Перейти к основному содержанию

Губит людей... вода

Право гражданина употреблять безвредную для здоровья питьевую воду необходимо закрепить на законодательном уровне
25 июля, 00:00
 

Предупреждение о наказании при несоблюдении стандарта содержалось в государственных стандартах нашей бывшей страны. Включая стандарт на питьевую воду. А согласно какому закону сегодня в независимой Украине должна определяться мера наказания за его нарушение? Конечно, согласно закону о питьевой воде, который должен определить, на какой стандарт или какие показатели опираться. Но среди 9 законов Украины и более 60 нормативных актов, которые прямо или опосредованно определяют деятельность государственных органов и предприятий по охране источников производства и использования питьевой воды, определяют ее качество, такого закона пока еще нет.

Определяющей чертой XX века стал конфликт общества с окружающей средой. Наибольший вред в природе (а значит, и себе) человек нанес воде. Тысячелетиями Земля сама справлялась с ее очисткой — действовали естественные силы саморегуляции. В последние десятилетия человечество начало пересматривать приоритеты развития, и западные страны первыми начали принимать меры для того, чтобы уменьшить загрязнение всех составляющих биосферы.

Значение воды для человека трудно переоценить. Она не только утоляет жажду, но и дает необходимые микроэлементы, неорганические соединения, органические вещества. В то же время вода является источником поступления в организм всего спектра загрязнений. А количество загрязняющих примесей в воде Днепра, по данным Института коллоидной химии и химии воды, достигабиологические и другие показатели. На то время это был исчерпывающий единый нормативно-распорядительный документ. Шло время, поверхностные воды загрязнялись новыми и старыми химическими элементами и соединениями, мощности по подготовке воды изнашивались морально и физически, стали известны негативные последствия хлорирования воды, а между речными бассейнами когда-то единого государства возникли границы.

Состояние водных ресурсов любой страны, наличие и эффективность законодательной базы, государственное регулирование качества питьевой воды — сегодня интегральный показатель состояния общества, его приоритетов и будущего.

И наиболее сложной проблемой (это особенно подтвердилось в странах бывшего Советского Союза) оказалась проблема охраны вод от загрязнения и ее очистки для питьевых нужд. Достижение показателей качества питьевой воды существующим мировым стандартам нуждается уже сегодня в значительных инвестициях в очистку бытовых и промышленных сточных вод. Не говоря о необходимости пересмотра требований к питьевой воде почти 20-летней давности ГОСТа.

Сейчас в Украине создается действующая законодательная база в сфере использования и охраны вод, восстановления водных ресурсов. В феврале 1994 года ВР Украины приняла Закон «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения», в июне 1995 года — новый Водный кодекс Украины. Этими документами установлены требования к контролю качества воды и необходимости информирования пользователей относительно ее качества. Принципиально пересмотрены и расширены возможности местного самоуправления с принятием Закона «О местном самоуправлении в Украине».

В феврале 1997 года ВР Украины утвердила Национальную программу экологического оздоровления бассейна Днепра и улучшения качества питьевой воды. Среди ее существенных недостатков необходимо отметить, что «срок окончательной реализации Программы определяется экономическими возможностями государства по ее финансированию».

Вода для удовлетворения питьевых и хозяйственно-бытовых нужд должна отвечать ряду требований, которые фиксируются в государственных стандартах, нормативах экологической безопасности и санитарных нормах. Исходя из этих показателей, водопользователи имеют право требовать от владельца вод или поставщика воды информацию о ее качестве («Правила предоставления населению услуг по водо-теплоснабжению и водоотведению», утвержденные постановлением Кабинета Министров Украины от 30 декабря 1997 года). Государство как гарант здоровья граждан в своих стандартах должно зафиксировать, какого качества воду должны употреблять его граждане. К сожалению, расширенные возможности бутылочного водоснабжения создают у народных избранников иллюзию, что этой проблемы для них не существует.

Сегодня как никогда острой стала необходимость разработки и внедрения новых национальных стандартов, приближение их требований к стандартам развитых стран мира. На законодательном уровне необходимо закрепить право гражданина Украины употреблять безвредную для здоровья питьевую воду, а при нарушении утвержденных показателей право обращаться в суд с иском. Законодательные акты об обеспечении населения безопасной питьевой водой с успехом действуют в США, Франции и других странах.

Еще в 1992 году распоряжением Президента Украины Госжилокоммунхозу поручалось подготовить закон о питьевой воде. Однако его разработка началась только сейчас. 24 февраля 2000 года в Научно-исследовательском и конструкторско-технологическом институте городского хозяйства (НИКТИ ГХ) Госстроя Украины состоялся семинар «Основные положения закона о питьевой воде». В его работе приняли участие представители Коалиции неправительственных организаций, созданных на базе общественной организации «Мама-86».

Министерство здравоохранения в свое время для решения законодательной проблемы предлагало создать Украинский Технический комитет с привлечением специалистов различных ведомств и организаций для учета опыта мировых стандартов. Можно только догадываться, где тормозится решение этого вопроса и какую позицию занимает Госстандарт Украины. Не дождавшись решения вопроса на государственном уровне, Минздрав Украины своими научными и практическими организациями, не дожидаясь закона о питьевой воде, разработал СанПиН (санитарные правила и нормы) «Вода питьевая. Гигиенические требования к качеству воды централизованного хозяйственно- питьевого водоснабжения». С введением этого СанПиНа с 1 января 2000 года требования к качеству воды значительно расширяются и дополняют требования действующего стандарта.

Обеспокоенность медиков и их требования по немедленному введению СанПиНа понятны. Украина занимает первое место в Европе по заболеваниям вирусным гепатитом, который распространяется водным путем, а поверхностные воды содержат свойственные человеку энтеральные вирусы. Параметры подготовки и контроля воды разработаны и введены в новый СанПиН.

