Перейти к основному содержанию

Как улучшить результат?

В мировом рейтинге стран по уровню общего образования Украина заняла 38-ю позицию из 76-ти
20 мая, 10:22
НАША СИСТЕМА СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОКАЗАЛАСЬ ЛУЧШЕ, ЧЕМ ГРЕЧЕСКАЯ И ИЗРАИЛЬСКАЯ, НО ЗНАЧИТЕЛЬНО УСТУПАЕТ РОССИЙСКОЙ, ЛИТОВСКОЙ И ЛАТВИЙСКОЙ / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Организация экономического сотрудничества и развития составила рейтинг стран по уровню образования в общеобразовательных учебных заведениях. Рейтинг составили на основе тестирований 15-летних школьников  по математике и другим точным наукам. Лидерами рейтинга образования стали страны Азии: Сингапур, Гонконг, Южная Корея, Япония и Тайвань. Интересно, что Сингапур до 60-х годов имел очень высокий уровень неграмотности. Теперь же это страна с достаточно специализированной, жесткой системой образования, которая направляет учеников на достижение наивысших результатов. Также в первый десяток вошли: Финляндия, Эстония, Швейцария, Нидерланды, Канада.

Украина в рейтинге заняла 38-ю позицию из 76-ти стран. Наша система образования оказалась лучше, чем греческая и израильская, но значительно уступает российской, литовской и латвийской. Великобритания в этом рейтинге оказалась на 20-й позиции, а США — на 28-й. Наихудший результат показали страны Африки.

Выводы исследователей представят на Всемирном образовательном форуме в Южной Корее, где Организация Объединенных Наций планирует провести конференцию о мероприятиях повышения уровня мирового образования до 2030 года.

Ирина КОГУТ, эксперт по вопросам образования Аналитического центра CEDOS (бывший Центр исследований общества):

— Сравнительные исследования разных аспектов образовательных систем, которые проводит Организация экономического сотрудничества и развития, многочисленны и охватывают разные аспекты: управление образованием, финансирование, влияние на жизненные траектории учеников, подготовка учителей, образовательная политика и реформы.

Если посмотреть на страны с первого десятка рейтинга, то мы увидим, что они имеют очень разные образовательные системы. Для Сингапура, Тайваня, Кореи, которые взлетели в образовательных рейтингах за последние 5-10 лет, характерной чертой является чрезвычайно высокая мотивация учеников и очень большое количество времени, которое они уделяют учебе. Образование в этих странах  достаточно жесткое, требования к ученикам очень высокие. Там успехи в учебе являются залогом социального роста и состоятельной жизни. Бурный экономический рост повлек быстрое социальное и имущественное расслоение, и образование является основным путем, который позволяет попасть в «средний класс». Финляндия же, например, совсем другая — это общество с высокой степенью социального равенства, где доступ к образованию, в том числе начальному, имеют все дети, где учителя и ученики пользуются очень большой автономией, но в то же время и поддержкой со стороны государства. Финляндия смогла соединить высокие требования учебного плана с личной свободой и заинтересованностью учеников. Впрочем, можно выделить и общие черты в образовательных системах этих стран — прежде всего, это уровень подготовки учителей, престижность и уважение к этой профессии.

    Относительно Украины, то, чтобы получить высшую позицию в рейтинге, необходима модернизация учебных планов и программ, реформа подготовки педагогических кадров (более суровый отбор, осовременить содержание и методику обучения), повышение заработной платы учителям, расширение автономии школ как наружу (то есть дебюрократизация), так и внутри (демократизация управления школой), выравнивание качества образования в разных заведениях (прежде всего, между городскими и сельскими школами). Также стоит направить больше ресурсов, усилий на подготовку и повышение квалификации учителей.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать