Как работают «фабрики идей»
Архитектор из Словакии Петер Лений — о независимых культурных центрах Европы и их влиянии на общество![](/sites/default/files/main/articles/05102017/9photo.jpg)
Тотальная индустриализация оставила нам в наследство немало промышленных сооружений. Когда-то там производили кабель, ткань, бумагу или вообще пропаганду (как в здании немецкой кинокомпании UFA). Сегодня эти помещения нередко пустуют, потому что необходимость в их продукции отпала. Но их можно использовать для создания важнейшего в жизни человечества «материала» — идей. В Европе такие сооружения превращаются в креативные центры, где проводят концерты, фестивали, дискуссии и тому подобное. Понемногу это явление развивается и в Украине.
Петер Лений является автором пособия «Проектирование культурных центров», в котором рассказывается об опыте 30 таких заведений в странах Европы. В книжке описаны абсолютно оригинальные примеры: так, лондонский Village Underground появился между секциями разобранного виадука, а будапештский A38 на корабле, который когда-то перевозил камни (между прочим, сделан он в Украине). Как грамотно воспользоваться большим помещением, как найти недорогое место там, где аренда «золота», как достичь взаимопонимания с местными жителями — обо всем этом можно узнать в книжке. Информация изложена в виде коротких комментариев и советов, ее интересно почитать даже тем, кто не причастен к созданию культурных центров и сферы культуры вообще. Недавно, при поддержке Программы ЕС и Восточного партнерства «Культура и креативность», пособие перевели на украинский язык.
Сам Петер тоже недавно побывал в Украине, мы встретились во время форума по дизайн-мышлению и инновациям Design for Ukraine, который проходил в Киеве. Событие тоже организовано Программой «Культура и креативность». Мы общались в необычной локации, наподобие таких, которые исследует Петер, — на территории инновационного парка UNIT.City. Он создается на месте бывшего Киевского мотоциклетного завода, там проходил форум Design for Ukraine. В настоящий момент Петер Лений продолжает исследовать креативные пространства, теперь он сосредоточился на Словакии. «День» расспросил архитектора, что нужно учитывать тем, кто хочет создать независимый культурный центр.
«НЕКОТОРЫЕ ЦЕНТРЫ — КАК БУДТО АБСОЛЮТНЫЕ ПАНКИ»
— Петере, в своей книге вы пишете об очень разных центрах во многих странах. Впрочем, можете отметить общее в их развитии?
— Я интересовался центрами, имеющими независимые источники финансирования. То есть такими, которые не содержатся за счет, местной власти или других государственных государственным органом. Они финансируются независимыми группами, например, творческих деятелей, людьми, которые делают это, потому что верят в определенную идею. Обычно у них нет много денег. В основном, все центры с самого начала борются с недостатком средств, пытаются его компенсировать. Они не строят новых зданий, а используют старые, потому что это дешевле. К тому же обычно они выбирают сооружения, которые не интересуют кого-то другого.
КОРАБЛЬ УКРАИНСКОГО ПРОИЗВОДСТВА РАНЬШЕ ПЕРЕВОЗИЛ КАМНИ, А ТЕПЕРЬ СТАЛ КУЛЬТУРНЫМ ЦЕНТРОМ А38, КОТОРЫЙ РАСПОЛАГАЕТСЯ В БУДАПЕШТЕ. СЕЙЧАС, КАК РАССКАЗЫВАЕТ В СВОЕЙ КНИГЕ ПЕТЕР ЛЕНИЙ, НА МЕСТЕ БЫВШЕГО ГРУЗОВОГО ОТДЕЛЕНИЯ — КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ. ВСЕГО НА ПЕРЕДЕЛКУ КОРАБЛЯ АРХИТЕКТОРАМ ПОНАДОБИЛОСЬ ТРИ ГОДА
— Вы рассказываете об интересном примере из Лондона, где, собственно, не было никакого здания — мастера создали пространство Village Underground между опорами разобранного моста.
— Оно расположено в центре Лондона, где самая дорогая аренда, рядом с банками и небоскребами. Некоторое время тому назад там разобрали виадук, а опоры оставили — не знаю, почему, но они были там. И парень, который основал центр, Ауро Фокскрофт, увидел потенциал этого места. До него никто не замечал его ценности.
— Случается, местная власть начинает поддерживать такие инициативы. Как это влияет на работу центров? Ведь, с одной стороны, это может помочь в решении денежных проблем, а с другой, меняет устоявшийся порядок независимой организации.
— Каждый культурный центр должен решать, какого уровня независимости хочет. Некоторые из них, как будто абсолютные панки, очень скептично относятся к власти. Но некоторые используют модель, когда город дает им достаточно много средств. Почти каждый из культурных центров привлекает определенный вид государственного финансирования — от муниципалитета, министерства культуры и тому подобное. Однако такие структуры все равно стараются поддерживать независимость своей организации. Они хотят выбирать программу, которая будет презентоваться, стремятся быть свободными в выборе тем для дискуссий. Все зависит от каждого отдельного заведения.
«СНАЧАЛА НУЖНО РАБОТАТЬ ПО ПРИНЦИПУ «СДЕЛАЙ ЭТО САМ»
— Как продолжаете работать с темой?
— Я написал книжку о культурных центрах Европы по окончании университета, когда получил степень магистра архитектуры. Когда я закончил книгу, начал исследование для кандидатской работы. В настоящий момент работаю над диссертацией, тема которой — культурные центры. Пытаюсь сделать ее более научной, более точной, с более объективными данными. Не стараюсь охватить пространства всей Европы, потому что проводить такое исследование очень дорого. Поэтому специализируюсь на культурных центрах Словакии.
— Какие тенденции в развитии независимых культурных центров можно выделить сегодня? Ведь это явление в мире имеет достаточно большую историю. Например, Melkweg в Амстердаме, который на территории бывшей молочной фабрики создавался с 1970-х годов, это очень мощная структура.
— Был в Melkweg четыре года тому назад. Думаю, он будет существовать всегда. Некоторые центры являются «чьим-то проектом»: их создает группа людей, и когда она покидает проект, история заведения заканчивается. Melkweg является профессиональной институцией. Когда директор оставляет должность, другой человек приходит и продолжает работу. В некоторых центрах это невозможно, потому что директор является слишком важным лицом, существовать без него организация не может.
«ДУМАЮ, MELKWEG БУДЕТ СУЩЕСТВОВАТЬ ВСЕГДА! ЭТО УЖЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИНСТИТУЦИЯ», — ГОВОРИТ ПЕТЕР ЛЕНИЙ О МОЩНОМ КУЛЬТУРНОМ ЦЕНТРЕ В АМСТЕРДАМЕ, КОТОРЫЙ В 1970-Х ГОДАХ ВОЗНИК НА ТЕРРИТОРИИ БЫВШЕЙ МОЛОЧНОЙ ФАБРИКИ
Иногда случаются неожиданные события, у кого-то появляются дети, кто-то покупает дом и уже не может позволить себе работать в этом секторе. Все зависит от ситуации. Думаю, команда каждого такого центра сначала должна работать по принципу DIY («do it yourself», то есть «сделай это сам». — Авт.), без больших зарплат, отчасти на волонтерских принципах. Это занимает определенное время, пока работа не систематизируется. Каждый должен выбирать — хочет он работать с такими проектами или в коммерческом секторе. Иногда это приносит деньги, иногда — нет, но в любом случае выход на постоянный уровень занимает время.
— Можно ли говорить о коммерциализации таких центров сегодня?
— Эта сцена пестрая. Есть центры, которые используют модель, когда 50% — коммерция, как концерты популярных групп, а остальное — экспериментальная музыка, которая привлекает меньшую аудиторию. Например, в Братиславе есть культурный центр Dunaj, который работает по такому принципу. Половина — коммерческие мероприятия, другие события менее коммерческие, и эта организация работает хорошо. Также в городе есть еще один центр, А4 — он очень радикальный, там занимаются лишь экспериментальными проектами. Они имеют финансовые проблемы на протяжении всего времени своего существования, поскольку привлекают небольшую аудиторию и не так эффективны в зарабатывании денег, как коммерческие структуры. Например, там проводят фестиваль современной музыки Next. В основном, на нем играют нойз. На фестивальной сцене обычно стоит несколько людей с электронными коробками, к которым подключают провода и создают невероятный шум без структуры или мелодии. Это так, как будто они пытаются раздвинуть пределы того, что может называться музыкой. Аудитория таких событий очень маленькая и специфическая.
«ГОСТИНАЯ» ДЛЯ ОБЩЕСТВА»
— По вашему мнению, какой потенциал относительно таких центров имеет Украина?
— В Киеве видел здания, которые, очевидно, в данный момент не используются. Возможно, если бы группа людей заинтересовалась тем, чтобы устраивать события в таких местах, или если бы каким-то представителям креативного сектора понадобилось место для работы, использование таких сооружений было бы хорошим вариантом. Я не говорю о том, что они должны «вторгаться» в здание. Они могут договориться с владельцем помещения, платить определенные деньги, инвестировать в здание.
— Часто культурные центры, о которых вы рассказываете в книге, влияют на местные объединения, меняют их. В целом, какова роль общения с местными жителями для таких пространств?
— Думаю, это очень важно. Некоторые организации не беспокоятся об этом, например, А4, о которой вспоминал. Но центры, которые мне нравятся, обычно действуют как «гостиная» для местной общины. То есть, когда нужно обсудить какую-то тему, касающуюся общества, они могут становиться площадкой, где это будет происходить. Например, Stanica Zilina-Zarieсie в словацком городе Жилина. Там была проблема с велодорожкой, это обсуждалось в центре, и в конечном итоге члены организации физически помогли построить эту дорожку неподалеку от них. Также в Жилине проходили выборы представителя местной власти, и центр предоставил место для дебатов кандидатам.
— Каким вы видите будущее креативных индустрий?
— В такие индустрии сегодня вкладываются большие государственные средства. Европейский Союз тоже выделяет финансирование для них, и речь идет о больших суммах. Это уместно, потому что помогает начать тот или иной проект. Но не могу утверждать, что эти средства действительно помогают производить что-то, обеспечивают постоянство структуры. Моя архитектурная студия 2021 работает на территории пространства Nova Cvernovka в Братиславе. Эта институция открылась недавно. Важно, что с самого начала все просчитано, есть финансовая модель, которая базируется на прибыли от бара и аренды, — вот, например, мы платим за аренду. Система настроена, и мы можем быть уверены в будущем. А некоторые центры ориентируются на пожертвования и внешние средства, они не могут сами заниматься своим развитием.
Выпуск газеты №:
№178-179, (2017)Section
Общество