Перейти к основному содержанию

Гуманитарный саботаж

«Волонтерские грузы блокируются, так как Минсоц хочет взять их под контроль и отстранить от этого процесса общественность», - волонтер
19 августа, 15:41
Фото из архива "Дня"

Автомобиль для нужд военных может дойти из Великобритании в Украину за два дня. Но потом несколько недель, а то и месяцев машина может простоять на таможне или складах временного хранения, пока Министерство социальной политики не подготовит приказ о признании груза гуманитарным, чем позволит безналоговую растаможку автомобиля и дальнейшую его доставку на фронт. Ранее эти вопросы на уровне Минсоц решали в течение нескольких дней. Но в последнее время рабочая группа министерства, которая занимается признанием грузов гуманитарными, блокирует доставку автомобилей от волонтерских фондов для нужд армии, требуя дополнительные документы или договора, не предусмотренные законодательными актами.

Три десятка организаций недавно подготовили обращение к вице-премьер-министру Павлу Розенко, чтобы тот урегулировал законодательное поле, а процесс признания грузов гуманитарной стал публичным и прозрачным (больше об этом мы писали в материале «"Бумажная война "с волонтерами» в № 146 «Дня» за 17 августа). Чиновник пообещал обсудить проблему с активистами после 24 августа.

Позиция Министерства социальной политики не пошатнулась: грузы блокируются соответствующими приказами рабочей группы. Так, 11 августа состоялось очередное заседание, на котором решалась судьба 13 автомобилей от шести волонтерских организаций. Ни одна из машин не признана гуманитаркой. Итак, в ближайшее время к бойцам они не попадут. Между прочим, приобрести их помогают украинские общины за рубежом или волонтеры покупают их на стоковых площадках или аукционах Европы по более низким ценам. В любом случае машин ждут на фронте - для перевозки раненых или выполнения боевых задач.

«ВСЕ ДЕЛАЕТСЯ С ВЕДОМА МИНИСТРА»

Официально рабочая группа объясняет свои отказы так: отсутствует подтверждение права собственности донора на автомобиль или письмо приобретателя не содержит информации по поставке на учет транспортного средства. Волонтер благотворительного фонда «Свои», координатор Центра оказания гуманитарной помощи вынужденным переселенцам «Фроловская, 9/11» Оксана Сухорукова отмечает, что в законодательстве есть два места, где упоминается перечень документов для признания грузов гуманитарными: Закон Украины «О гуманитарной помощи» ( статья 3 - письмо от донора и согласие получателя) и постановление Кабинета министров о порядке регистрации получателей гуманитарной помощи - косвенная норма и расширенный перечень документов (заявление, предложение донора, план распределения).

Касаемо документа о праве собственности волонтеры уверяют, что никогда раньше такого не подавали. К примеру, та же машина, купленная на аукционе в Европе, имеет только техпаспорт, который и является документом права собственности, никаких дополнительных договоров не предвидится. Фактически, такой документ волонтерам негде взять.

«В блокировании есть несколько причин: во-первых, Минсоц хочет взять под контроль гуманитарку. Однозначно, все, что происходит, делается с ведома министра социальной политики Андрея Ревы. Во-вторых, некоторое время мне казалось, что на заседаниях рабочей группы не хотят видеть представителей общественности. В последние недели мы эти заседания не посещали, но получили в ответ категорический отказ - мне трудно сказать, почему. Возможно, это попытка запретить присутствие общественности вообще», - рассуждает Оксана Сухорукова.

«СИСТЕМА БОРЕТСЯ С ПУБЛИЧНОСТЬЮ ВОЛОНТЕРОВ»

Похоже, что на волонтеров давят из-за их активной и бескомпромиссной позиции. Ранее активисты рассказывали, как представители рабочей группы предлагали создать некий закрытый клуб по интересам, в который войдут избранные благотворительные фонды-доноры из-за рубежа и украинские организации - проблем в сотрудничестве с ними не будет при условии полной подотчетности министерству. Активисты не согласились. Как следствие - саботаж и  палки в колеса.

«Рабочая группа всегда прикрывала чьи интересы. Но начиная с министров Людмилы Денисовой и Павла Розенко блокировки волонтерских грузов никогда не было. Даже бывали случаи, когда можно было внести изменения в приказ, если была какая-то ошибка. Эти вопросы решались за один день. Министр подписывал эти приказы как приоритетные, - продолжает Оксана Сухорукова. - С приходом Ревы происходят странные вещи: министр выдавливает общественность с заседаний рабочей группы, на подписание приказа расходуется неделя. Создается впечатление, что идет процесс заказа, ручного управления тем, какие грузы включать в приказы».

Коллеги «заблокированных» волонтеров описывают в соцсетях аналогичные случаи, когда зарубежные машины не попадают в списки гуманитарного груза. Активисты надеются на здравый смысл рабочей группы и то, что она все-таки пересмотрит свои решения. «Если машины дальше не будут растаможивать, можно говорить о саботаже или о том, что в каком-то кабинете принято консолидированное решение не растаможивать волонтерские автомобиля. Мы стараемся делать свое дело публично, и это кому-то не понравилось. Система пытается бороться с публичностью и открытостью волонтеров, - убеждена Анна Майборода, координатор общественной организации «Патриот». - Суды в этой ситуации не помогут, и когда появляется требование в последний момент добавить новые бумаги, а на фронте ждут транспорта, хочу надеяться, что комиссия ошиблась, и решение изменят. Проблема же не в нас, а в том, что эту машину ожидают передовой. Если бы Министерство обороны обеспечило транспортом, можно было бы сказать, что потребности в нем нет. А пока нет ничего, кроме тендеров на закупку бронированного транспорта. Если государство таким образом будет противодействовать патриотам - это очень плохой знак».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать