Как избежать конфликтов? Правовой аспект межконфессиональных отношений в Крымской автономии

— Ришат Акимович и Анатолий Иванович, у вас наверняка есть статистика конфликтов на межрелигиозной почве. Исходя из нее, что можно сказать о межрелигиозной ситуации в автономии — она сильно чревата разного рода осложнениями?
Р. А.: — Религиозная ситуация в Крымской автономии является стабильной и в значительной мере прогнозируемой. Ежегодный рост религиозной сети составляет от 60 до 100 религиозных организаций. Вместе с тем, два конфликта в прошлом году, которые в средствах массовой информации характеризовались как мусульманско-православные, в определенной мере посеяли недоверие в отношениях мусульман и христиан. Характерно, что так называемый «крестоповал» и споры вокруг Успенского монастыря отрицательно восприняты всеми христианскими конфессиями. Положительным является то, что христианские священнослужители не поддержали акции, которые пыталась организовать русская община.
А. Т.: — Развитие событий прошлого года свидетельствует, что на полуострове, по данным Комитета по делам религий, могут возникнуть новые конфликты, прежде всего межправославные (между ветвями Украинской Православной церкви, Украинской Православной церкви Киевского патриархата, а также Украинской Автокефальной Православной церкви). Кроме того, они возможны в мусульманской среде арабской и турецкой ориентации. Ясно, что потенциальные конфликты могут использовать для укрепления своих позиций представители христианских протестантских формирований. Мы думаем, что в отношении прогнозирования и предотвращения религиозных конфликтов, кроме правоохранительных органов и комитета по делам религий, должны активно работать созданные и при Верховной Раде Крыма, и при Совете министров автономии Информационно-аналитические управления, социологические службы. К сожалению, в прошлом они работали исключительно в сфере политики, и не только не спрогнозировали рост межконфессиональной напряженности, но и не давали рекомендаций по ее снижению. С другой стороны, СМИ Крыма не только не занимали объективные позиции, но освещали конфликт тенденциозно, вставали на защиту той или иной стороны.
— Какова структура религиозных организаций в Крыму и какие тенденции в ней преобладают?
Р. А.: — На начало года в Крыму функционируют 972 религиозных организации, в том числе 947 религиозных общин 48 конфессий и различных течений. Без регистрации уставов действуют 58 религиозных общин. Наблюдается резкое увеличение числа религиозных организаций. По сравнению с 2000 годом, их количество возросло на 84 (9,5%), или в сравнении с 1991 годом религиозная сеть полуострова увеличилась в 14 раз. Изменения в религиозной сети затронули не только количественные показатели — за последнее десятилетие появились 7 новых управленческих структур. Подготовка священнослужителей осуществляется в 5 учебных духовных заведениях; действуют 5 монастырей, 4 духовных миссии и 4 братства.
А. Т.: — Самой значительной по количеству верующих на полуострове является Украинская Православная Церковь (373 общины), которая вместе с другими православными ветвями составляет 402 общины (42%). Но темпы роста религиозной сети наиболее значительны в исламских организациях. За последние два года число мусульманских общин возросло до 69, что составляет 42% всех новых религиозных общин всех конфессий. В последнее время на полуострове действует 204 общины протестантского направления.
— А как они распределяются по территории полуострова?
Р. А.: — Пятая часть всех религиозных организаций сосредоточена в Симферополе и Симферопольском районе. Наиболее малочисленна их сеть организаций в Красноперекопском, Нижнегорском и Черноморском районах. При этом в последние три года количество вновь зарегистрированных общин в сельской местности превышает число городских.
— Уровень работы религиозной общины во многом зависит от уровня подготовки кадров священнослужителей. Как у нас обстоят дела?
А. Т.: — Религиозные общины полуострова обслуживают 723 священнослужителя. Практически во всех конфессиях республики существует проблема их подготовки. Для этого используются возможности духовных учебных заведений как Украины, так и зарубежья. Сейчас на полуострове функционируют два колледжа Евангельских христиан-баптистов и три мусульманских медресе.
— Как часто прокуратура республики проверяет вопросы соблюдения законодательства по вопросам религии, есть ли у нас нарушения со стороны государственных органов?
Р. А.: — В Комитете по делам религий при Совете министров автономии выявлены серьезные нарушения Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях». Нередко здесь нарушаются сроки рассмотрения заявлений и уставов религиозных организаций. Заявители не уведомляются письменно об итогах рассмотрения обращений. Из 20 изученных учетных дел ни по одному обращению заявитель не уведомлен письменно о регистрации устава. На заявлениях отсутствуют штамп и дата поступления, в связи с чем невозможно определить сроки его разрешения. Комитетом нередко в нарушение закона регистрируется устав религиозной организации.
А. Т.: — Серьезные нарушения по выполнению правомерных требований государства выявлены в работе Крымского республиканского комитета по информации, который должным образом не осуществляет контроль за регистрацией религиозных средств массовой информации и обеспечению защиты информационного пространства государства и автономии. Сейчас на территории республики зарегистрированы и функционируют 9 религиозных печатных изданий. В Республиканском комитете по большинству изданий отсутствуют данные об их регистрации, не осуществляется контроль за их функционированием.
