«Как мало я знаю об этом удивительном мире...»
Петр КАТЕРИНИЧ — о «Дне», фотографии и экологииВ фотоконкурсах «Дня» всегда участвуют очень разные мастера — и давно признанные в профессиональных кругах, и начинающие, и любители, и члены фотокружков. И немало из них предлагают «фото, на котором есть что-то больше, чем просто фото», чем и покоряют редакционное жюри, а потом и партнеров «Дня», которые награждают фотографии ценными призами. И постоянно на фотовыставках «Дня», кроме острых социальных, политических, военных тем, есть и мир живого — той природы, которую мы, к счастью, еще имеем и должны сохранить для потомков. Среди авторов, чьи работы были отмечены призами на последнем, ХХІІІ Международном фотоконкурсе «Дня, — Петр КАТЕРИНИЧ, который участвовал в конкурсе впервые и сразу получил аж две награды. За работу «Снегири» он получил приз от оператора телекоммуникационных услуг, компании «АДАМАНТ» (она же обеспечила и онлайн-трансляцию торжественного награждения) и за фотографию «В осеннем лесу» приз от издательства «САМІт-книга». Мы спросили Петра КАТЕРИНИЧА о его пути к фото и к птицам, которых он активно снимает.
«ЗА ДВА ГОДА В МОЕМ АРХИВЕ «ПРИЖИЛОСЬ» ПОЛТОРЫ СОТНИ ВИДОВ»
— Когда у вас возникло увлечение птицами и когда фотографией? Связаны ли они?
— В школе я работал корреспондентом для районки. Писал обо всем, что происходило в селе, если история хоть как-то брала за душу. Совсем скоро стало понятно, что иллюстрировать истории пленочным фотоаппаратом не прогрессивно, потому папа купил мне цифровую камеру. С тех пор все свои материалы иллюстрировал самостоятельно, а их на протяжении школьных лет опубликовали с полтысячи. Несколько портретных изображений победили в фотоконкурсах, которые проводил один из национальных телеканалов, но на этом мое приключение с фотографией закончилось. По крайней мере, я так думал.
С началом карантина приобрел себе компактную камеру с супер-телеобъективом — можно было разглядеть кратеры на Луне. Потом я нашел для нее более интересное использование — сфотографировал щеголиху на ивовых котиках. И в тот же день удалось снять снегирей, воловье очко, овсянок. Я подумал: как мало я знаю об этом удивительном мире, который живет рядом, за окном. Так началось мое приключение с птичьей фотографии.
Сначала я делился фотографиями в группах, потом создал свои страницы в соцсетях и разработал сайт с рассказами о пернатых. За два года в моем архиве «прижилось» полторы сотни видов. Я не претендую на орнитологическую точность, меня больше интересует гармония кадра, художественная ценность. Фотографий птиц сотни тысяч в сети, для жителей большинства европейских стран приобрести профессиональную технику — не проблема. Но наблюдение за птицами и ощущение кадра — разные вещи. Я стараюсь искать нестандартные решения. Соответственно, камеру и объектив тоже проапргрейдил — теперь пользуюсь лишь профессиональной фототехникой. Это не дешево, но когда для души, то не жаль.
— Какая история фотографий, которые вы послали на фотоконкурс «Дня», в частности как вам удалось снять «Поединок зимняков», фотографию со снегирями, фото «В осеннем лесу»? Где вы преимущественно снимаете птиц?
— С «Поединком зимняков» все просто, как по мне. Изучил поведение птиц в отдельном квадрате — где пролетают, приземляются, и как близко подпускают. Это неделя времени. Потом выбрал удачный день, чтобы свет и ветер способствовали, а также место, которое потенциально устраивало и меня, и героев кадра. Положил «приманку» — кусок подходящего для зимняков свежего мяса. Замаскировался на расстоянии 15 метров от приманки и несколько часов ждал, пока начнется действо. Это стандартная практика для фотографа-анималиста. Стоит прибавить, что хищные птицы достаточно осторожны, и снять их с подхода почти нереально. Это фото вошло в нынешний календарь Украинского общества охраны птиц.
Снегири в морозные дни часто держатся низко. Двух самцов, что на фотографии, я сфотографировал у себя в саду. Около трети моего архива отсюда — сад довольно большой, возле реки и леса, потому интересных моментов можно наблюдать много, главное — терпение и внимательность. Я люблю вкладывать в свои фотографии фольклорный смысл. Фото «В осеннем лесу» и «Снегире прилетели» ретранслируют философию баланса в природе, гармонию флоры и фауны. Оба получили золотые медали Национального союза фотохудожников.
СНЕГИРИ ПРИЛЕТЕЛИ
«ЭТИ ФОТО КОРРЕЛИРУЮТ С КЛЮЧЕВОЙ ТЕМОЙ КОНКУРСА — ДЕТОКС»
— Как вы восприняли то, что ваши фотографии «В осеннем лесу», «Снегири» получили приз?
— Был приятно изумлен и удивлен, когда узнал, что мои работы среди фаворитов и получили аж две награды. Это чрезвычайно приятно и мотивирует продолжать работу. Эти фото, как по мне, коррелируют с ключевой темой конкурса — детокс. Во время засилья информационного шума мы то ли забываем, то ли не успеваем просто остановиться и посмотреть на прекрасное вокруг.
— Есть ли какие-то ваши собственные правила съемки пернатых? Кого вы еще не сняли, а каким снимком гордитесь?
— В целом, самое важное для меня в съемке птиц — перспектива. То есть горизонт должен быть на уровне объекта. Тогда кадры выходят живее, да и с положением можно поиграться. Очень часто фотографирую с положения лежа, подползая, так появился кадр с домашним сычом. Стараюсь делать что-то интересное: комбинировать настройку камеры и изменять светофильтры.
Важно различать виды птиц, знать их поведение и биотопы. У меня нет снимков, которыми я горжусь, всегда вижу возможность сделать еще лучше и что-то доработать. Я всегда в поиске — смотрю, читаю и слушаю о талантливых фотографах, которые изменяют мир. Есть авторы, которые удивляют меня своим микрокосмосом. Среди таких — Алан Мерфи, Бенце Мате, Матеуш Песяк, Рэй Геннеси. Немало профессиональных фотографов делится практическими советами во время мастер-классов. Фотографируя, ты всю жизнь учишься.
Относительно неуловимых: очень хочу поймать с хорошего ракурса водяного бугая — птица хотя и не маленькая, но потайная, позирует неохотно.
В ОСЕННЕМ ЛЕСУ
«МОЕ ЗНАКОМСТВО С «ДНЕМ» НАЧАЛОСЬ ЕЩЕ С УНИВЕРСИТЕТА»
— Вы не смогли быть на торжественном открытии нашей фотовыставки, но, возможно, вы смотрели ее онлайн-трансляцию? Будете ли иметь еще возможность посетить ее до 6 февраля? Если уже имели, то поделитесь, пожалуйста, впечатлениями. Может, вас зацепили какие-то фотографии коллег?
— Да, я заболел и не смог приехать на открытие выставки. Но смотрел онлайн-трансляцию. Был поражен количеством небезразличных к искусству людей. Организовать в наше время такой масштабный фотопроект — нелегкая задача. Поскольку я увлекаюсь тематикой эдьютейнмента, хочу отметить работы «Читанка» Екатерины Животовской и «Дистанционка» Руслана Канюки. Они и креативные, и злободневные. Также я проникся чувственностью и мужеством фотографии «Ми-ми-ми» из серии «Война длится» Александра Клименко. Это образец настоящей «полевой» журналистики.
— «Дню» уже 25 лет, а нашему фотоконкурсу — 23. Ваше мнение о нашей газете и фотоконкурсе.
— Мое знакомство с «Днем» началось еще с университета. Исследователь и издатель Мирослава Прихода учила нас качественной журналистике на примере вашей газеты. В прошлом году я публиковал в «Дне» серию материалов на тему мотивации в образовании. «День» для меня всегда будет образцом печатной журналистики — через какое-то время своих студентов также буду учить жанрово-тематической специфике благодаря вашему изданию. Первый фотоконкурс «Дня» состоялся, когда мне было 5 лет, я и подумать не мог, что в 28 мои фотографии также будут включены в экспозицию. Это очень интересно для осознания того, как трансформируется человек, какие увлечения и таланты могут дремать и открываться со временем. Очень благодарен «Дню» и главному редактору Ларисе Ившиной, что вы такие таланты открываете.
«В УКРАИНЕ НЕСОВЕРШЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА»
— Как, по вашему мнению, живется птицам в Украине, учитывая ваш опыт наблюдения за ними?
— «День» активно информировал в прошлом году о гибели сотен журавлей в заповеднике «Аскания-Новая». Птицы отравились зерном, обработанным пестицидами. Такие ситуации недопустимы, и на них надо реагировать остро. В целом в Украине несовершенная экологическая политика — люди мало знают о редких видах животных и об угрозах, которые урбанизация и несознательное поведение людей несут для биомногообразия и размножения животных, в частности птиц. «Пасечники», например, отстреливают пчелоедок только из-за названия птицы. В действительности пчелы в рационе золотистой щурки составляют лишь небольшую долю. Кроме того, есть рациональные научные способы «отучить» от привычки этих птиц от пасек — стоит просто исследовать этот вопрос, прежде чем браться за ружье.
Слабо в Украине развита поддержка кольцевания и исследование миграционного поведения птиц. Стоит повышать внимание к редким популяциям — Красная книга, к сожалению, все расширяется. Например, в позапрошлом году на речной косе длиной максимум 600 метров я встретил на гнездовании пары редких куликов-сорок, песочников больших, многочисленное представительство крачек малых. А уже в прошлом году полкосы затопило и большинство птиц, к сожалению, не приступили к гнездованию. Сохранение мест гнездования, создание экологических коридоров, отслеживание популяций имеет большое значение для экологической стойкости. Стоит рассказывать об экологически сознательных обязанностях еще с детского садика.
Фотовыставка «Дня» открыта до 6 февраля 2022 года в Украинском доме (ул. Крещатик, 2). Вход свободен при условии наличия «зеленого» COVID-сертификата или же негативного результата ПЦР— или экспресс-теста, сделанного не позже чем за 72 часа.
Выставка работает с 11.00 до 18.00. Успейте проголосовать за наилучшую, с вашей точки зрения, фотографию!