Как Чехии удалось сохранить 4,5 тысячи замков?
Сегодня в стране живут потомки древних дворянских семей, которые восстанавливают семейные гнезда. Некоторые даже самостоятельно проводят экскурсии для туристов
В этом году традиционный маршрут № 1 летней школы журналистики «Дня» пролегал, в частности, через город Тальное, что на Черкасщине. Именно там находится охотничий дворец известного в Русской империи рода Шуваловых. В ветви рода, которая владела Тальным и замком, объединились также древние польские и русские семьи Потоцких и Нарышкиних.
По своей архитектуре охотничий дворец в Тальном — сооружение довольно интересное. Его часть, которая во времена Шуваловых была хозяйственной, построена в стиле английских коттеджей, а жилая — в стиле ренессансных замков Франции.
Впрочем, сегодня и дворец, и парк вокруг него, который когда-то был достопримечательностью садово-паркового искусства, напоминают скорее зону запустения или отчуждения. Живых потомков рода Шуваловых, которые могли бы взять здание под свою опеку, не осталось. Да и украинское законодательство не предусматривает возможности возвращения исторически значимых зданий их прежним владельцам. В советские времена здесь функционировал сельскохозяйственный техникум. С началом 2000-х здание было закрыто на реставрацию. Но те, кто занимался «реставрацией» замка, лишь навредили, заменив некоторые аутентичные части здания современными материалами.
В итоге охотничий замок Шуваловых до сих пор в строительных лесах, на которых уже никто не работает, опустошенный и заброшенный. Никто архитектурную достопримечательность не охраняет, поэтому вполне вероятно, что за несколько лет ее разберут на строительный материал «хозяйственные» местные жители.
Хуже всего, что эта история не уникальна. В Старом Селе, что на Львовщине, несколько лет назад друзья увидели поражающую картину: «заботливый» хозяин пристроил к одной из стен замка... собственный гараж. Замок уже был в запущенном состоянии, но даже его руины оставались исторической достопримечательностью! В целом, в результате такого отношения к историческим сооружениям из около 200 замков в Украине сохранилось приблизительно 20.
Во время пребывания в Тальном я поневоле вспомнила Чехию с ее замками и шато, разбросанными по всей стране. Небольшая Чешская Республика, для которой расстояние в 150 километров — это уже много, а количество населения — как в трех восточных областях Украины, имея опыт жизни в «социалистическом лагере», смогла сохранить значительно больше. Как рассказала группе иностранных журналистов, которые посетили Чехию благодаря программе Czech Tourism (czechtourism.com), экскурсовод Индра, в стране теперь насчитывается около четырех с половиной тысяч замков!
В начале 1990-х одной из составляющих чешской декоммунизации было возвращение исторических сооружений их настоящим владельцам. Как рассказала Индра, из 4,5 тысяч замков 200 было возвращено в собственность потомкам семей, которые владели ими на протяжении многих поколений вплоть до Второй мировой войны. По словам экскурсовода, это был очень сложный процесс, впрочем, благодаря ему исторические сооружения удалось сохранить, и сегодня некоторые из них, как, например, замок в Телчи, входят в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Обычно замки, которые возвращались потомкам дворянских семей, находились в плохом состоянии. И последние самостоятельно занимались их реконструкцией. Также частные собственники обеспечивают текущее содержание сооружений. Поэтому в Чехии нередко можно увидеть, как рядом с комнатами для экскурсий в старинных шато функционируют кафе или выставочные залы — это способ привлечения средств. Впрочем, они не конфликтуют со старинной архитектурой и атмосферой.
Как рассказал мне французский журналист Брайс Шартон, передача замков в частную собственность с условием сохранения их архитектуры практикуется и во Франции, потому что государство финансово просто не способно должным образом заботиться обо всех исторических сооружениях.
Впрочем, ментальность постсоветского человека в «прихватизации» достопримечательностей архитектуры предусматривает обратную сторону медали. В Украине, к сожалению, практически не осталось потомков аристократических родов, которые могли бы взять на себя ответственность за сохранение собственных семейных имений и вообще за развитие страны. А современным олигархам, как правило, недостает воспитания, надлежащего гуманитарного образования и благородства. С такой проблемой имеют дело и в Чехии. Как рассказала Индра, замки, которые принадлежат государству, последнее часто продает представителям бизнеса. А те, в свою очередь, часто разрушают замок, превращая его в частную виллу на современный манер.
Наверное, именно поэтому к настоящим дворянам отношения у чехов — особое. Например, по словам Индры, в коммунистической Чехии простые люди писали письма «наверх» в защиту одной из самых известных здесь и самых богатых в Европе семьи Лихтенштейн, которую лишили собственности.
В то же время в стране нету чисто чешских дворянских семей. Каждая из них — это смесь чешской, австрийской, немецкой, венгерской крови. «Лихтенштейны — австрийцы, но независимо от национальности они поддерживали государство Чехословакия. Кое-кого из них преследовали в советское время. Представители дворянских семей — это люди особого типа», — говорит Индра и рассказывает о Зденеке Штернберге.
Этот мужчина является потомком древнего дворянского рода Штернбергов. После оккупации Чехословакии нацистами ему было запрещено учиться. А в коммунистические времена он попал в заключение и был сослан на принудительные работы. На протяжении 15 лет Зденек Штернберг, дворянин, который владел несколькими иностранными языками, работал на шахте. В 1960-х он вернулся в Прагу, и друзья помогли ему найти работу в театре. Но после Пражской весны опять начинается советская оккупация Чехословакии, и Зденек, переживший подобное в конце 1940-х, решает покинуть страну. В 45 лет в США Штернберг начинает свою карьеру как обычный работник американской компании. Через 20 лет он становится ее генеральным директором. А в 1990-х, после того, как в Чехии начался процесс возвращения замков их прежним владельцам, Зденек Штернберг вернулся в страну и стал упорядочивать семейный замок. Также он восстановил предприятия, которые когда-то принадлежали его семье.
«Для людей привилегия — работать на него. Он не может платить много, но большую роль играет его отношение к работникам. Он интересуется делами каждого, даже обычной уборщицы. Особенность дворян в том, что если они делают что-то, то делают это в совершенстве, — говорит Индра. — За добросовестную работу на шахте Зденек был признан героем социалистического труда! Правда, потом коммунисты спохватились и убрали его имя с доски почета. Сегодня они вдвоем с женой заботятся о семейном замке на берегу реки Сазава. Кстати, в этом замке отец Зденека в советское время работал гидом. А сегодня Зденек часто самостоятельно проводит экскурсии для туристов. Дворяне всегда пытались взять самое лучшее от ситуации. Для многих представителей малого бизнеса советские времена стали настоящей трагедией. Но дворянские семьи, как семья бывшего президента Вацлава Гавела, воспринимали все как есть и пытались даже то время делать лучшим».
Дух Чехии, которую часто называют страной замков, действительно лучше всего чувствуется в небольших городах, где сохранилась замечательная архитектура и древние семейные дворцы, как, например, в городе Телч или Леднице. В замке в Телчи до сих пор живут члены семьи Лихтенштейн. Иногда даже проводятся экскурсии по их личным комнатам. Хотя большая часть замка функционирует как музей. Другой семейный замок Лихтенштейнов, который обязательно стоит посетить во время пребывания в Чехии, — это летнее шато в Леднице. Сегодня он принадлежит государству. Но Лихтенштейны жили здесь на протяжении шести веков и были вынуждены покинуть его лишь во время Второй мировой войны. Это прекрасное сооружение в неоготическом стиле, которое является образцом изысканности и вкуса. Стоит лишь сказать, что среди экспонатов музея — полностью меблированная роскошная ванная комната: ванна и туалет с проточной водой, в том числе горячей, были построены в замке 150 лет назад.
Украина во времена Речи Посполитой тоже формировалась как страна небольших, но самодостаточных городов, центром которых были благородные крепости. Быстрая и кое-где неоправданная индустриализация подарила нам города-мегаполисы и в известной мере исказила лицо страны. Как его восстановить или хотя бы не уничтожить окончательно исторические черты европейской Украины — вопрос, который требует от нас неотложного ответа. Понятно, что невозможно просто скопировать путь другой страны. Впрочем, чешский опыт кажется интересным для изучения.
Выпуск газеты №:
№161, (2012)Section
Общество