Р. А.: — Но итогам проверок прокурорами на местах возбуждено уголовное дело, направлены 8 представлений и предписаний об устранении нарушений законов в межконфессиональных отношениях, поставлены вопросы о дисциплинарной ответственности ряда должностных лиц. Прокуратурой автономии направлены представления в Совет министров Автономной Республики Крым и руководителю Крымского республиканского комитета по информации, а также информация в Верховную Раду республики.
— Как в Крыму используются культовые здания? Я помню, были конфликты на этой почве.
А. Т.: — За годы независимости Украины число культовых зданий, используемых религиозными общинами, возросло с 30 до 432. В собственности религиозных организаций находится 280 зданий, в пользовании — 152. На средства религиозных общин и зарубежных спонсоров за этот период построены 80 культовых зданий. По сравнению с 2000 годом обеспеченность религиозных общин культовыми сооружениями возросла и, тем не менее, она является одной из острейших проблем религиозной жизни в автономии. По этим показателям Крым занимает одно из последних мест в Украине. Сейчас религиозным организациям уже возвращены более 80 процентов бывших культовых сооружений. Этот процесс продолжается. На основе решения Координационного совещания руководителей правоохранительных органов при прокуроре автономии в ноябре прошлого года прокуратурой совместно с органами Государственного архитектурно-строителыюго контроля (ГАСК) проверена правомерность строительства и реконструкции культовых зданий. Без ввода в эксплуатацию функционируют 35 мечетей, 14 церквей и 8 прочих зданий. Без надлежащего разрешения строятся 23 мечети, 8 церквей и 5 культовых зданий. В связи с этим, органами ГАСКа приостановлено строительство на 10 объектах, возбуждено административное производство по 18 фактам неправомерного строительства.
Р. А.: — К сожалению, за последние несколько лет зафиксированы три самовольных занятия культовых зданий религиозными общинами. Так, мечеть по улице Луговой в Симферополе самовольно занята в 1996—1997 годах. Собственник здания — общество «Крымтранс» — отказался отстаивать свои интересы в судебном порядке. Мечеть но улице Малофонтанной в Симферополе также самовольно занята мусульманской общиной «Кады Махале». Без оформления документов общиной «Ветан» в городе Старый Крым Кировского района используется Мечеть Узбека. Вместе с тем, надлежащие меры реагирования со стороны Государственных органов своевременно не приняты.
А. Т.: — В ряде случаев прокурорами в отношении должностных лиц возбуждены дисциплинарные производства.
— В последнее время появилось много так называемых нетрадиционных форм религии. Пользуются ли они популярностью? Каковы здесь тенденции?
А. Т.: — Отмечается снижение интереса к экзотическим культам и медитативным техникам. Свидетельство этого — прекращение деятельности общины Сознания Кришны в Судаке, фактически бездействуют две общины бахаистов. Не удалось расширить сферу влияния двум общинам Армии Спасения. Всемирная чистая религия (так называемая Сахаджа-Йога) свернула начатые в 2000 году публичные программы по месту своей регистрации в Симферополе и пытается найти приверженцев в сельских районах. Несмотря на то, что в автономии проживают и периодически распространяют свои печатные издания представители Белого братства, Аум Синрикё, Церкви объединения Муна, Богородичного центра и ряда других, не отмечается их организованной деятельности.
Р. А.: — Уже в текущем году Комитетом по делам религий совместно с правоохранительными органами прекращена работа нерелигиозной группы движения Сант Такара Сингха (Сант Мат) в Симферополе, выявлена тоталитарная группировка Фалингун, запрещенная в Китае. Характерно, что этими и рядом других группировок и движений основное внимание уделяется вовлечению в их деятельность представителей интеллигенции, а также пенсионеров, которые занимали высокое положение в государственном аппарате, хозяйственных или общественных структурах.
А. Т.: — После судебных процессов над авторитетами так называемых сатанистских групп, совершивших уголовные преступления, их активность в Крыму значительно сократилась. В текущем году не было осквернения христианских святынь и массовых погромов на кладбищах. В целом, ситуация в межконфессиональных отношениях несколько стабилизировалась. За прошлый год в Крыму не было и отказов от призыва на срочную воинскую службу по религиозным мотивам.
— У многих церквей, а также религиозных деятелей, как правило, есть активные зарубежные связи. Они в последнее время стают более активными или слабеют?
А. Т.: — Следует отметить, что за последние годы активизировалась международная деятельность религиозных организаций, особенно в Симферополе, Ялте, Евпатории и Феодосии, где в предыдущем и прошлом годах побывали 85—88% всех зарубежных гостей. Только в республиканском центре в прошлом году проводили работу свыше 60% всех иностранных миссионеров. Уже в текущем году Крымскую автономию по приглашениям религиозных организаций посетили граждане 22 стран. Наиболее активные контакты с визитерами из Соединенных Штатов Америки, Германии и Турции. Значительное число иностранцев интересует межцерковное сотрудничество. Более чем в два раза с 1999 года возросло число прибывших миссионеров и служителей культа. Вместе с тем, сократилось количество приглашений для реализации гуманитарных программ. Наиболее активно осуществляют международные контакты общины Евангельских христиан-баптистов, мусульманские общины, Христиане веры Евангельской и ряд других.
Выпуск газеты №:
№104, (2002)Section
Общество