Как кризис повлияет на студенчество
Половина выпускников вузов сомневается, что найдет работуСейчас высшее образование получает около 2,7 миллиона студентов, из них около 400 тысяч завершит обучение этим летом. Первоочередная проблема для выпускников — найти работу. Почти каждый второй из них сомневается, удастся ли ему это сделать, да еще и по профессии. Об этом свидетельствуют данные общенационального опроса «Положение студенческой молодежи Украины», проведенного в декабре 2008 года Украинским институтом социальных исследований имени А.Яременко по заказу Государственного института развития семьи и молодежи (опрошено более пяти тысячи студентов). О настроениях выпускников и как они собираются действовать в современных условиях, рассказала кандидат социологических наук, председатель правления Украинского института социальных исследований им. А.Яременко, заведующий отделом мониторинговых исследований социально-экономических трансформаций Института экономики и прогнозирования НАН Украины Ольга БАЛАКИРЕВА.
— Ольга Николаевна, какой баланс между тем, что нынче предлагает высшая школа, и запросом на рынке труда?
— В Украине структура специалистов, которых готовит высшая школа, и структура вакансий на рынке труда не совпадают. Проблема скорее не в профиле подготовки, а в ее качестве. Во время собеседования с молодым специалистом работодатель всегда спрашивает о наличии опыта практической работы. Сегодня студенты хорошо это понимают. Если сравнить ситуацию на рынке труда 2-4 года назад с сегодняшней, то заметно возрос спрос на инженеров, технологов, программистов, специалистов информационных технологий. В ближайшие 2-5 лет уменьшится спрос на экономистов, финансистов и юристов. Если государство изберет инновационный путь развития, практически на все специальности сохранится спрос, но при этом специалисты должны иметь интеллектуальный потенциал и креативное мышление. Если будет ориентация на развитие малого и среднего бизнеса, то нужны навыки экономиста, менеджера, юриста. Эту ситуацию осознают студенты. При этом три четверти выпускников довольны той специальностью, которую они избрали. Это достаточно высокий показатель, потому что в начале 90-х годов этим была недовольна половина студенчества. Среди мотивов, почему когда выбирали ту или иную специальность, на первом месте — возможность будущего трудоустройства (40%), желание иметь высокую профессиональную квалификацию (32%), возможность профессионального роста (25%) и занятие творческой деятельностью (22%). В общем студенчество удовлетворено уровнем образования, которое они получают. Хотя есть 15%, которым кажется, что образование не соответствует современным требованиям, и что оно не позволит им быть конкурентоспособными.
— Много ли студентов хочет получить второе высшее образование?
— Как показал опрос, достаточно высокий показатель тех, кто уже получает кроме основной специальности дополнительную. Так, 7% учатся на курсах, в других учебных заведениях или на других факультетах своего же вуза, хотя хотели бы это делать 57%. Поэтому студенты осознают пользу от этого, но у 30% выпускников нет для этого средств, еще 30% жалуются на большую загруженность, незначительная часть указывает на личные проблемы, или заведение, где бы хотели учиться, находится в другом городе. Среди специальностей, которую бы хотели получить в ближайшем будущем, — экономика, коммерция, предпринимательство (26%), высокий спрос имеет юридическое образование (20%), гуманитарные науки (9%), меньший запрос на математику (4%) и медицину (5%). Достаточно популярным среди студенчества (20%) является изучение иностранного языка вне учебной программы — при помощи пособий, курсов и тому подобное. А считают необходимым изучать иностранный язык 85%. Они мотивируют это тем, что это даст им доступ к информации и конкурентоспособность на рынке труда. Также у многих есть желание поехать за границу: учиться (21%), работать (24%) или даже остаться на постоянное местожительство (23%). Но эти показатели завышены — это только намерения, которые ничем не подкрепляются...
— Сколько студентов нынче работает и учится одновременно?
— Чтобы выяснить реальный уровень занятости, мы спросили у студентов об их источниках доходов. Нынче помощь родителей как один из источников существования имеют 60% студентов, что меньше, чем было в советские времена — тогда таких было 90%. Еще 9% ответили, что имеют заработок от официально зарегистрированной трудовой деятельности, то есть каждый десятый студент официально работает, еще 24% студентов ответили, что имеют доходы от официально незарегистрированной занятости. Поэтому больше чем треть студентов нынче работает. Это приближает Украину к европейским стандартам. Например, в США летом работает почти каждый второй студент. На первом месте стоят заработки в частном секторе (так ответило 17%).
