Перейти к основному содержанию

Игорь ЮХНОВСКИЙ: «И заработать, и не дать себя обмануть»

28 мая, 00:00

— По моему мнению, специалисты всегда делились на две категории — специалисты по духу, призванию и специалисты по популярности соответствующей профессии и востребованности этой профессии. Следовательно, и молодые люди, которые заканчивают высшие учебные заведения, делятся на две части.

Первые — талантливые, они сразу определили направление своей жизни. Это очень небольшой процент людей: на каждую академическую группу иногда три-четыре студента. Например, в теоретической физике (а я сам физик- теоретик и очень давно уже преподаю) мне приходились часто иметь дело с очень способными людьми: вы их могли не кормить, вы им могли не давать заработной платы, только дайте возможность заняться вот этой самой теоретической физикой — и они способны целыми днями сидеть, работать и получать от этого большое наслаждение. Вот такие таланты нужно беречь. Поэтому я хотел бы особое внимание обратить на талантливых выпускников как средних школ, так и высших учебных заведений. Святое дело каждого государства — беречь и лелеять эти таланты. Представьте себе, их количество не претерпевает значительных изменений со временем, не зависит от вида власти, которая господствует на определенной территории, даже, возможно, не очень меняется и с видом существующего государства. И это характерно для всех государств мира. Каждая нация вносит свой вклад в мировую науку в зависимости от того, насколько она сумела взлелеять эти таланты.

А вторая часть выпускников — это люди, которые пытаются просто жить, завести семьи, иметь заработок, жить в достатке и заниматься интересной работой. Работа интересна тогда, когда вы понимаете, что делаете. Так вот, действительно, с установлением украинского государства, с переходом к рыночной системе, безусловно, менялось количество выпускников, желающих изучать ту или иную специальность. При переходе к рынку Украина встретилась с полной безграмотностью своей системы в плане форм рыночных отношений и документального оформления этих рыночных отношений в разнообразных отраслях производства. Безусловно, что западные специалисты в этом нас опережали. И соответствующие западные фирмы, которые обслуживались такими специалистами, в самом начале существования украинского государства обманывали нас (пользовались нашей безграмотностью). Но необходимость все-таки в этом направлении найти себя и заработать, и не дать себя обмануть существовала в обществе. И она определила те основные профессии, которыми люди начали овладевать и которым начали учить в частных вузах. Сам факт возникновения частных вузов говорил о том, что необходимых обществу специальностей недостает в государственных вузах. Наиболее ярким примером является возникновение юридических и экономических вузов, юридических и экономических специальностей. Если в советское время было, скажем, семь или восемь юридических факультетов в университетах Украины, то теперь юридических институтов и академий и других учебных заведений этого направления существует уже больше 160. Все они по-разному преподают эту юридическую науку: одни очень хорошо, другие очень слабо, но все они дают дипломы — и туда идут молодые люди. Такой бум изучения юридических, правовых и экономических наук оправдан: украинское общество сможет работать на равных с западным обществом.

Второе направление развития образования было связано с тем, что компьютерный рынок страны был абсолютно пустым. Когда западная электроника хлынула сюда, возникла резкая деформация внутренних цен, что, в частности, содействовало и той страшной инфляции, которая тогда имела место. И люди поняли, что овладение информационной техникой является проблемой номер один для Украины. Сразу же возникли очень большие группы, которые начали учиться пользованию информационными системами разнообразного направления: системами связи, программным обеспечением. При этом бурно стало расти изучение английского языка.

Третье направление изменения образования было связано с самим фактом создания Украинского государства. Одним из атрибутов государства является государственный язык. Следовательно, количество школ, где изучался украинский язык, культура, история, начало очень сильно расти. Фактически три таких направления стали очень успешными.

Ну и, наконец, четвертое направление, являющееся стандартным для каждой страны. Речь идет о здоровье человека. Каждый человек стремится беречь свое здоровье. Кроме того, в связи с введением частной собственности росли домашние хозяйства, росло количество домашних животных в частном секторе. Следовательно, профессия врача — как для людей, так и для животных — становилась все более нужной. И если вы посмотрите на статистические данные, то увидите, что количество частных заведений, которые преподают, скажем, ветеринарную медицину и вообще медицину, также очень сильно выросло. Это мне кажется естественным.

Таким образом, я выделил основные направления. А дальнейшие тенденции — направленность к устойчивому развитию. Устойчивое развитие — это пропорциональное в плане производственных возможностей и потребностей рынка развитие различных специальностей (а не только наиболее востребованных) и обучение специалистов по этим профессиям. С одной стороны — в Украине существует сейчас безработица, но с другой — в Украине существует и огромная нехватка рабочей силы. Речь идет о высококвалифицированной рабочей силе.

Украина имеет плодородные сельскохозяйственные земли. Поэтому, безусловно, можно говорить о будущем развитии сельскохозяйственных наук и сельскохозяйственных специальностей разнообразного характера. Кроме того, Украина — металлургическое государство. И определенное количество специалистов металлургической, добывающей промышленности также будет необходимо, и в этом секторе также все пойдет к определенной стационарности. Нельзя не вспомнить и о машиностроении, пищевой и легкой промышленности. Уже сейчас Кабинет Министров утверждает, что в сфере сельскохозяйственного производства, пищевой и легкой промышленности предложение товаров вчетверо превышает внутренний спрос. Следовательно, речь идет о поиске внешних рынков, и здесь возникнет целый комплекс разнообразных специальностей, которые будут связаны с внешними рынками Украины. Ну и, безусловно, в этом комплексе должна быть энергетика — как основная отрасль, а также очень важная для Украины транспортная система. Так что далее все перейдет к определенному стационарному развитию — установление соответствующих пропорций, отвечающих внутренним потребностям государства и стационарному внешнему рынку.

СПРАВКА «Дня»

Как удалось выяснить по телефону, обучение в вузе на дневном отделении для непрошедших конкурсный отбор будет стоить:

В Украинской академии искусств на творческих факультетах:

— живопись, скульптура, графика, реставрация, графический дизайн и театрально-декоративная живопись — 6,480 грн./год;

— архитектура — 4,344 грн./год;

— искусствоведение — 3,258 грн./год.

Из 134 студентов академии, принятых в прошлом году, обучение оплачивал 31 человек.

В Национальном авиационном университете МАУ:

— правоведение — 595 грн./мес.; лингвистика — 495 грн./мес.; социология, психология — 445 грн./мес;

— экономика предпринимательства, транспортные технологии, менеджмент, логистика — 595 грн./мес.

— инженеры — 345 грн./мес.

За обучение платят 15% студентов, остальные — «бюджетники».

В Национальной академии внутренних дел:

— обучение для милиционеров — бесплатно. Для гражданских лиц — 3,200 грн./год.

В Институте туризма (государственный вуз Федерации профсоюзов) все студенты платят по 900 у.е./год.

По распоряжению Министерства образования пересмотр оплаты может производиться раз в год пропорционально инфляции.

Подготовила Екатерина ДЯДЮН, «День»
Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать