Инспектора научат читать?
Украинский бизнес хочет добиться единообразного толкования Налогового кодексаНемногим менее двух месяцев осталось до того момента (1 января 2012 года), когда в Украине в полном объеме вступит в действие Налоговый кодекс. Удалось ли государству найти в нем баланс между своими фискальными функциями и задачей создать условия для роста в стране деловой активности и привлечения отечественных и иностранных инвестиций? И найден ли инструмент, с помощью которого государство будет вести постоянный диалог с бизнесом и инвесторами, направленный на то, чтобы совершенствовать Налоговый кодекс, устраняя из него нормы, вызывающие неприятие в обществе?
Президент Американской торговой палаты в Украине Хорхе Зукоски отмечает, что палата в целом одобрительно относится к новому Налоговому кодексу, но при этом считает, что еще предстоит очень много сделать для того, чтобы его исправить. Украинский Налоговый кодекс, по его мнению, должен соответствовать стандартам Евросоюза с тем, чтобы привлекать и сохранять иностранные и внутренние инвестиции в экономику. Зукоски подчеркивает, что «Украина впервые со времени своей независимости сосредоточилась на том, чтобы создать партнерство различных структур и заинтересованных лиц и вместе ввести единый документ, который заменил бы очень большой законодательный налоговый массив, состоящий из остатков старой советской системы контроля и командования». Старая система, по словам Зукоски, не была конкурентоспособной в условиях экономики свободного рынка. Но и после принятия в декабре прошлого года Налогового кодекса Украины осталось очень много работы, хотя он понимает, сколько «политических усилий и политической воли необходимо было для принятия этого документа». По словам президента АТП, его организация приложила много усилий для налаживания механизма возмещения НДС за сельскохозяйственные товары, выступала против попыток налоговой службы предварительно облагать налогом затраты, не связанные со снижением деловой активности, поскольку это может вызвать потерю рабочих мест и торможение инвестиционных проектов и будет способствовать оттоку иностранного капитала.
Зукоски считает очень важной задачей украинского бизнессообщества добиться единообразного истолкования Налогового кодекса. Связанные с этим затруднения, говорит эксперт, «затрудняют движение Президента Януковича в сторону реформ». Он призывает искать возможности для создания конкурентоспособной и процветающей Украины исключительно на пути партнерства всех заинтересованных сторон.
Представитель одной из них, народный депутат и президент Украинского союза промышленников и предпринимателей Анатолий Кинах также подчеркивает необходимость перманентной работы по совершенствованию Налогового кодекса. В частности, его беспокоит, что в принятом недавно разделе кодекса, посвященном упрощенной системе предпринимательства, не выписан механизм индексации доходов («потому что инфляция — это наша реалия»), связанной с обязательствами налогоплательщиков. Иначе через год-два, предупреждает Кинах, нормы, устанавливающие размеры доходов, просто утратят свой смысл. Он также поднимает вопрос о равной ответственности налогоплательщиков и представителей государства.
Как отмечает Кинах, нормы Налогового кодекса сформулированы с грубыми нарушениями общепринятой в мире презумпции невиновности налогоплательщика. Между ним и фискальными структурами установлены такие отношения, что налогоплательщик априори находится в позиции оправдывающейся стороны, говорит народный депутат. Он обращает внимание на проблему возмещения налога на добавленную стоимость, «остающуюся очень острой», и отмечает, что этот налог остается одним из самых коррумпированных, тогда как поручение Президента Украины о стопроцентном автоматическом возмещении не было выполнено. Не менее важным для бизнеса, по мнению Кинаха, является также проблема снижения нагрузки на фонд оплаты труда, которая пока что не нашла решения в кодексе. Он считает, что эту нагрузку нужно постепенно доводить до среднеевропейских стандартов 23—25, максимум 27% от суммы фонда заработной платы, тогда как в Украине эта нагрузка доходит до 50 и выше процентов, что создает большие проблемы и является одним из главных факторов наличия теневого сектора. По словам Кинаха, до сих пор «в цивилизованном порядке» не действует и налоговый вексель, что сильно влияет на инвестиционный климат. Так, в случае осуществления в Украине инвестиционного проекта, согласно законодательству, необходимо, кроме таможенной пошлины, еще оплатить 20% стоимости ввозимого оборудования. Не создает стимулов для обновления сильно устаревших украинских основных фондов и амортизационная политика. А еще в Украине уравнены так называемая обычная цена и таможенная стоимость, что, как считает народный депутат, грубо нарушает экономические законы ценообразования в рыночной экономике и создает огромные проблемы для хозяйствующих субъектов и непрозрачные схемы, влияющие на рост инфляции. Кинах отмечает, что Налоговый кодекс не относится к документам, которые можно принимать в кабинетах чиновников.
Прошло 10 месяцев со времени вступления Налогового кодекса в действие, говорит Крейг Ричардсон, партнер и руководитель отдела налогового и юридического консультирования компании KPMG, «а налогоплательщики продолжают страдать от неправомерного, несправедливого, а иногда и легкомысленного толкования Налогового кодекса налоговыми органами. Отдельные положения Налогового кодекса остаются неясными, что вызывает неуверенность у бизнеса». Характеризуя подвохи для предпринимателей, имеющиеся в кодексе, юрист приводит шесть примеров такой ситуации. Самым острым на сегодняшний день он называет проблему «переноса убытков прошлых лет». Налоговая администрация утверждает, что в результате было потеряно 2,2 миллиарда гривен доходов бюджета. И никакого другого обоснования для запрета перенесения убытков, кроме потерь бюджета, бизнесу не было предложено, хотя таким образом налоговая служба нарушает Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод...
«Суперполитическим вопросом» назвал налоги народный депутат, заместитель главы парламентского комитета по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики Николай Катеринчук. По его словам, сегодня достигнут компромисс между властью, малым и средним бизнесом в части разработки и принятия упрощенной системы налогообложения. «Лучше плохой мир, чем война, которая могла бы проходить на улицах», — уверен народный депутат. Отметив, что в Налоговом кодексе еще множество недостатков, он все же подчеркивает как положительное явления, что «власть начала выполнять свои обещания людям, которых она (своими решениями. — Авт.) вывела на улицы». Катеринчук не советует рассматривать малый и средний бизнес только как субъект экономических отношений. Он попросил представителя Минфина передать министру Ярошенко, что нельзя смотреть на малый и средний бизнес только с точки зрения поступлений в бюджет. Условия для работы этих людей, подчеркивает Катеринчук, это, в первую очередь, проблема занятости, которую власть не может решить самостоятельно, поскольку это, главным образом, вопрос партнерских отношений с бизнесом.
Выпуск газеты №:
№200, (2011)Section
Общество