— Что побуждает студентов идти на работу?
— Прежде всего это возможность дополнительного заработка, а на старших курсах они ищут возможность работать официально, с трудовой книжкой. Во всяком случае один год работы по профессии — это большой бонус после окончания вуза. Кстати, 28% опрошенных ответили, что обязательно будут работать по специальности, 58% — будут пытаться, но не уверены, что найдут работу в условиях кризиса. Такой ответ давали старшекурсники, которые более реально начинают смотреть на рынок труда. Есть 13%, которые вообще не собираются работать по специальности, для них главное получить высшее образование и иметь определенный уровень квалификации. Большинство студентов ориентируется на помощь родителей, друзей, родственников, знакомых, кое-кто говорит, что ориентируется на себя. А на службу занятости полагаются только 3%. Выходит, что система трудоустройства выпускников не действует, хотя и декларируется.
— Насколько довольны студенты своим материальным положением и как меняются их запросы?
— В целом успешной свою жизнь считают три четверти студентов. А на вопрос, как вы оцениваете свое материальное положение в сравнении со студентами своей группы, 75% ответили, что оно такое, как у большинства. Кстати, среди взрослого населения мы никогда не получаем таких показателей — у них разочарование намного больше. 7% считает, что они живут хуже своих сверстников, такое же количество говорит о том, что живет лучше. К средней прослойке себя зачислило большинство студентов. Также мы спрашивали, к какому классу они относят своих родителей — получили тот же результат. При этом 75% студентов в будущем видят себя в высшем классе чем средний.
Достаточно критическая ситуация сложилась в сфере молодежной политики, большинство студентов (60%) не ощущают ее, потому что не хватает организаций по досугу молодежи, их социализации или же творческого объединения. Принимая во внимание финансово-экономический кризис и его возможные социальные последствия, необходимо отметить, что среди студенчества достаточно высокий уровень готовности участвовать в акциях протеста. Нынче практически 51% студентов готовы протестовать из-за ухудшения уровня жизни семьи, 34% — из-за нарушении демократических основ общества и прав человека, 37% — из-за ущемления интересов студенчества, и довольно много (32%) готовы к акциям протеста, если будет ухудшаться состояние окружающей среды.
— Как должно реагировать государство на такую агрессивную настроенность студентов?
— В частности, нужно разрешить вопросы, связанные со временным трудоустройством. Также нужно решить проблему занятости студентов в свободное от обучения время, например, во время каникул помочь им устроиться куда-то по профессии. Нужны какие-то дотации и программы от государства, которые бы заинтересовали работодателей брать студентов на временную работу. Еще одна проблема — практика студентов в организациях. Всегда ли они там нужны, где они на самом деле нужны — часто практика проходит только формально.
— Как меняются моральные ценности студентов и повлиял ли на это кризис?
— Система ценностей студентов приближена к той, которую имеет современное украинское общество: на первом месте стоят проблемы выживания, то есть семейного достатка, благополучия, здоровья. Новая ценность студенчества — вопрос экономической независимости (так говорит 60% опрошенных). Возросла заинтересованность молодежи в интересной и творческой работе (80%). Отличает студенчество, как и остальную молодежь, ориентация на полноценный отдых и интересные развлечения. Также для 90% важна независимость в действиях, возможность развивать свои способности и таланты. Уменьшилось желание приносить пользу обществу. Эта тенденция характерная не только для Украины — в социологии это называют индивидуализацией общества, когда человек ориентируется на маленький круг: я, моя семья, друзья и тому подобное.
Подытоживая, можно сказать, что практически каждый второй выпускник не уверен что найдет работу. 12% ориентируется на собственный бизнес. Нынче существует проблема с обеспечением (особенно в сельской местности) работниками образования и медицины. Возможно, часть выпускников согласится на эти вакансии. Для студенчества характерна ориентация на быстрый результат — они хотят сразу и все. Но нужно трезво мыслить и ориентироваться на реальные возможности.
Выпуск газеты №:
№22, (1996)Section
Общество