Но сегодня Управление водно-канализационного хозяйства Госстроя хлопочет о перенесении на неопределенное будущее требований СанПиНа. Поставщиков питьевой воды можно понять — без государственного финансирования дело не пойдет.

Сначала предлагается разработать и принять закон о питьевой воде. Одним из аргументов является отсутствие технической возможности не только достичь соответствия требованиям СанПиНа, но и создать лабораторно-методическую базу для контроля. Подсчитано, что для введения новых обязательных требований к качеству питьевой воды необходимы значительные средства, которые можно сопоставить с годовым бюджетом Украины. И в этих условиях вопрос о необходимости разработки единых государственных гарантий качества питьевой воды отходит на второе место, и ставится под сомнение необходимость разработки четкого стандарта на питьевую воду. Хотя 19 марта 1997 года Кабинет Министров своим постановлением утвердил график поэтапного введения в Украине директив Европейского Союза, санитарных экологических, ветеринарных международных и европейских стандартов. В декабре 1998 года мы уже должны были иметь акты законодательства, касающиеся пищевых продуктов. Прошел и этот срок — без качественной питьевой воды их быть не может. В конце концов, вода является основным пищевым продуктом.

Может получиться так, что закон иметь будем, а гарантий качественной питьевой воды — нет. К такому мнению приходишь после ознакомления с проектом Закона «О питьевой воде», внесенном в апреле. Закон после его принятия должен установить «правовые гарантии удовлетворения потребностей граждан и юридических лиц в питьевой воде». А каким образом это произойдет (особенно для юридических лиц), когда в объяснительной записке читаем: «Реализация Закона Украины «О питьевой воде» не требует привлечения дополнительных средств из бюджета Украины»? Откуда предусматривается привлечение средств? Не из местных ли бюджетов, поскольку идет процесс передачи в коммунальную собственность водно-канализационного хозяйства? Исходя из этого, на местный уровень необходимо перенести рассмотрение проблемы водоснабжения. Закон «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения», Закон о местном самоуправлении в Украине», Водный кодекс Украины и другие требуют от органов местного самоуправления информировать о том, водой какого качества способны обеспечить население. И, соответственно, населению дано право составлять договоры на поставку питьевой воды и оговаривать ее качества.

Для решения проблемы питьевой воды в Никополе в 1993 году были приняты предложения американско-израильской фирмы. Значительные средства израсходованы практически на опытно-конструкторские работы и поиск вариантов очистки воды на полупромышленной установке.

Упоминая об этом, следует отметить, что городской совет не принимал участия в разработке и утверждении этого не поддержанного планом финансового обеспечения контракта в 20 миллионов долларов. Этот проект продолжил традиции гигантомании в условиях безответственности и отстраненности представительского органа местного самоуправления и, как сейчас все больше становится понятным, полной отстраненности государства от вопроса водоснабжения.

В условиях, когда идет поиск средств даже для разработки законодательной базы питьевого водоснабжения, когда срок реализации Национальной программы экологического оздоровления Днепра и улучшения качества питьевой воды диктуется финансовыми возможностями Украины, большое значение имеет деятельность органов местного самоуправления и понимание населением своих прав.

В сегодняшних условиях системного кризиса государственного управления, который проявляется в энергетической, продовольственной, финансовой и других отраслях, о кризисе питьевого водоснабжения почти не слышно. Но его последствия не заставят себя ждать. Если, обманывая себя, пряча голову в песок, будем принимать законы и доказывать, что для введения их в действие не нужно государственное финансирование. И если будет продолжаться практика распределения питьевой воды по ведомственному принципу: атомщикам — чистую подземную (как это делается на Запорожской АЭС), аборигенам — поверхностную. И если узаконим имущественное неравенство и бесправие и при поставке воды для питья, на что сориентирован упомянутый законопроект.

В конце хочется напомнить высказываение Бернарда Франка: «Историю цивилизации можно написать с точки зрения отношения человека к воде». У нас только что на наших глазах исчезла цивилизация — лагерь социализма. Что придет на смену, не в последнюю очередь будет зависеть от того, как будет решаться проблема с водой. Памятники древности свидетельствуют о том, что еще на заре человечества тратились большие усилия и средства для получения и транспортировки воды. И если попытка решить проблему питьевой воды в Верховной Раде без государственного финансирования будет удачной, мы повторим судьбу предыдущих цивилизаций. ет 500. Путь поступления воды в организм, в отличие от воздуха, практически не имеет естественных барьеров. А водно-пищевой путь через полость рта практически открыт для всех агрессивных агентов. И потому признаки острого отравления водой возникают уже в первые минуты после ее употребления.

Спад экономической деятельности в последние годы привел к значительному сокращению выбросов в атмосферу. Но уменьшение объемов выбросов при сохранении старой промышленной структуры не привело и не может привести к существенному уменьшению сбросов загрязняющих веществ в поверхностные воды. Поэтому сейчас центр внимания на ближайшую и долгосрочную перспективу смещается с проблем атмосферы на проблему водных ресурсов. Вода становится стратегическим ресурсом, от количества и качества которого зависит национальная безопасность и возможность успешного развития любой страны. Еще в первые годы независимости стало понятно, что фактическое использование водных ресурсов Украины с позиций приоритетов питьевого снабжения намного превышает допустимый уровень и что идет процесс качественного истощения поверхностных вод.

Поверхностные воды действующим законодательством разделены на 5 категорий водопользования, начиная от воды, пригодной для рыбохозяйственных и хозяйственно-бытовых потребностей, и заканчивая водой, которая может использоваться для технических потребностей. ГОСТ на питьевую воду, принятый в Советском Союзе, определял ее органолептические, микро

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать