Изменение качества... или вывесок?
Киев готовится к медреформе: в начале марта парламент должен принять все необходимые изменения
С 1 января этого года в Киеве должна была начаться медицинская реформа. Столица уже в который раз стала пилотным городом. КГГА разработала 12 шагов изменений, среди которых — борьба с нелегальными платежами, высокие зарплаты медикам, электронный реестр пациентов и врачей и превращение вторичного звена в больницы интенсивного лечения. Но реальных изменений Киев еще не начал — нужно, чтобы Верховная Рада приняла все законодательные изменения, которые подготовил Минздрав. А это 65 документов. Депутаты рассмотрят их в начале марта.
«В то же время Киев осуществляет максимум возможных шагов на собственном уровне. В первую очередь, это касается борьбы с теневым обращением средств в медицине. Также город вводит ряд качественных изменений — создание восьми больниц интенсивной терапии, увеличение доходов на специальные фонды больниц до 70%», — прокомментировал «Дню» заместитель мэра Михаил Радуцкий.
Больницы интенсивной терапии вот-вот должны заработать — на базе Киевских клинических больниц №1, 6, 8, 12, Больницы скорой медицинской помощи г. Киева и детских больниц №1, 2,7. Сюда будут привозить больных, которым необходимо безотлагательное вмешательство: операции, лечение переломов, травм и тому подобное, что-то вроде скорой помощи. Другие больницы впоследствии превратят в заведения восстановительного лечения, планового лечения, хосписного типа. Будет специализация каждой больницы в определенном направлении. Такой подход медики одобряют, ведь это улучшит качество лечения, но оптимизма не видят, потому что не знают о финансировании.
— Если изменится статус больницы как больницы интенсивного лечения, изменится и финансирование, и штат. Пока не знаем ничего, — рассказывает Таисия Лобода, главный врач Киевской городской клинической больницы №12. — В нашей больнице планируется открыть отделение политравмы, такое же отделение есть в 17-й больнице, которая рядом с нами. Вместе с тем, у нас будет открываться отделение безотлагательных состояний, это предусматривает наличие нейрохирургов, хирургов, офтальмологов, которые должны работать круглосуточно. А это и дополнительные средства, и поиск специалистов. Поэтому мы предложили Департаменту здравоохранения, чтобы, например, доставили больного с политравмой, подержали его в отделении безотлагательных состояний несколько дней, перевели в профильное отделение, где есть хирургия или офтальмология, чтобы не открывать у себя эти отделения. Потому что это трудно.
Главный врач одной из детских больниц, которая тоже в списке реформы, не под запись объясняет, что ныне слышат лишь разговоры, а с изменением вывески больница должна получить другие возможности: «Чтобы это делать, нужно насытить больницы современной аппаратурой, чтобы были штаты подготовлены, чтобы мы не думали, где медикаменты взять, чтобы больные их не покупали, что есть сегодня к нашему стыду».
А в КГГА думают несколько иначе. «Поскольку эти шаги требуют не столько больших капиталовложений, сколько хозяйственного подхода, уверен, что большинство из них будет реализовано за полгода», — считает Михаил Радуцкий. Зарплаты по 8—12 тысяч и ощутимые изменения для пациентов чиновник обещает уже в июне-июле этого года. Повышение заработной платы предусматривается за счет введения принципа «деньги ходят за пациентом»: медицинские заведения будут финансироваться не по количеству коек, а по количеству пациентов, а 25% от суммы, которую оплатил город или страховая компания за предоставленную медицинскую услугу, будет идти на оплату труда медицинского персонала.
Но когда «День» спрашивал врачей о легализации пациентских благотворительных взносов или повышении заработной платы, в ответ слышали откровенно досадные признания. Главный врач 12-й больницы объяснила, что в их заведении благотворительные взносы больные делают официально уже давно: на счет больницы через «Сберкассу». За эти средства содержат заведение, потому что, например, с октября прошлого года не получали из бюджета ни копейки. Вот часть этих средств идет на хозяйственные расходы, еще часть — на медикаменты для экстренных случаев. Последний раз этот резерв лекарств пополнили на полмиллиона гривен.
— Мы немного лечим, немного кормим за наш счет, обратились к благотворителям, чтобы помогли с продуктами питания и медикаментами. Чего у нас нет, люди прикупают. То, что касается гонорара или благодарности врачу, то человек сам с этим определяется, — добавляет Таисия Лобода.
Еще один врач 6-й городской больницы на вопрос о финансировании тоже предпочел остаться анонимным. Потом прокомментировал, что пока особого энтузиазма у него и его коллег нет. Врачи не понимают: если больные будут платить деньги официально, эти средства пойдут в бюджет Киева, вернутся ли назад в виде аппаратов УЗИ или лекарств? Медик считает, что часть средств должна оставаться в больницах, например, на премии врачам, чтобы была дополнительная мотивация. Мол, две тысячи гривен — это же не зарплата.
Почему-то нет точек соприкосновения в видении реформы между медиками и чиновниками. Одни хотят работать, как и раньше, но с другим финансированием, власть же требует другого подхода к работе. А результат должны почувствовать пациенты.
12 шагов к новой системе здравоохранения Киева
♦ Прекращение нелегальных платежей
♦ Увеличение легальных доходов медицинских работников
♦ Врачебное самоуправление
♦ Юридическая защита медиков и общественный контроль
♦ Изучение потребностей и ожиданий киевлян
♦ Равный доступ к медицинской услуге
♦ Создание Координационного комитета реформ и развития системы здравоохранения
♦ Создание больниц интенсивного лечения
♦ Единое медицинское пространство
♦ Разъяснительная информационная политика
♦ Электронный реестр пациентов и медицинских работников Киева
♦ Совершенное обеспечение необходимыми медикаментами пациентов
Выпуск газеты №:
№37, (2015)Section
Общество