Перейти к основному содержанию

И «советская суперцивилизация», и «либеральная демократия» оказались банкротами

05 мая, 00:00

В свое время великий мудрец Америки Ральф Уолдо Эмерсон написал эссе «Цивилизация». Главный мотив его размышлений таков: «Об уровне цивилизации нужно судить не по цензу, не по размеру городов, даже не по урожаям, а по тому, какого человека выращивает общество». Размашисто набирал темпы XIX век, демонстрируя могущество научно-технического прогресса... И этот «прогресс» превратил следующий, ХХ век в «век сатаны», как метко назвала его газета «Нью- Йорк таймс» (26 января 1995 г.). А уже после Второй мировой войны скромный, но весьма мудрый украинец Евгений Ляхович в своей книге «Форма и содержание украинских освободительных соревнований» опять дал мощный импульс для размышлений. Взвесим: кажется мы уже приближаемся к последнему акту начатой несколько веков назад драмы, в которой поставлено на первое место тело, а не дух; знание, а не мудрость; взгляд, а не истина; анализ, а не синтез; форма, а не содержание. И сейчас видим последствия: мы приобрели выгоды, а потеряли чувство счастья, накопили имущество и чувствуем себя бедными; увешались бомбами и трясемся от страха; вопреки нашим совершенным инструментам — заблудились; вопреки огромному знанию — поглупели.

И «советская суперцивилизация», или коммунизм, и «либеральная демократия», или капитализм — оказались банкротами. По большому счету. Ибо если брать частности, фрагменты развития обеих вариантов материалистического нигилизма — сытого и более-менее демократичного, и голодного и насквозь уголовного — то найдем тысячу и один аргумент в их пользу. Но в целом они с двух противоположных сторон ускорили процесс полного обездуховливания модерных обществ, распяв Слово — Бога. Человек переживает неуверенность относительно своей идентичности, блуждает без осознания цели, погрузившись в состояние нравственной невесомости. Обезображенное соотношение между целью и средством привело к тому, что человек стал только средством, функцией — притом, в обеих системах материализма: либеральной и тоталитарной.

Да, большевизм и нацизм — монстры. Об этом написаны сотни тысяч статей и тысячи книг. Нацизм сжил со света 25 миллионов невинных людей, коммунизм — 100 миллионов. Первый осужден в Нюрнберге. Второго ждет суд народов. Появление во Франции «Черной книги коммунизма» о многом нам говорит. Забывать голодомор в Украине (миллионы жертв), уничтожение украинской интеллигенции, выселение из Западной Украины полутора миллионов человек в Сибирь, «переиначивание» человеческой сути, создавшее завравшегося, перепуганного, безответственного «гомо советикус», катастрофическое разрушение окружающей среды и многое другое — означает селективный подход к истории.

Так вот: кто породил этих монстров? Либеральная демократия! Ясное дело, не изначальная, классическая, а более поздняя, та, которая отреклась веры и традиции. Еще Эдмунд Берк (именно тот, которому принадлежит афоризм: «Демократия — самая скверная вещь на свете») доказал, что основой гражданского общества и источником всего доброго является религия. Воистину, без Бога человеческое и общественное развитие может быть направлено только против человека. Смысл истории — нравственный прогресс, поэтому любые реформы, кроме нравственной — малоэффективны, даже напрасны. А традиция — это наследие каждой нации, неистребимый вечный дух. Настоящим назначением человека является нравственная жизнь, а не жизнь как таковая.

Либеральная демократия победила в двух мировых войнах, а стал ли мир лучше? Право, нет — стал хуже. Вульгарный релятивизм уничтожил культуру свободы, нажива как господствующая идеология задействовала самые ценные инстинкты «гомо сапиенс», ненависть как норма жизни, политизация криминала и криминализация политики провоцирует приспособленчество общества к беззаконию. В дьявольской машине «успеха и эффективности» любой ценой человеческие существа стали бессильными и безликими колесиками. При условиях полной разнузданности и ужасной несправедливости в распределении материальных и культурных благ непременно появляются ленины, троцкие, кагановичи, гитлеры, геббельсы, сталины, пол-поты, ади амины, т.е. монстры.

Некорректно пользоваться аргументом «просперирования капитализма». Является ли нормальным то, что две трети человечества едва прозябает? Разве не «передовые страны» на 85 процентов совершили загрязнение планеты? Разве во имя «прав человека» пять стран-постоянных членов Совета безопасности ООН почти на 90 процентов обеспечивают оружием другие страны? Кто расходует ежегодно на рекламу, преимущественно бессмысленную, $900 миллиардов, когда миллионами умирают от голода дети? Вывод? Если не брать целости, весь диапазон человеческого существования в той или иной стране, мирового сообщества в целом, тенденции к катастрофической диспропоризации развития регионов планеты, мы загоним болезнь внутрь. Всеобъемлющие катаклизмы ХХ века выявили систему вещей, которая выражается беспримерными экономическими, социальными, политическими и культурными сотрясениями.

Ободранный от различных вер, помогавших ему жить, человек стал беспомощен. Потрепанное, пробитое пустотами, заполненное катастрофическим своеволием время даже в условиях более свободной жизни во взбудораженном посткоммунистическом обществе пугает нас. Ежедневно узнаем о вулканических взрывах ожесточения или же летаргии, психологической сумятице. Почему? Мы пустили в свой национальный храм торгашей, да еще и позволили им править службу. Экономический деспотизм возведен в ранг высшего закона. Нам навязали так называемый бразильский вариант развития — модель общества 20:80. Двадцать процентов населения работает, зарабатывает и потребляет, наслаждается жизнью, а восемьдесят процентов населения превращаются в «социальную проблему». После аморализма коммунизма поражает аморализм капитализма. Гитлером и Сталиным нашей эпохи стал доллар.

Выход один — вернуться на «круги своя», т.е. к своему, изначальному, сокровенному. Ибо в основе нашего национального мировосприятия, назначения человека находятся не снесенные никакими ветрами истории, органичные, те, что от Бога, ценности: «святая правда» (Тарас Шевченко), справедливость, социальная солидарность, забота о семье, гармония с природой, осознание софийности мира. Национальная идея во все времена выражается формулой: вспоминать себя, быть собой, верить в себя. В современную эпоху первым должен стать вопрос: не «сколько?», а «для кого?» Но это тема более широких рассуждений и дискуссии, которая, надеюсь будет продолжена на страницах «Дня».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать