Как не затушить «искру»?
Талантливая молодежь нуждается в поддержке не только от меценатов, но и от государства...![](/sites/default/files/main/articles/27052015/8_tim0534.jpg)
Система выявления талантов среди школьников и студентов в Украине берет свое начало еще с Советского Союза. Именно тогда, вместе с необходимостью развития оборонного комплекса и наращивания военного могущества, государство впервые обратило внимание на одаренную молодежь. В то время лидеры понимали, что квалифицированного работника при желании можно вырастить из кого-либо, дав ему необходимый набор знаний, но не просто обслуживать готовые системы, а создавать что-то новое, лучшее, более эффективное могут далеко не все. Желание исследовать, изобретать, нестандартно подходить к решению проблемы закладывается с детства. Поэтому государство поставило себе задачу: выявить особо одаренных детей и дать им возможность развиваться дальше. Для этого внедрили систему олимпиад, которая позволяет найти лучших из лучших.
Такая система сегодня существует и в Украине, но пока она работает как отдельный организм, не интегрированный в общую структуру получения образования, а тем более последующего трудоустройства.
«Система отбора одаренных детей в Украине есть, — констатирует директор Института последипломного педагогического образования Киевского университета имени Бориса Гринченко Михаил Войцеховский, — но она имеет несколько «провалов». Первый «провал» — на уровне младшей школы, в седьмом-восьмом классе начинать работу с детьми поздно, поскольку интерес к обучению у них исчезает. Далее появляются проблемы после того, как ребенок заканчивает одиннадцатый класс. Высшее учебное заведение не заинтересовано в том, чтобы потом взять ребенка на обучение. Эти дети либо ассимилируются, либо выезжают за границу».
О полном отсутствии интереса государства к талантливой молодежи говорит и председатель правления организации «Союз одаренной молодежи Украины» Вадим Герасимович.
«Если мы посмотрим новости или почитаем газеты, то поймем, что в государстве есть несколько приоритетных вопросов: борьба с коррупцией, вступление в НАТО, интеграция в Европейский Союз. Никогда, ни при какой власти среди этих вопросов не было молодежной политики — она всегда оставалась второстепенной. Но если докопаться до сути этих вопросов, то они тесно между собой связаны. Когда мы говорим о реформах, то почему-то надеемся, что к нам должны прийти иностранцы, которые решат наши проблемы. При том, что Украина выступает успешным донором высококлассных кадров для других развитых государств. Так почему не обратиться к собственному ресурсу? Наши студенты завоевывают призы на международных конкурсах и даже не получают благодарности от государства, за которое они выступают», — рассказывает Герасимович.
«НА 40% СОКРАТИЛОСЬ ФИНАНСИРОВАНИЕ МАЛОЙ АКАДЕМИИ НАУК»
Среди главных проблем, с которыми сталкиваются одаренные дети, а также все, кто пытается им помочь, — отсутствие финансирования. За границей, например, стараются создать максимально удобные условия для того, чтобы не потерять будущих научных работников. Зато Украина с каждым годом обращает на науку все меньше внимания. Государство ставит молодежь в неравные условия, где развивать свой научный потенциал можно только людям, имеющим определенный уровень материального обеспечения, рассказывает сооснователь благотворительного фонда «Поможем вместе» Ирина Кузьмичева.
«В прошлом году из бюджета изъяли финансирование специализированных школ, где учились одаренные дети со всей Украины. Это сократило их шансы на качественное образование. В бюджете 2015 года затраты на углубленное изучение физики и математики были заменены углубленной военной подготовкой. На 40% сократилось финансирование Малой академии наук. Мы приходим к ситуации, где качественное образование могут получить только дети из хорошо обеспеченных семей. Но родители этих детей видят их будущее не в Украине. У нас практически нет программ, которые позволяют детям себя реализовать. В США, к примеру, правительство ежегодно отбирает до 35 тысяч учеников, которым дают возможность получить высшее образование на государственные средства. В Китае эта система еще более жесткая. Там талантливых детей собирают в закрытые заведения еще в юном возрасте. Эти заведения занимаются развитием их наклонностей и углубленным изучением отдельных дисциплин», — рассказывает Ирина Кузьмичева.
КАК МОТИВИРОВАТЬ... УЧИТЕЛЯ?
Вторая проблема развития молодых талантов — отсутствие мотивации учителя. Учителя не получают никакого материального поощрения за работу с талантливыми детьми. Более того, их подготовка осуществляется на волонтерских принципах. Учитель тратит на работу с ребенком собственное время, которое, при небольшой заработной плате, мог бы использовать с большей пользой для себя.
«Поскольку везде применяется ВНО, то учителя поставлены в условия выбора, — рассказывает доктор физико-математических наук, профессор кафедры вычислительной математики Киевского национального университета имени Тараса Шевченко Богдан Рублев. — Что учителю проще? Научить ребенка решать примитивные задачи, чтобы тот успешно прошел тест, или найти в классе талант и развивать его? При этом его никто, кроме родителей и самого ребенка, даже не поблагодарит, я уже не говорю о материальном поощрении. Нужно сделать так, чтобы учителя стремились находить талантливых детей».
Директор Киево-Печерского лицея «Лидер» Дмитрий Кравченко также определяет необходимость материального поощрения учителей: «Нужно поддержать учителя, который работает с одаренными детьми. Подготовить талантливого математика не просто. С ним нужно сидеть круглосуточно, притом никто тебе твое время не компенсирует. Это работа только на энтузиазме. Вместе с тем можно взять себе кого-то на репетиторство и получать неплохие деньги. Еще одна проблема относительно воспитания математиков, физиков — это поддержка летних школ. Пока мы делаем это на родительские средства, хотя такое образование приносит свои результаты».
МЕДАЛИ ДЛЯ УКРАИНЫ
Несмотря на отсутствие поддержки, украинские школьники и студенты продолжают работать на результат и покоряют не только украинские, но и международные конкурсы. К примеру, команда украинских школьников в этом году завоевала восемь медалей на международных олимпиадах по математике, физике и информатике, четыре медали привезли украинцы с международной олимпиады по химии. Недавно из Польши вернулась команда студентов, которые стали абсолютными чемпионами мира по физике. Платон Дмитриев, один из победителей Международного студенческого турнира физиков, отмечает, что проблема Украины также в уставревших учебных программах.
«Конкурс, на котором мы победили, демонстрирует суть физической науки, задачи в нем решаются практическим, опытным путем. Нам приходилось многие вещи изготовлять самостоятельно, спаивать, а меня в университете даже не учили держать паяльник в руках. Подход к обучению в нашей стране очень устарел. То, что нам предлагают, — это неизменная система еще 1960—1980-х годов или же новая, но сделанная по прообразу советской. Образование — такая структура, которая не может и не хочет меняться. Именно система во многих детях убивает энтузиазм, «искорку исследователя» и не позволяет им двигаться дальше. Люди теряют интерес к науке», — рассказывает студент.
Сейчас вопрос одаренной молодежи решается преимущественно за счет меценатской помощи или грантов из-за границы. Но стоит понимать, что такая точечная поддержка общей ситуации не улучшит. Как украинские, так и иностранные благотворители выращивают кадры под себя, потому то, что эти дети в будущем станут полезны именно украинскому государству, — маловероятно.
Выпуск газеты №:
№91, (2015)Section
Общество