Перейти к основному содержанию

ИЗ ГЕНЕРАЛОВ БЫЛИ ХОРОШИЕ ПРЕЗИДЕНТЫ И РУКОВОДИТЕЛИ

22 октября, 00:00

Никакого государства нет без государственного языка. В Украине такого языка нет, несмотря на то, что закон о языках есть. В нашем государстве есть Национальный стадион, Национальный дворец культуры, Национальная опера, Национальный банк, но государственного языка нет.

Представьте себе, что было бы в Англии, Франции, других странах, если бы их депутаты начали выступать в парламенте на своих языках или диалектах. Шотландец плохо понимал бы уэльсца, гасконец — марсельца, баварец — берлинца. В нашей Верховной Раде звучат ломаный русский, галицкий, украинский с примесями русского и десять диалектов депутатов от Закарпатья.

Пусть наши «образованные» и опытные депутаты выступают на языке, который им нравится, но при этом пусть на свои средства нанимают переводчиков. Или пусть говорят на языке Шевченко, Гончара, Тычины, пусть на государственном языке (и только на нем) с нами разговаривают во всех без исключения государственных учреждениях, в заведениях торговли, обслуживания.

Например, в тех же США, на которые значительная часть наших лидеров и идеологов готова молиться, проживает 5 млн. украинцев, но нет ни одной украинской школы. И последнее: антирусизм и русобоязнь у нас приобретают странные формы. «Вертолiт», «космонавт» и тому подобное — это русизмы или советизмы, зато «гелiкоптер», «астронавт», «хит-парад», «брокер», «дилер» и сотни других «чисто украинских» слов понятны всем украинцам — таков наш менталитет, электорат или кто его знает.

Государственная власть и уклад. В 1971—74 годах мне приходилось работать в госстатистике. Тогда аппарат райкома партии, райисполкома, райкома комсомола насчитывал до 90 работников. Сейчас штат райгосадминистрации больше в девять раз, причем в те годы район выпускал продукцию на сотни миллионов действительных карбованцев, а сейчас от того уровня остались 10%. Налоговая инспекция района насчитывает работников больше, чем вся тогдашняя райвласть. Стоят завод «Конденсатор», картонная фабрика, мебельная. Распались, а точнее, разворовались колхозы и десятки других предприятий. Вот почему не платим пенсии, стипендии, а в больнице сокращаем работников всех уровней, пока не придет чума. Приватизировали завод «Конденсатор», и 90% акций оказались в руках восьми человек. Бывшие работники райкома партии (секретари, инструкторы) сейчас главы госадминистраций, райсовета, завотделами. А мы ждем каких-то перемен.

Верховная Рада принимает законы о пчеловодстве (медом завалим мир), о библиотеках, почти не работающих, а иные нормальные законы о земле, налогах, предпринимательстве уже две Верховные Рады «родить» не могут.

В Англии платят зарплату депутатам только за те дни, когда они присутствуют на заседаниях. А за что платят нашим? Если два месяца избирают председателя, ездят на футбол, в зале регулярно более трети депутатов отсутствует, да еще и часть спит или читает газеты и требует, чтобы их регулярно показывали по телевидению. Расследованием занимаются депутаты, журналисты, независимые лица и так далее. А для чего тогда СБУ, прокуратура, налоговые службы, милиция? Как могут председатель Нацбанка, премьер и его замы просить у различных фондов, банков, у господина Камдессю ссуды, когда уже с их стороны откровенно говорят: «Эй, казаки, упростите власть, сократите миллионы трутней, потому что все, что мы вам даем, идет не на сельское хозяйство или промышленность, а никто не знает куда».

В 1991—92 годах ходили листовки, что Украина на первых местах в Европе по производству хлеба, угля, стали, сала. Ни в одной листовке не было напечатано, что Украина завозит. Мы надеялись на США, Германию, диаспору. Думали, что за самостоятельность нас завалят долларами. Но все хотят иметь конкретные гарантии под свои вложения, хоть землей, заводами и так далее. Надежда на то, что развитые страны хотят, чтобы Украина была сильным индустриальным и аграрным государством, — басня Мы нужны как дешевая рабочая сила, как рынок для низкокачественных товаров. Самолет ХХI века мы никак не можем нормально продать не потому, что он плохой, а потому, что он украинский, так же как наши танки, оружие, хотя США и другие страны продают их налево и направо, не спрашивая разрешения. США помогут Эстонии, население которой — 1,2 млн., как на Закарпатье. А 50 млн. украинцев — это уже не под силу никому. В 1997 году я нелегально работал в Чехии в рабских условиях. И почти по Франко — «...далее тысячи таких же, как я». В таких же условиях находились около 200 тысяч украинцев, не имевших документов, виз и так далее. А россияне, белорусы, молдаване могли въезжать свободно. Видно, их президенты, депутаты хоть немного думают о своих гражданах, а наши правители на своих граждан... Ездят наши депутаты в Японию, США или еще дальше и дороже (причем не за свой счет), а под боком у тех же чехов можно научиться хозяйствовать и язык свой уважать. В 1996 году в Чехии побывали более 40 млн. туристов при 12 млн. населения. Закарпатье — край туризма, здравниц, санаториев, принимает в десятки раз меньше, чем 20 лет назад.

На нашу власть депутаты всех уровней будут молиться, ведь они теперь будут «неприкосновенны», как каста в Индии. Я не верю, да и трехлетний ребенок не поверит, что Лазаренко убежал без согласия Верховной Рады, Президента и других соответствующих служб.

И еще одно: мы за неделю по телевизору видим сотни убийств, реки крови, тысячи вампиров и другой нечисти, бэтменов, терминаторов. Когда оцениваешь уровень песен, музыки, то становится страшно за наш народ, особенно за молодежь. Я работал директором школы, начальником цеха, и когда встречаюсь с бывшими учениками и сотрудниками, страшно становится, как мы духовно обнищали.

Выборы президента. Я собирал подписи за гражданина Украины Марчука Е.К. Не хочу вспоминать, как собирают подписи вообще. Зато мы увидели, что в сборе подписей должны были разбираться Верховный суд, прокуратура и так далее. Для всех должен быть единый закон, единые права, обязанности, возможности.

Я служил в армии в 60-х годах. Порядок в армии был. Голосовать я буду за гражданина Марчука Е.К. Основные причины — его программа действий, открытость, профессионализм и, по- моему, честность. Из генералов выходили хорошие президенты и руководители. У них больше, чем у других, уважения к дисциплине, порядку. Примеры — это генералы де Голль, Эйзенхауэр, первый лорд адмиралтейства Черчилль и даже генерал Хрущев, но не политработник Брежнев. Сто пятьдесят лет назад Т.Г. Шевченко писал: «А тот щедрий та розкішний все храми мурує, та отечество так любить, так за ним бідкує, так із його, сердешного, кров, як воду, точить. А братія мовчить собі, витріщивши очі, як ягнята. Нехай, каже, може, так і треба». Это отвечает нашему сегодня на все сто. Многие не хотят идти голосовать, им безразлично. Это неправильно. Потом можем жаловаться на самих себя. Мне не все равно, кто будет президентом — бывший секретарь парткома, председатель колхоза, дипломат или генерал. Прошу всех прийти на выборы проголосовать за своего президента.

П. ИГНАТКО,
бывший директор школы,
начальник цеха,
четыре года безработный,
Рахов, Закарпатье

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать