Перейти к основному содержанию

Искусство под замком

Музей Федора Решетникова фактически прекратил свое существование. Из-за кражи
11 октября, 19:14

В конце августа нынешнего года в селе Сурско-Литовское, что под Днепропетровском, был обворован музей народного художника СССР Федора Решетникова — автора известной картины «Опять двойка». Злоумышленники, разбив окно, проникли в помещение музея, находящегося в местной школе, и украли семь лучших полотен — в основном натюрморты и пейзажи, подаренные или завещанные художником своим землякам. Кража произошла буквально через несколько дней после того, как мемориальный музей Ф. Решетникова был открыт после ремонта, на который власти выделили около 100 тысяч гривен. На этом событии, приуроченном к 100 летнему юбилею художника,присутствовало много людей, среди которых, как теперь предполагают сельчане, были и те, кто положил глаз на произведения живописи. Схватить воров по горячим следам не удалось. А приехавший вскоре в Днепропетровск министр внутренних дел Украины Юрий Луценко, отвечая на вопросы журналистов во время пресс-конференции в областном управлении МВД, по сути возложил вину на местные власти, заявив, что преступление стало возможным из-за отсутствия сигнализации.

«С тех пор, — сообщила в телефонном разговоре с корреспондентом «Дня» директор музея Ольга Иванова, — наш музей практически не работает. Во избежание худшего мы вынуждены были спрятать все ценные экспонаты, прежде всего два десятка картин, уцелевших после кражи. Поставить сигнализацию мы не можем — нам это просто не по карману. Нет таких средств и у районной администрации, хотя, дай им Бог здоровья, они немало сделали для того, чтобы отремонтировать музей».

Директор музея, в прошлом школьная учительница, посвятила его созданию около сорока лет. Именно по ее инициативе ученики Сурско-Литовской средней школы в свое время вступили в переписку со знаменитым земляком Федором Решетниковым — вице-президентом Академии художеств СССР, участником полярных экспедиций, чьи наиболее известные полотна хранятся в Третьяковской галерее. Маститый художник дважды приезжал на свою малую родину из Москвы, а после смерти завещал музею личные вещи и картины. Много лет скромный школьный музей был гордостью местных жителей. Его ограбление произвело на них удручающее впечатление, а у директора случился инсульт, от последствий которого она до сих пор не оправилась. Ольга Семеновна говорит, что у нее сложилось впечатление будто правоохранительные органы зашли в тупик. В первые дни после кражи милиция опрашивала жителей села, искала свидетелей и даже взяла кое-кого под подозрение. Теперь все успокоилось и большинство жителей Сурско- Литовского уверено, что дерзкое преступление так и останется безнаказанным.

Без оптимизма оценивает перспективу возвращения картин и начальник управления культуры Днепропетровской райгосадминистрации Алла Софронова. «Насколько я знаю, — заметила она, — если в течение трех дней после совершения кража не раскрывается, то она так и остается нераскрытой». Удивляют, по ее словам, обстоятельства совершения преступления. Злоумышленники разбили очень прочный стеклопакет в металлопластиковой раме, но этого никто не слышал. В то же время нельзя сказать, что музей не охранялся — он находился в здании школы, а она по ночам охраняется сторожем. «Поставить современную сигнализацию, — признала А. Софронова, — ни школа, ни местные власти пока не могут. Дело в том, что такая система стоит не меньше 50 тыс. гривен, но свободных средств у нас нет». Привлечь меценатов — тоже целая проблема. Без соответствующего закона состоятельные люди опасаются жертвовать деньги, поскольку тут же попадают в поле зрения налоговиков и под соответствующие проверки. Вот и получается: пока в бюджете найдутся средства на установку сигнализации, картины лучше спрятать в надежном месте, под замок. Хотя бы потому, чтобы не вводить в соблазн похитителей».

Как выяснилось, последним особо тревожится пока не приходится. В Днепропетровском РОВД по поводу кражи картин Ф. Решетникова все еще «продолжается следствие». Поэтому, сообщила следователь Полина Малинова, нам отводится два месяца. Если необходимо, могут продлить и до трех. Комментировать ход расследования она не стала, сославшись на нерушимость тайны следствия. Впрочем, по ее словам, в деле о похищении живописных полотен все же имеются «некоторые зацепки».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать