Как «поднять» торговлю с земли?
Есть варианты: запретить или организовать по-новому![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20040727/4131-6-1.jpg)
Все твердо знают, что стихийная торговля — явление вредное, вызывающее разнообразные желудочно-кишечные заболевания у потребителей, чувство отвращения у эстетов и головную боль у городских властей. На днях Киевская горадминистрация заявила о своем намерении ужесточить ответственность «за торговлю в неустановленных местах и самозахват земли под торговые точки». С этой целью создана городская комиссия в составе 24 человек, которые должны подготовить предложения по изменениям в Кодекс об административных нарушениях и в Уголовный кодекс. Казалось бы, борьба против «диких» рынков должна принять всеобщий характер. Но вместо этого всеобщий характер приняло сопротивление чиновничьим попыткам «цивилизовать» несанкционированную торговлю, которая тем временем процветает во всех городах Украины. Почему?
С одной стороны, стихийная торговля и вправду превращается в стихийное бедствие. Медицинская статистика фиксирует, что большинство пищевых отравлений провоцируют именно «дикие» рынки. Прошлым летом, например, в Харьковской области в результате отравления вяленой рыбой было зарегистрировано 6 случаев заболевания ботулизмом — достаточно редким и очень опасным заболеванием.
Кроме медицинского, существует и эстетический аспект. В Житомире, например, торговцы оккупировали несколько улиц, соединив своими столиками и коробками три отдельных рынка в центре города в один большой, грязный, расползающийся кляксой базар. Житомиряне именуют эту кляксу «центр» и шутят, что скоро в базар превратится весь город, жители которого будут просто обмениваться товаром друг с другом. В Виннице, рассказывают, проживающие в районах стихийной торговли родственников хоронят ночью. Дело в том, что днем катафалку просто не проехать между импровизированными торговыми рядами.
Но есть и другая стороны медали — когда одну из житомирских улиц удалось-таки привести в первозданный вид, оказалось, что ликвидированные лотки уже успели полюбиться жителям города и стать им намного дороже красоты и гигиены. Кроме того, многим нашим соотечественникам без такого «стихийного» приработка просто не прожить.
В Киеве сегодня существует 118 рынков, более 505 тысяч торговых мест, и по данным Управления потребительского рынка и торговли, 8,5 тысячи из них пустуют. Понятно, что свято место пусто не бывает, и раз стихийные торговцы не идут в цивилизованный рыночный строй, у них есть на это свои причины. В управлении утверждают, что главная из них — низкое качество товара, предназначенного для торговли на задворках. Как рассказывает начальник управления Василий Щербенко, часто под рынком продается уже то, что было забраковано лабораторным контролем для продажи на самом рынке. Арендную плату же Василий Прокофьевич проблемой не считает, поскольку, по его словам, составляет она 1 гривню в день за продуктовое место, и 1,5 гривни — для желающих продавать, скажем, одежду внуков, из которой те уже выросли.
На самом деле эти 1—1,5 грн. составляют налог, который сразу идет в государственную казну, а арендная плата устанавливается рынком отдельно, в зависимости от разновидности товара и оборудования торгового места. Дешевле всего продавать петрушку или укроп, например, на Лукьяновском рынке — день торговли этими пряными растениями обходится в пять гривен. Как гласит прейскурант, полученный в бухгалтерии Лукьяновского рынка, в стоимость входит вышеупомянутый налог, оборудование и накладные расходы — уборка и прочие услуги. Дороже стоит продажа молодого картофеля — 6 гривен. Еще дороже — солений, которые очень часто становятся объектом стихийной торговли. Продавать их на цивилизованном рынке стоит целых восемь гривен. Торговля заморскими фруктами и прочими деликатесами, понятно, обходится значительно дороже — на Минском рынке продавец персиков и апельсинов за место «под солнцем» платит по семьдесят гривен в день. Но если таким продуктом торговать законно намного удобнее ( есть навес, отсутствует угроза милицейской облавы, большая выручка), то бабушке, которая выносит на продажу всего пять пучков петрушки ценой 50 копеек каждый, просто нет смысла арендовать место на рынке. Спектр несчастий мелких «диких» торговцев невелик — старость, болезни, безденежье. «Жена приказала торговать рыбой у метро, — смеется Николай Андреевич, продающий нескольких карасей возле станции Минская, — люблю порыбачить, а пенсия, сами понимаете, не велика. Пришлось сделать из хобби приработок». Примерно так же звучат истории всех его «коллег». О переходе на благоустроенный рынок они и не думают, небольшая, на первый взгляд, арендная плата вовсе лишит их выручки. А совсем уж немощная бабушка, продающая рогалики по 25 копеек, заставляет задуматься о том, в правильном ли направлении ведется работа против стихийной торговли. Возможно, стоило бы просто поднять пенсии — и старики и старушки перестали бы бороться за выживание таким небезопасным для общества способом.
Впрочем, общество опасности не ощущает. Психологи дружно соглашаются с народной мудростью: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». И вправду: «А что такого, тут такие же продукты, как и везде», — сказала средних лет женщина, покупающая колбасу в переходе. Иногда помогает незарегистрированным продавцам стереотип дешевизны. Иногда — то, что в вечернее время купить сигареты или укроп, обложенные налогами, практически невозможно. Так что в этой ситуации торговая деятельность наших пенсионеров обществом весьма востребована. Не один раз было озвучено в прессе разных украинских городов предложение организовать вечерние рынки. Но борьба по привычке ведется другими методами. Василий Щербенко говорит, что «разбушевавшуюся стихию» стоит превратить в торговые комплексы: «Мы пытаемся открыть цивилизованный рынок на месте стихийной торговли, если там есть для этого необходимые условия. На сегодня 20% существующих рынков созданы таким образом». Администраторы рынков единственным выходом из сложившейся ситуации видят увеличение количества милиционеров на прирынковых территориях: «Несанкционированная торговля очень мешает рынкам — создает толкучку, антисанитарию. Нужно, чтобы больше милиционеров занимались вопросами стихийной торговли», — убежден директор Лукьяновского рынка Алексей Ропатан.
Впрочем, милиционеры не очень охотно выступают в роли спасителей рынков. Торговцы «на обочине» говорят, что с большинством из них можно найти общий язык — стоимость этого языка зависит от конкретных людей и ситуации. Иногда можно обойтись и без договора — знакомая наблюдала интересную картину, когда старушки со своим нехитрым товаром перебегали через дорогу, где начинался другой район. Как известно, правоохранители «действительны» в определенном радиусе.
Как известно, с непобедимой стихийной торговлей активно борются в Мариуполе — «облавы» проводятся каждый четверг, и уже известны в народе как «чистый четверг». В одном из районов Мариуполя решили просто поднять стихийную торговлю с земли, обустроив простенькие торговые ряды, на которых можно будет торговать всеми товарами (за исключением мяса) бесплатно. Словом, не варварские способы разрешить ситуацию существуют. Возможно, киевская новосозданная комиссия о них вспомнит.
Выпуск газеты №:
№131, (2004)Section
Общество