Городская экосистема дает сбой
Мы еще не научились делать деньги за счет сохранения природыГород — система жизнеобеспечения человека, по крайней мере должен быть таковой. Поэтому любой просчет в ней сразу бьет по жизни людей. В них же сегодня проживает более 70% населения. В связи с этим «демографическая ситуация», о которой так много говорят и пишут, — проблема города, хотя и село тоже вымирает.
По определению экосистема — система жизнеобеспечения; она должна располагать ресурсами и осуществлять их воспроизводство. Из чего следует, что «экологическая составляющая» городской системы является самой важной, определяющей ее развитие в течение всего периода существования города.
ВОЛЯ, ОТВРАТИВШАЯСЯ ОТ ЖИЗНЕННОГО И ОБЩЕГО БЛАГА К СВОЕМУ СОБСТВЕННОМУ... ГРЕШИТ
Деятельная сила, воля естественных экосистем присутствует в природных круговоротах: чередовании дня и ночи, сезонов года, прилетов и отлетов птиц, опадении и распускании листвы, нисходящих и восходящих потоков воздуха и многого другого. Все эти процессы представляют собой общее благо для всего живого. Ведь «У природы нет плохой погоды», и они принадлежат всем: дереву, птице и человеку. Каждое из них испытывает радость весны и грусть осени. Однако из рук вон, когда у деревьев летом опадает листва, когда они вновь начинают цвести осенью, когда после реконструкции парков их покидают животные, когда дышать человеку в прямом и переносном смысле становится невмоготу. Всякая система жизнеобеспечения творит ресурсы, переменными которых являются пространство, время, вещество, энергия и разнообразие. Они должны взаимодействовать друг с другом таким образом, чтобы давать человеку воду, пищу, жилье, одежду, энергию и здоровую окружающую среду. От них зависит существование жизни. Не от мест для развлечений, культовых сооружений, фейерверков, которыми Киев непомерно злоупотребляет с точки зрения эколога, не от устроителей шоу, автомобилей и даже, как это ни прозвучит парадоксально, не от наличия рабочих мест. Бедуины Аравийского полуострова, где доходы от добытой нефти принадлежат коренному населению, могут обходиться без этих мест и в то же время всегда быть при деле и достатке. И жители Киева, да и других городов, могли бы прилично жить, если бы земля з городах сдавалась в аренду, а доходы от нее поступали бы на их счета. Но, к сожалению, каждый стремится в городе превратить общее благо в свое собственное. А это приводит к столкновению разных интересов, которые выступают в качестве деятельных сил. В результате возникает хаос.
ГРАНДИОЗНЫЕ ВЕЩИ ДЕЛАЮТСЯ ГРАНДИОЗНЫМИ СРЕДСТВАМИ. ОДНА ПРИРОДА ДЕЛАЕТ ВЕЛИКОЕ ДАРОМ
Из самого понятия «экосистема» вытекает, что она должна быть подчинена воле природы, то есть улавливать ее силы и за их счет приводить себя в движение. Они же достаются ей даром. Ведь за лучистую энергию Солнца, за дождь и дыхание свежего ветра платить не надо. Надо только так все делать, чтобы не исключать их поступление, не доводить город до такого состояния, когда в нем «света Божьего» не видно, когда он превращается в каменные джунгли или в каменную пустыню.
Главным аргументом в выступлениях в пользу того, что экологические проблемы города решаются, были растущие бюджетные затраты на экологию. А в перспективе — так и вообще многомиллиардные. Но мне это как-то сразу не понравилось. Вспомнились астрономические капиталовложения на мелиорацию, переброску рек и иже с ними. Столь бурный рост затрат, как правило, свидетельствует о том, что деньги уходят «в песок». Я не хочу сказать, что их разворовывают, но могу со всей ответственностью утверждать, что затраты оказываются бессмысленными и идут на превращение плохого в еще худшее.
Человек еще не научился делать деньги за счет сохранения природы. Каждая гривня или доллар получаются за счет её разрушения. Не могу не вспомнить совсем свежий случай, когда земельный предприниматель на Черкасщине высыпал отравленное зерно на поле и одним махом уничтожил сразу всю популяцию мигрировавших гусей. Тот урожай, который он потом получит и превратит в гривни, будет оплачен кровью ни в чем не повинных птиц, которые привыкли считать эту землю своей. Но есть и другие еще более ошеломляющие цифры. Например, в горнодобывающей промышленности из 100 центов, которые в нее вкладываются, только 2 идут на создание полезного продукта, а остальные 98 — на образование отвалов. Но и тот продукт, который мы признаем в качестве полезного, далеко не всегда является таковым, так как в свою очередь может совершать действия, приводящие к разрушению природы. Как тот ядохимикат, который использовал фермер.
Из всего этого вытекает: если в одном месте грандиозные вещи творятся грандиозными средствами, то в другом месте не остается даже воспоминания о природе. Не творят они ее и в городе. Поэтому творцы самых грандиозных сооружений — древние египтяне — строили свои пирамиды в «Городе мертвых», а не живых, правда, и это не спасло от возникновения самой грандиозной пустыни на Земном шаре и гибели древнеегипетской цивилизации.
Значит, делать ставку на привлечение все новых и новых средств без знания экологии — это стимулировать разрушительные процессы.
ЖИЗНЬ ТВОРИТ ПОРЯДОК, НО ПОРЯДОК НЕ ТВОРИТ ЖИЗНИ
И вот выясняется, что дело в культуре, которая творит человека. А она стоит на трех «китах»: вере, умении и понимании. Начну с веры. Она не совсем то, о чем сегодня часто приходится слышать из уст начальников. Вера — это живое чувство живого человека, перенесенное в его психику. И дарит ее не контакт с виртуальным миром, а общение с истинной жизнью, с функционирующими системами жизнеобеспечения. Человек рвется за город в природу, чтобы принять очередную дозу «лекарства» для поддержания своей веры, пребывающей в состоянии тяжелейшей патологии. Ведь «вера, — как заметил Гете, — это радужный мост между небом и землей, всем на отраду; но из странников каждый видит его по-разному, в зависимости от места, где находится». В городе «странник» видит одну сплошную антиэкологию, он не может наблюдать «радужный мост между небом и землей», у него утрачена экологическая вера, но его хотят кнутом, как в свое время негров на плантациях Южной Америки, заставить быть экологичным в экологически бессмысленных условиях.
Но с веры начинается культура. Об этом знал еще первый теолог христианства Аврелий Августин: «Вера вопрошает, разум обнаруживает». Казалось бы, кому, как не тем, кто озабочен строительством церквей, помнить об этом.
Порушенная вера — плохая точка опоры для разума. Его начинают одолевать чудовища, если использовать «терминологию» Франсиско Гойи. Но как только из культуры выпадает какая-то составляющая, включается механизм компенсации. Ведь природа не терпит пустоты, а мы ее дети, хотя и тяжко хворые. В отсутствии веры и понимания патологически разрастаются умения, искусства. Они становятся неуемными. Человек начинает творить не ведая что: лишенное истинной веры и подлинного разумения. Город оказывается во власти архитектуры, которая представляет собой искусство строить здания и другие сооружения и совершенно несведуща в том, что должна являть собой система жизнеобеспечения. В этом я еще раз убедился, когда по ТВ демонстрировали проект развития Киева на ближайшие двадцать лет. Я смотрел и с ужасом думал о том, что ждет моих еще совсем маленьких внуков, которые с каждым годом все больше болеют.
Город не может быть подчинен воле тех людей, которые не ведают, что такое экосистема, здоровье, норма, подлинная природа. Не ведая об этом, создать систему жизнеобеспечения человека невозможно, каким бы горячим ни было желание. Чтобы люди вели себя экологически пристойно, у них должна быть экологическая культура. Последняя включает в себя экологическую веру, экологическое умение и экологическое понимание. Возникнуть при отсутствии экологического воспитания, обучения и просвещения экологическая культура не может. Ее не формируют путем клятвенных уверений, ударами кулаком в грудь, призывами, наказаниями и даже денежными пожертвованиями. Она приходит к нам от наших здоровых ощущений, которые стимулируют наши действия и работу мысли.
Выпуск газеты №:
№66, (2002)Section
Общество