Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Как отказаться от «философии зубрежки»

Педагоги и родители подали около пяти тысяч предложений относительно разгрузки школьных программ. Не поддерживают новацию — только разработчики
08 июля, 11:22
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

В лексикон первоклассников вводится слово «рюкзак» вместо «ранец», в прошлое отходят словарные лексемы «фартук», «агроном», «комбайнер», «телеграмма», на уроках литературного чтения детвора ознакомится с произведениями «живых писателей», а не тех, чьи книги давно не найти в книжных магазинах. А на физкультуре не будет команд «равняйсь», «смирно» или «шагом марш», вместо этого — подвижные игры, во время которых дети научатся становиться в шеренги, круг или пары... Это лишь небольшая часть наработок модераторских групп, которые по инициативе Министерства образования и науки взялись за разгрузку учебных программ начальной школы.

Педагоги, методисты, авторы программ и родители совместно работают над тем, как облегчить жизнь ученикам младших классов. К первому этапу обсуждения приобщились две тысячи человек, которые оставили более пяти тысяч предложений к 15 программам начальной школы. Больше всего обсуждались математика и украинский язык. Отныне все желающие могут ознакомиться с этими материалами на открытой платформе Ed-era.com. Здесь также будут выставлены видеоуроки и мастер-классы для учителей, что поможет им внедрять новации на практике.

«СОСТАВИТЕЛИ УЧЕБНИКОВ БЕЗУМНО БУДУТ ОПИРАТЬСЯ»

Остается довести дело до конца — до 1 сентября утвердить эти изменения в соответствующих министерских распоряжениях и донести их до педагогов. А также преодолеть сопротивление разработчиков программ. Так, во время обсуждения изменений к программам по английскому языку предлагали убрать письмо в первом классе и добавить больше игр, песен — то есть слуховых упражнений. Ведь английский должен развивать у первоклассников навыки общения. Например, в Германии дети начинают изучать этот язык в третьем классе, а первые два учебных года никакого письма у них нет.

«На заседание модераторов пришел автор действующей программы, не скрывая, что ее цель — препятствовать нам вносить изменения. Ее аргументация — действующая программа хорошая, менять ничего не нужно, потому что она утверждена... Советом Европы. Не меньше и не больше», — подытожила советник министра образования и науки, координатор проекта по разгрузке программ начальной школы на общественных началах Иванна Коберник.

Подобное сопротивление изменениям неминуемо, считают эксперты. «Составители учебников, авторы дополнительных пособий и издательства получают ощутимые прибыли от их печати и распространения. В схемах по принудительной покупке родителями пособий задействованы и некоторые представители районо, директоры школ и тому подобное. Все они будут безумно опираться разгрузке программ и возможной отмене дополнительных пособий. Мы вплотную подошли к серьезным финансовым схемам и большим деньгам, и я не знаю случаев, чтобы люди выпускали их из рук без боя», — комментирует соосновательница общественного объединения «Родительский контроль» Зоя Звиняцкивская.

«ЛИБО НАС ОБМАНЫВАЮТ, ЛИБО ПЫТАЮТСЯ ДАТЬ ТО, БЕЗ ЧЕГО МОЖНО ОБОЙТИСЬ»

Работа над разгрузкой программ вынесла на-гора несколько ключевых вопросов, на которые должно ответить Минобразования. В частности: какая допустимая предельная нагрузка детей и какой статус дополнительных тетрадей и дополнительных пособий — это обязательная часть программы или добровольный выбор родителей. Также важно выяснить, каким должно быть количество домашних заданий. В мире постепенно отказываются от них в начальной школе, а в Украине в первом классе они официально запрещены, но в реальности существуют, берутся из тех же дополнительных тетрадей и пособий.

«Дополнительные пособия на данное время записаны как неотъемлемая составляющая учебной программы. То есть без них невозможно овладеть предметом. Но это нарушение закона, ни в одной школе эти дополнительные тетради не выдают, их родители покупают за свои средства. Если у нас бесплатное образование, в частности и учебники, то либо нас обманывают, либо пытаются дать что-то дополнительное, без чего возможно овладеть предметом», — рассуждает Зоя Звиняцкивская.

«МЫ УСТАЛИ ОТ РАЗГОВОРОВ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ»

Учителя-практики предложенные изменения воспринимают положительно, но имеют свое «но». «У нас больше разговоров по этому поводу, чем доходит до дела на местах, — комментирует учительница начальных классов общеобразовательной школы №4 города Буча Наталья Самийленко. — Программы действительно насыщены лишними для восприятия детьми вещами. Но иногда с изменениями бывает перебор. Мы довольны научными работниками и Министерством образования, но в целом устали от разговоров о новых учебниках или программах. 1 сентября сталкиваемся с тем, что разводим руками и не знаем, с чего начинать, учебников не хватает. Стоит нацелить внимание и на практические вещи».

Со своей стороны Минобразования не обещает чуда до 1 сентября. Возможно, первоклассники будут работать по старым учебникам, впрочем, с новыми подходами. Недавно в министерство приезжал с дружественно-консультационным визитом Джинван Парк, профессор Кйонсанского национального университета (Южная Корея), который представил свою методику «Философия для детей». По ней детей учат вести дискуссию, рассуждать, находить собственные аргументы, то есть отходить от традиционной зубрежки информации в школах, а учиться мыслить. Попробуем?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать