Как выехать из замкнутого круга
Если не начать исправлять ситуацию уже сегодня, то в ближайшие два-три года транспортную систему Украины ожидает полный крах. Таким был лейтмотив выступлений, прозвучавших на пресс-конференции в Украинском транспортном союзе.
Особенно разителен регресс, произошедший в последние годы на автотранспорте. Автобусный парк изношен более чем на 80% и средств на его восстановление у предприятий нет. По словам президента Всеукраинской ассоциации автомобильных перевозчиков Виталия Ревы, в ближайшее время потребуется приобрести 54 тыс. новых автобусов при средней стоимости $40 тыс. за автобус — нетрудно подсчитать, что сумма получится весьма внушительной. Даже наиболее благополучный вид общественного транспорта — метро — стал испытывать серьезные финансовые затруднения. Как сообщил начальник Киевского метрополитена Михаил Балацкий, с осени прошлого года плата за электроэнергию возросла на 1 млн. грн.
Другой аспект транспортной проблемы — потери от перевозки пассажиров льготных категорий. Таких сейчас насчитывается 12 млн. человек и они составляют 60% от числа пассажиров. Компенсации за их перевозку транспортники практически не получают: из необходимых 1 млрд. грн. в 1998 г. получено всего лишь 75 млн. грн. В этих условиях не остается иного выхода, как добиваться повышения тарифов на транспортные услуги. Но «потянет» ли наше обнищавшее население новую плату за проезд, если она составит, скажем, 1 гривну?
По образному выражению президента Украинского транспортного союза Евгения Марчука, в транспортной сфере возник замкнутый круг: 1 млрд. грн. — это необходимая компенсация за перевозку льготников и 1 млрд. грн. — средства, требуемые на замораживание тарифов. Таким образом, государство должно выделить транспортным хозяйствам 2 млрд. грн. В том, с какой стороны подойти к решению проблемы, не ущемляя интересов транспортников и тех, кому действительно требуются льготы, и состоит, по словам Е.Марчука, та государственная мудрость, которая, в конечном счете, когда-нибудь восторжествует.
Пока же в госбюджете на 1999 год на эти цели не предусмотрено ни копейки. Тем не менее Украинский транспортный союз разработал конкретные предложения по улучшению состояния пассажирских перевозок. К числу первоочередных мер народный депутат Е. Марчук относит проведение взаимозачетов между Чернобыльским и Пенсионным фондами и транспортниками. Предлагается также освободить доходы автопредприятий от уплаты НДС, оставить в распоряжении транспортников все амортизационные отчисления, освободить их от уплаты акцизного сбора на топливо. Что касается проблемы льгот на транспорте, то, по мнению Е. Марчука, ее необходимо упорядочить в законодательном порядке. Все эти меры, считает президент Украинского транспортного союза, позволили бы создать стартовую площадку для последующих преобразований на транспорте.
Выпуск газеты №:
№29, (1999)Section
Общество