Перейти к основному содержанию

Гражданин — это тот, кто готов разделить ответственность за страну

30 января, 00:00

В не так давно вышедшем на экраны американском фантастическом боевике «Звездная пехота», в общем-то пустейшем фильме, который невозможно смотреть без смеха, есть тем не менее один эпизод, одна фраза, которые глубоко меня впечатлили. Покрытый боевыми шрамами ветеран, потерявший руку в схватке с инопланетными разумными насекомыми-убийцами, задает вопрос своим подопечным, ученикам выпускного класса: «В чем разница между понятиями «гражданин» и «гражданское лицо»? «Гражданин — это тот, кто готов разделить ответственность за свою страну и готов на жертвы ради общих интересов!» — выпаливает, сверкая глазами, главный герой и последующие полтора часа экранного времени колбасит коварных космических тараканов, теряя в борьбе кучу одноклассников и девушку, которая его любила.

«Наивная агитка», — фыркнут презрительно многие мои соотечественники. Еще с советских времен мы унаследовали глубочайшее и совершенно необъяснимое презрение к американцам, полякам, немцам и «прочим шведам». Между тем любого среднестатистического Джона Смита, не колеблясь, поставлю выше целой сотни Петров Васильевичей по одной простой причине: Джон Смит твердо, на уровне рефлекса заучил, что власть, ВСЯ власть на территории Соединенных Штатов Америки принадлежит именно ему, Джону Смиту, его жене, их детям, соседям, одним словом, американскому народу. Правительству же Соединенных Штатов власть доверена американским народом, и Джоном Смитом в том числе, исключительно во временное пользование и на условиях, оговоренных законами страны, конституцией в первую очередь.

Для мистера Смита не секрет, что правительство, ЛЮБОЕ правительство, склонно вести себя как порядочная стерва: все время пытается залезть ему на голову, постоянно норовит потратить денег больше, чем ему дозволено бюджетом, подсматривает, подслушивает и распускает руки, а попавшись на горячем, врет не краснея. И единственной силой, способной (и это признано основным законом!) держать эту плохо воспитанную мадам в рамках приличия, является именно он, полноправный гражданин своей страны, вместе со своей женой, детьми, соседями и остальным американским народом.

Причем, если конституционные механизмы по какой то причине не срабатывают (Конгресс, к примеру, оказался скуплен на корню президентом), конституция признает за гражданами право оказать «вооруженное сопротивление преступным посягательствам федерального правительства на права и свободы граждан»! И уж тем более американским обывателям не приходит в голову требовать за исполнение своего Долга «соответствующее вознаграждение». Мистер Смит отдает себе отчет, что правительство ведет себя именно так, как он ему позволяет, и никто — ни российский президент, ни ООН, ни Папа Римский не будут делать за него эту тяжелую, а временами и опасную работу.

Не таков средний украинец. Весь строй речи свидетельствует о пассивной роли «строительного материала истории», которую они себе выбрали: «Я думаю, придет правитель... Нас отдали на откуп бандитам... Мы не верим... Нас обманули...». Украинцы упорно переводят разговор в плоскость: «Они (правительство) должны то... Они должны се... Ну почему, почему они такие жадные!?»

Очень характерны уклончивые ответы на вопрос, в чем же разница между той же Польшей и Украиной: «Менталитет другой... Раньше начали... Их правители уже насытились, а наши еще нет». Дальше этого никто не пошел. Между тем достаточно вспомнить почти десятилетнюю (1980—1989) историю борьбы польской «Солидарности», хоть и бескровные, но тоже весьма драматические события «бархатных революций» в Чехословакии и ГДР, чтобы прийти к выводу: лучшую жизнь получили только те, кто не побоялся вступить ради нее в решительную схватку.

И здесь я подхожу к самой важной, на мой взгляд, причине хронических неудач украинского общества в его стремлении к лучшей доле. Рискуя подвергнуться возмущенной критике и обвинениям в высокомерии, все-таки назову ее: отсутствие чувства Человеческого Достоинства. Да, именно в отсутствии этого чувства я вынужден обвинить собеседников Романа Бойко на Петровке. Ключевыми для меня стали совершенно поразительные высказывания о «бандитах», которые, мол, хоть и берут, но так ведь и дают, делятся, значит, совсем как Христос завещал. О пенсионерах, значит, заботятся — не то что чиновники. Совесть, стало быть, есть, благородство, широта душевная...

