Инклюзивное обучение... через 40 лет?
«Украина не понимает, что такое равный доступ к образованию», — считает американский ученый Лайл КауфманПо статистике в Украине почти 900 тысяч детей имеют особые потребности. Среди них — около 170 тысяч детей с инвалидностью. Принцип равного доступа к образованию для них декларировался часто, но до сих пор не закреплен законодательно. Координатор рабочей группы по разработке законопроекта «Об образовании» при профильном комитете Верховной Рады Владимир Ковтунец отмечает, что в новом законе уровни права для всех слоев населения учтут, но их не удастся реализовать, пока само общество не будет к этому готово:
«Сейчас мы работаем над тем, чтобы изменить законодательство в части инклюзивного образования, — рассказывает Владимир Ковтунец. — И дело в том, что наше общество не готово относиться к людям с особыми потребностями как к равным себе. Намного проще предложить этим людям подачки в виде внеконкурсного поступления, чем приложить усилия к тому, чтобы они могли получить качественное образование. Исследование, которое мы делали в прошлые годы, показало, что общественные объединения людей с инвалидностью выступают против льгот в виде внеконкурсного поступления. Вместо этого они хотят получать такое образование, которое сделает их конкурентными. Что интересно, внеконкурсное поступление поддерживают более 60% украинцев. Цифры говорят сами за себя».
Мнение о неготовности украинского общества интегрировать детей с особыми потребностями выражает и специалист по специальному образованию, доктор философских наук Канзасского университета Лайл Кауфман. На взгляд доктора Кауфмана, Украина сейчас находится на том этапе адаптации людей с особыми потребностями, на котором США были 40 лет назад.
«Образовательная система в Украине сегодня заметно сегрегированная, — утверждает Лайл Кауфман. — США тоже имели трудности с доступом к образованию всех слоев. До 1970 года большинство детей с особыми потребностями учились в лучшем случае в специальных школах, а в худшем — им вообще не позволяли получать образование. Например, пресловутая школа Уилбрук. Ее позиционировали как образовательное заведение, но на самом деле никакого обучения в этой школе не происходило. Детей с инвалидностью содержали там в нечеловеческих условиях. Никто не пытался помочь им в реабилитации, не было программ раннего вмешательства. Эти дети так и не смогли подготовиться к жизни в обществе и не получили никаких навыков».
Изменить ситуацию удалось лишь после того, как появился запрос общества. Пока большинство населения не обратит внимания на проблему, она будет существовать лишь в пределах определенной группы.
«У нас ситуация начала меняться, когда один из журналистов снял материал о школе Уилбрук, — говорит доктор Кауфман. — Тогда общество увидело проблему. Люди разозлились и сами стали требовать нормального отношения к детям с инвалидностью. Начались массовые протесты за равные права. Важным моментом было и то, что родители детей с особыми потребностями стали настаивать на равных возможностях доступа к образованию. И впоследствии власти пошли на существенные уступки. Общество должно понимать: важно, чтобы дети с инвалидностью не просто шли в какую-то школу, а учились именно вместе с другими детьми. Это сделает их полноценными членами общества, а не будет создавать отдельное общество, из которого они уже не смогут выйти».
По словам эксперта, большинство населения в Украине не понимает, что такое равный доступ к образованию. В нашем законодательстве фигурирует понятие «инклюзивные классы», являющееся парадоксальным. Ведь инклюзивность уже не предполагает различий.
Пока мы не перестанем делить детей на «обычных» и «особых», общество не перейдет через собственный барьер инклюзивности. А потребуется на это 40 лет или меньше — зависит только от нас.
Выпуск газеты №:
№21, (2016)Section
Общество