Имитация духовного напряжения
Комитет по Шевченковским премиям определил лауреатовВ отличие от прошлого года, ознаменованного демонстративным отказом претендентов на премию — писателя Юрия Андруховича и кинорежиссера Михаила Ильенко участвовать в «гонках за лауреатством», как таких, что уж слишком отдают советским духом, в нынешнем году покой Комитета по государственным премиям никто и ничто не смущало.
Поговаривают, правда, что осмотрительные и закаленные в номенклатурной дипломатии ответственные лица Комитета, чтобы скандал не повторился, отфильтровали в список номинантов тех, кто не возражал в нем фигурировать. Собственно, принимать или нет Шевченковскую премию — дело, действительно, добровольное. Хотя немного обидно, что, видимо, в прошлогодней критике института Шевченковской премии ее распорядители увидели только желчность отдельных лиц и не услышали, на наш взгляд, некоторых резонных мыслей, в частности, и о том, что на фоне жалкого положения, по сути, паралича культуры раздача достаточно скомпрометированных в советские времена премий выглядит слегка кощунственно.
Список нынешних претендентов, в общем, подтверждает, что делать хорошую мину при плохой игре, т.е. имитировать расцвет национальной культуры при ее упадке, Комитету становится чем дальше, тем тяжелее. Среди претендентов, как, собственно, и лауреатов, немало действительно талантливых художников, но ведь насколько хилыми по сравнению с их прошлыми достижениями кажутся нынешние. И вряд ли только высокой требовательностью Комитета можно объяснить безальтернативность выбора в номинациях «литературо- и искусствоведение», «музыка» и «кинематография» (даже при отсутствии конкурса Комитет не осмелился отметить премией кинотрилогию Александра Муратова по произведениям Михаила Хвылевого). Свое же внутреннее родство со старой системой конъюнктурного распределения лауреатств Шевченковский комитет, можно сказать, подчеркнул премией в отрасли литературы, удостоив ею вчерашнего певца комсомольской героики, а нынче патриота Дмитрия Кременя.
Собственно, дело не в именах, а принципах. Наше общество, как показывает ежедневный опыт, до сих пор не готово отказаться от тоталитарных схем и клише. Государственная премия имени Т. Шевченко — только отдельное проявление общей тенденции. Проявление, между тем, красноречивое. Ибо пышностью награждения иногда действительно достойных артистов, музыкантов, художников, таких, как в нынешнем году — композитора Анны Гаврилец, художника Владимира Патыка, солиста Валерия Буймистера, режиссера Николая Мерзликина, опошнянских мастеров керамики, молодого скульптора Богдана Мазура — маскирует летаргию духа и утверждает как неопровержимость коммунистическую, по существу, политику государственного надзора за культурой. При фактическом безразличии к ней.
Выпуск газеты №:
№31, (1999)Section
Общество