сто лет развился невероятно, правительственным чиновникам и местным «нардепам» приходится постоянно заигрывать с прессой. Поскольку она чуть ли не самый влиятельный фактор продвижения политической карьеры.
Чиновник — он и в Америке чиновник. То есть, выполняя необходимую обществу функцию, он одновременно имеет свои, профессиональные, так сказать, недостатки. Например. Чиновник — и у нас, и у них — склонен всегда хоть немножко, но преувеличивать свои заслуги перед родиной. Склонен он также и несколько скрывать свою «внутриаппаратную» деятельность. Если она вдруг станет прозрачной, это может уменьшить уважение подчиненного (как он думает) ему лично населения.
В газетной Ассоциации штата Айова, которая имеет свою штаб-квартиру в столице, в городе Де Мойн нам привели интересный пример «конфликтных отношений» между правительством одного из регионов и местной газетой. Должностные лица не захотели делиться с газетчиками информацией о своей деятельности, направленной на благо народа. Журналисты отчаянно добивались правды, а чиновники делали вид, что забыли об антимонопольном законодательстве. А значит: хотят — отчитываются перед своими гражданами, не хотят — не отчитываются. Конфликт на информационном поле продолжался с полгода. Все это время газета била в набат: мол, власть имущие их округа нарушают конституционные права человека. Дело в результате дошло до суда. Чиновников наказали тем, что... заставили посетить специальные семинары, где им дополнительно и в ненавязчивой форме разъяснили их же законные права и обязанности в отношениях с прессой. Семинар пошел на пользу. Информация (любая) из правительственных кабинетов в кабинеты редакции теперь поступает беспрепятственно. Так полюбовно и практически «бескровно» решается 90 процентов конфликтов между прессой и другими властными институциями Соединенных Штатов.
И все-таки независимость средств СМИ в США относительна. Безусловно, и газетчики, и «електронщики» в первую очередь зависят от рекламодателя. Реклама — главная составляющая доходов практически всех печатных и эфирных СМИ. За рекламодателя ведется ожесточенная борьба, ведь газетный бизнес в Америке считается наиболее прибыльным. Работники редакции, профессионально занимающиеся рекламой, часто получают зарплату большую, чем собственно журналисты. Газетчики конкурируют не только на своем, сугубо «бумажном» поле, но и с электронными СМИ. В этой тотальной войне за своего постоянного рекламодателя применяются наиболее утонченные методы — это даже не война, а высокое искусство. О нем можно было бы написать целую книгу. Характерная черта американской журналистики — специализация. У газетчиков США (эта практика также принята в других западных странах) существует не только специализированное распределение «по темам» (спорт, политика, криминал и т. п.), но и четкий «видораздел» между репортерами и «эдиторами» (редакторами, обозревателями). Обе категории журналистов — пишущая братия. Но репортер, как считается, не должен вкладывать в свои строки эмоции и оценки — только факты. Он — сборщик информации, охотник за новостями и событиями. Комментировать и анализировать собранное может и должен только «эдитор». Оценочные статьи, аналитические материалы помещают даже в отдельные колонки — чтобы читатель, Боже упаси, не перепутал: где ему предлагают «голую правду», а где его пытаются в чем-то убедить.
Чем еще может похвалиться американская журналистика, если не принимать во внимание фантастическую техническую оснащенность, а только «человеческий фактор»? Почти фанатичной преданностью делу. Наши заокеанские коллеги иногда иронизируют: газетный бизнес наиболее прибылен, а вот зарплата в отрасли — умеренная. «Значит, мы бойцы за идею», — шутят журналисты.
Еще одна американская черта — оперативность. Одна из крупнейших газет Айовы, которая так и называется «Газета», гордится тем, что за последних полстолетия существования (вообще-то она основана раньше) не было сорвано ни одного редакционного задания. Все новости, которые попадали в поле зрения репортера, обязательно и вовремя оказывались «в полосе»... Можно вспомнить еще об одной «заслуге» американской журналистики. Ее представители наконец превратили «вторую древнейшую профессию» в «четвертую» по счету ветвь власти.
Кстати, о ветвях. Один из американских президентов, Томас Джефферсон, сказал: «Если бы мне дали выбирать: какую власть оставить в стране — административную или власть прессы, я выбрал бы вторую». Это, конечно, шутка политика. Но она свидетельствует о большом уважении к журналистике и журналистам в американском обществе.
Выпуск газеты №:
№107, (2002)Section
Общество