Тем, кто разделяет это мнение, хочу напомнить: между чиновниками-казнокрадами и «крестными отцами» нашей мафии есть еще одно гораздо более существенное различие. Те деньги, которые бандиты кидают в ваши протянутые руки, не украдены, нет. «Правильные» бандиты денег не воруют, они их «делают». Дети, которых подкладывают в подпольных борделях под больших вальяжных дядь или снимают в порнофильмах «для ценителей», сотни наркоманов, ежедневно сгорающих в старательно раздуваемом наркотическом пожаре, рэкет, торговля оружием — вот основные источники бандитских богатств.

Чиновник, которому вы откажете во взятке, не поставит вас «на счетчик», не станет насиловать вашу дочь «в педагогических целях», не будет караулить вас с ножом в подъезде. Для бандитов же это обычные «рабочие моменты». В их деньгах вся грязь, кровь и слезы нашего больного времени.

Полная моральная несостоятельность внешне «приличных» людей (слишком многих людей!), готовых лизать руки сводников и торговцев смертью за те подачки, которые они им кидают, — вот что страшно! Дешево, ох дешево готовы отдаться люди.

Предвижу возмущенные возгласы оппонентов: «Эти люди поставлены на грань выживания! Легко рассуждать, если не нужно думать о выживании своем и своих близких!» И здесь, думаю, пришло время поговорить о главной причине, главном источнике наших бед. Этим источником, по моему мнению, является непрошибаемый, крайне примитивный материализм среднего украинца. Для него не то что государство, собственная страна, но и весь окружающий мир сужается до пределов не квартиры даже, нет, но собственного брюха. И брюха своих детишек.

Показная религиозность, ставшая очень модной в последние годы, не идет дальше поверхностно понятой обрядности, а фактически — суеверий. Типичные ответы на вопрос, зачем люди крестятся сами и крестят малышей, хотя потом в церковь не ходят, не исповедуются и не причащаются святых тайн, таковы: «Думаю, это не помешает(!). Мне кажется, в этом что-то есть(!!!)». Легионы святых мучеников и страстотерпцев, принявших мучительные пытки и смерть (напомню азы Христовой веры) не просто за веру в Бога (кто ж не верит в Бога — в Древнем Риме атеистов не было), но именно за триединого Бога, за признание Его верховенства, Его Искупления, во искупление собственных грехов, простите их, ибо не ведают, что творят.

О Чести, Человеческом Достоинстве, Гражданском Долге, Боге и прочих возвышенных материях средний украинец согласен вспомнить не раньше, чем будет наполнен его живот, животы его родных и дом будет «полная чаша». А до этого момента, цитирую, ему «на все наплевать». Бороться за свои права? Только при «100-процентном гарантии успеха» и за «соответствующее вознаграждение»! «Лучше умереть свободным, чем жить рабом»? Не смешите, у него свои проблемы. Семью кормить надо!

А между тем по-другому не бывает. Не хотите рисковать, отстаивая свои права, извольте на колени. В позу, именуемую в медицине «коленно-локтевой», по-простому — «раком». Будете испытывать дискомфорт — кричите, не стесняйтесь. Хочется поскулить — скулите на здоровье! Только не рыпайтесь. Сами ведь выбрали. В этом вся соль, вся штука.

Не подумайте, что автор мнит себя выше и умнее своих собеседников. Поверьте, и мне ОЧЕНЬ хорошо известно, что такое Страх, Отчаяние, чувство Беспомощности. Но что делать, я не вижу иного выхода, кроме как снова и снова пытаться, хотя бы пытаться, быть достойным Его жертвы, Его заветов. Именно поэтому, имея в виду именно себя, я снова и снова, как заклинание, повторяю:

«Зачем стадам плоды свободы?

Их должно резать или стричь».

Херсон

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать