Перейти к основному содержанию

Как сделать остановки безопасными?

«Надеюсь, для нового министра инфраструктуры одним из приоритетов будет сокращение потерь человеческих жизней в ДТП», - эксперт
05 мая, 14:48
Фото Николая ТИМЧЕНКО, "День"

Ежедневно в городах Украины происходят дорожно-транспортные происшествия, в которых становятся пострадавшими водители и прохожие. По данным Государственной службы статистики, в 2015 году в стране в целом произошло 138 500 ДТП, в которых погибли четыре тысячи человек.

Между тем страны ЕС намерены к 2020 году наполовину сократить число погибших в ДТП. Так, в Латвии, которая, по данным Еврокомиссии, занимает одно из первых мест в ЕС по количеству погибших в дорожно-транспортных происшествиях, в 2015 году в целом произошло 16 904 ДТП, в которых погибли 187 человек. Разница с Украиной вырисовывается колоссальная.

Для европейских стран безопасность своих граждан - основа национальной политики. Мировые исследования доказывают, что большинство ДТП происходят в городах, поэтому в ЕС создается максимально безопасная городская инфраструктура, где пешеходы становятся главным приоритетом.

В то же время в городах Украины наблюдаем принципиальные отличия от европейских стандартов безопасности. А именно – происходят ДТП на остановках, казалось бы, вполне безопасных участках. За последние годы в стране произошло несколько таких трагедий, в которых гибли люди.

Сегодня под зданием Министерства инфраструктуры состоялась акция «За безопасные общественные остановки», которую инициировала общественная организация «Институт успешного города». Активисты и неравнодушные киевляне призвали нового министра инфраструктуры Украины Владимира Омеляна обратить внимание на проблему безопасности людей на остановках транспорта. Для этого участники акции вышли с плакатами, на которых перечислялись трагические ДТП на остановках в городах Украины за последние годы.

«Поднять этот вопрос мы решили после ряда трагических случаев, произошедших в марте 2016 года. Так, в Житомире 5 марта этого года автомобиль Peugeot въехал в остановку общественного транспорта и убил восьмилетнего мальчика. И уже на следующий день, 6 марта, произошла аналогичная авария в Киеве! Это тот случай, когда Lexus на Богатырской въехал в остановку общественного транспорта, где находилось два человека, один из которых погиб... Мы начали исследовать ДТП на остановках в Украине за последние пять лет, изучили мировой опыт и пришли к выводу, что установление специальных защитных сооружений - это проверенное средство повышения безопасности. Понятно, что в стране много вопросов, требующих срочного решения. Однако сохранение жизни человека должно быть главным приоритетом. Надеемся, что новый министр нас услышит», - отмечают участники акции.

Сейчас ОО «Институт успешного города» инициировала сбор подписей под петицией к властям Киева по установлению защитных конструкций на остановках. «День» расспросил представителя общественной организации «Институт успешного города» Арсения Пушкаренко о сегодняшней ситуации с безопасностью пассажиров на остановках и возможности уменьшения количества ДТП с трагическим финалом.

- Как вы считаете, является ли вопрос безопасности людей на остановках общественного транспорта одним из приоритетов инфраструктурной политики Украины в современных условиях?

- Конечно, он должен стать одним из них, если говорим о европейской развитой Украине. В странах Евросоюза главный приоритет отдается пешеходам, затем - велосипедистам и общественному транспорту и только после этого - автомобилям и грузовикам. Поэтому обеспечение безопасности пешеходов и людей, которые ждут общественный транспорт, является одним из ключевых аспектов фундамента инфраструктуры развитой страны.

- Что, на ваш взгляд, становится причинами ДТП на остановках?

- Часто виновным в ДТП называют водителя авто, который не соблюдает правила дорожного движения в городе, однако ситуации бывают разные: технические неисправности автомобиля, внезапное ухудшение состояния здоровья водителя. В таких случаях сложно назвать «виновного». Гибель людей на остановках общественного транспорта является результатом безответственности органов власти, которые отвечают за строительство, содержание и эксплуатацию объектов транспортной инфраструктуры, а не просто трагической случайностью.

На запрос «Института успешного города» относительно информации о количестве ДТП на остановках в Украине за последние пять лет, в Госстате и Нацполиции объяснили, что есть только общие цифры о количестве ДТП без привязки к месту аварии, а ведение статистики по указанным критериям государством не предусмотрено. Получается, о подобных случаях общество узнает только благодаря родственникам пострадавших или неравнодушным активистам, которые рассказывают о ситуации в СМИ. Однако, если мы позиционируем себя европейской страной, проблемные вопросы должны решаться, а не замалчиваться.

- Как, с вашей точки зрения, можно улучшить ситуацию с безопасностью на остановках общественного транспорта?

- Успешный мировой опыт подсказывает, что для обеспечения безопасности пассажиров на остановках общественного транспорта наиболее продуктивным инструментом являются специальные защитные конструкции. Например, в странах ЕС на остановках устанавливают невысокие металлические столбики по краю проезжей части, которые могут уменьшить силу удара автомобиля. Такой вариант гарантирует безопасность людей на остановке при небольших скоростях автомобилистов – где-то  40-60 километров в час. В черте города - отличный вариант решения проблемы.

Если же остановка находится за городом, на трассах, где скорость автомобиля превышает 100 километров в час, уже нужны массивные защитные конструкции. Как, например, бетонные блоки, которые устанавливаются на границе дороги и тротуара и могут выдержать сильный удар.

- Такие защитные сооружения не станут препятствием для свободного передвижения людей с особыми потребностями?

- Если мы говорим о металлических столбиках (боллардах. - Авт.) для остановок общественного транспорта в пределах города, то при их правильной установке трудностей с передвижением людей с особыми потребностями не будет. Вообще, сегодня лучшим примером использования защитных сооружений на остановках общественного транспорта являются автоматизированные «поворотные колонки» в скандинавских странах. Там в общественный транспорт встроен специальный электронный идентификатор, и когда автобус подъезжает к остановке, водитель нажимает на кнопку, после чего столбики уходят под землю, освобождая проход для пассажиров. А когда автобус отъезжает, защитные сооружения снова поднимаются. Однако пока это достаточно дорого и технически сложно для Украины.

- Как, по вашему мнению, можно изменить ситуацию с безопасностью на украинских дорогах?

- Создание безопасных дорог и для пешеходов, и для водителей - это результат совместной работы власти и общества. Важно не просто провести «косметические» инфраструктурные изменения, но и работать с сознанием граждан страны, начиная с детства - в школах, семьях. Драконовские штрафы за нарушения, установление защитных сооружений, улучшение дорожной инфраструктуры - это превентивные меры. Мы будем жить в стране с безопасными дорогами только тогда, когда и водители, и пешеходы будут уважать правила, а власть обеспечит надлежащие условия их выполнения.

- Сейчас вы инициировали петицию в Киевсовет по установлению защитных конструкций на остановках общественного транспорта. Каковы дальнейшие планы «Института успешного города» для решения вопроса безопасности пассажиров на остановках?

- Петиция - это лишь инструмент для того, чтобы актуализировать тему безопасности на остановках и поднять вопрос среди общественности. В ближайшее время мы планируем проведение общественной кампании, сбор подписей, создание экспертной группы, определения наиболее опасных участков, где расположены общественные остановки, мониторинг ситуации и подобных ДТП. Цель - внедрение пилотного проекта в Киеве, затем его распространение на всю Украину. Призываем присоединиться к кампании неравнодушных граждан. В отдельных городах Украины уже есть активисты, которые хотят присоединиться к проекту.

- Что бы вы посоветовали новому министру инфраструктуры Украины для решения вопроса безопасности на дорогах?

- Я надеюсь, что для нового министра инфраструктуры одним из приоритетов будет сокращение потерь человеческих жизней в дорожно-транспортных происшествиях.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать