Как выработать моду на сохранение природы?
Об этом «День» беседовал с директором Тернопольского областного эколого-натуралистического центра учащейся молодежи Иваном ГЕРЦОМ
Вчера на Тернопольщине завершился Всеукраинский педагогический семинар-практикум директоров эколого-натуралистических центров учащейся молодежи. Педагоги обсудили вопрос личностно ориентированных образовательных технологий и их использования в работе внешкольных учебных заведений эколого-натуралистического профиля, обменялись опытом. А поскольку 2013-й провозглашен Украинской греко-католической церковью годом Веры, то в Зарванице педагоги продолжили работу, рассматривая вопрос совмещения экологии окружающей среды и экологии души. Как отметил директор Национального эколого-натуралистического центра Министерства образования и науки Украины Владимир Вербицкий, наибольшая ценность юннатского движения в Тернопольской области в том, что за 65 лет его деятельности педагогические коллективы сделали серьезное дело и выработали уже свой стиль и свою моду на сохранение природы.
— Если говорить об экологической культуре, то формировать ее нужно у человека постепенно, — начал беседу Иван Иванович. — В Украине есть концепция экологического образования, разработанная Министерством образования и науки, и она как раз освещает основные этапы формирования экологической культуры и сознания по вертикали и по горизонтали. Что это значит? По вертикали — формирование экологической культуры и сознания, начиная с дошкольного образования и заканчивая вузами. На самой вершине пирамиды — институт последипломного педагогического образования, где педагогам во время повышения квалификации даются материалы по экологическому образованию. Что касается так называемой горизонтали, то речь идет об экологизации всех учебных предметов, а не только биологии или географии.
Если рассматривать те проблемы, которые существуют в окружающей среде, то становится понятно, что нельзя объяснить явление озоновой дыры или парникового эффекта без знания физики или химии. Исторические предметы же нам объясняют, как происходила экспансия человека в природу. Сначала это была обычная вырубка леса для участков, чтобы заниматься земледелием, а теперь речь идет о вырубке лесов с иной целью. А если взять войны. История с экологическим подходом имеет огромный материал, чтобы объяснить, что сейчас при ведении войн используют различные химические элементы, ядовитые вещества, дефолианты. Я уже не говорю об экологизации учебных предметов, таких как литература, язык. А изобразительное искусство? Оно имеет огромное пространство для того, чтобы формировать у ребенка элементы экологической культуры. И потому, если педагоги поймут это, то мы будем иметь позитив. Мы почему-то никогда не говорим о том, что огромную роль в формировании экологической культуры играют музеи, картинные галереи. Эти экскурсии оказывают огромное позитивное влияние, но должны быть систематическими. В последние годы большую позитивную роль начала играть церковь. И она также имеет большое влияние на взрослое население. Одним словом: если взять и формальное, и неформальное образование, то тогда можно говорить речь о целостной картине формирования экологического образования.
Еще в далеком 1948-м в райцентре Залещики была создана областная станция натуралистов. Сейчас кроме того что мы проводим повседневную природоохранную практическую работу, агробиологические исследования, также привлекаем наших школьников к всевозможным международным, всеукраинским, региональным конкурсам. Есть у нас акции «Заповедные деревья», «Источник», «Малым рекам чистую воду» и другие. И вы бы почитали те своего рода отчеты, итоги, которые присылают нам ученические кружки, клубы, исследующие растительный или животный мир. Например, школьники пишут, как они помогают вместе с родителями птицам. И я убежден, что у этого ребенка никогда не поднимется рука причинить вред природе. Так и формируется экологическая культура.
Тернопольцы первыми в Украине учредили такую форму работы, как экологические агитбригады. Я вот перед нашей встречей просмотрел свои записи и нашел, что впервые они появились у нас еще в 1983 году, благодаря учителю биологии, отличнику образования Анастасии Кирилловне Башуцкой. Эта форма имеет широкую цель — посильно привлечь детей к решению тех экологических проблем, которые могут быть ими решены. Если ребенок, например, сделал замечание взрослому, то мне кажется, что взрослый уже задумается, прежде чем бросить бумажку или пустую бутылку.
Выпуск газеты №:
№107, (2013)Section
Общество