Как «выселяют» парки
К чему ведет бездумная вырубка деревьев в КиевеПросто так деревья в столице не рубят, это вам скажет каждый киевлянин, да и житель другого мегаполиса страны, где интересы застройщиков берут верх над зелеными парками. Поэтому увиденные горожанами 13 пеньков, оставшихся от вековечных деревьев в парке Национального технического университета «Киевский политехнический институт имени Игоря Сикорского», породили ряд слухов. Возможно, это опять берутся за свое бизнесмены, проталкивая идею застройки посреди зеленой зоны? Или же коммунальщики рубят якобы аварийные деревья ради продажи древесины?
Если бы в Киеве действовали четкие и прозрачные правила относительно того, кто и когда рубит деревья, какая за это ответственность и тому подобное, возможно, история с парком КПИ не вызвала бы такого резонанса. А так пришлось объяснять, что произошло в действительности, и в коммунальном объединении «Киевзеленстрой», чьи сотрудники производили вырубку, и в ректорате университета.
ЧТО СЛУЧИЛОСЬ В ПАРКЕ КПИ?
Так, в Соломенском отделении КО «Киевзеленстрой» отчитались, что зимой университет пригласил работников коммунального предприятия на проверку состояния деревьев. Далее коммунальщики подготовили акт проверки, в котором указали, что нужно срезать 13 деревьев в связи с их аварийностью, еще одно подлежит санитарной обрезке. Самому старому дереву было 100 лет — это ель европейская. Ее спилили, поскольку, по определению коммунальщиков, она на 80% была сухостоем. Эти документы обнародовало интернет-издание «Хмарочос».
Проректор по административно-хозяйственной работе КПИ Петр КОВАЛЕВ также успокаивал киевлян в комментариях журналистам, что рубить просто так ничего не планировали. На аварийность деревьев сетовали жильцы прилегающих домов, якобы ветки с них падают на машины. По словам проректора, перед входом в первый корпус было две ивы и одна ель, с которой уже падала большая ветка. Также Петр Ковалев заверил, что КПИ посадит шесть новых елей в октябре-ноябре, когда будет благоприятное для этого время.
«ЗАБОТЛИВЫЕ» КОММУНАЛЬЩИКИ
Впрочем, события в парке КПИ похожи на цветочки. Ягодки увидим, если застроят Совские пруды, Беличанский или Быковнянский лес. Эти объекты теперь в зоне риска. Немало зеленых зон уже почувствовали на себе «заботу» коммунальщиков. Так, на территории сквера, что на проспекте Победы, 133—135, у озера №14 в прошлом году срубали якобы аварийные деревья, а вскоре установили коммерческие домики для отдыха.
Несколько лет назад во дворах по улице Саксаганского, 123—127 застройщики хотели возвести высотку. Но жильцы прилегающих домов защищали свой дворик от уничтожения практически физической силой: сносили заборы, дежурили во дворе и оббивали пороги правоохранительных органов. Сейчас здесь сквер. Но такой хеппи-энд бывает не всегда
Помните, как били тревогу работники Национального музея истории Украины, когда узнали, что у подножия Старокиевской горы, на которой стоит заведение, тоже началась непонятная вырубка деревьев? Коммунальщики работали бензопилой на Пейзажной аллее, около парка «Феофания», на горе Зверинец, где местные перекрывали дорогу автомобилям, протестуя против строительства жилищного комплекса.
Недавно угроза нависла над Протасовым яром. Несколько его гектаров Киеврада отдала инвесторам еще в конце 2000-х. Тогда все завершилось на этапе бумажной подготовки проекта застройки. Недавно член комиссии Киеврады по вопросам градостроения, архитектуры и землепользования Владимир Назаренко сообщил, что Протасов яр таки готовят под сплошную вырубку для возведения гостиницы.
Национальный музей народной архитектуры и быта Украины в Пирогово тоже переживает нелегкие времена. Активисты общественной организации «Екозагін» рассказывают, что часть музея, которая представляет ландшафт Карпат, изувечена. От вековых деревьев остались только пеньки.
БЕЗЗАЩИТНЫЕ ЗЕЛЕНЫЕ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
Официально, по данным киевских лесхозов, за последние десять лет в Киеве под вырубку попали полтора гектара зеленых насаждений. Экологи советуют множить эту цифру минимум на два. Так, ранее директор Киевского эколого-культурного центра Владимир БОРЕЙКО рассказывал, что наибольшие масштабы вырубки были в Пуще-Водице и Межигорье. Летом прошлого года сотрудники центра проводили рейд на территории Межигорского лесохозяйства и обнаружили, что под видом санитарных рубок были срезаны двухсотлетние сосны. Деревья грузили на лесовозы, а лесники сжигали щепки.
Вековые деревья с давней историей растут и в самом Киеве. Получается, ничто не защищает липу Петра Могилы около фундамента Десятинной церкви, столетние липы и каштаны на территории Киево-Печерской лавры, давние березы на территории усадьбы Национального союза писателей Украины или один из самых старых в Киеве дуб Кристера, которому около 500 лет.
В любой момент коммунальщики могут составить акты проверки этих зеленых достопримечательностей, признать их трухлявыми, дуплявыми или сухими и смело браться за пилу. Кстати, несколько лет назад активисты познавательного проекта «Зеленый фонарик» разработали интерактивную карту выдающихся деревьев столицы. Теперь их в перечне 165. Активисты стараются пополнять этот список, выясняя параллельно, в каком состоянии зеленые достопримечательности, и таким образом привлекать к ним внимание общества и власти.
«ТАКОГО НЕДОСМОТРА ЗА ДЕРЕВЬЯМИ Я ЕЩЕ НЕ ВИДЕЛ»
Прошлой осенью сохранением вековых деревьев прониклась постоянная комиссия Киеврады по вопросам экологической политики. Депутаты проголосовали за разработку системной комплексной стратегии сохранения многолетних деревьев. Отмечалось, что город приобретет уникальное оборудование для неинвазивного (без поражения) обследования деревьев, будет произведена инвентаризация вековых деревьев, а также появится план мероприятий по их профилактике и лечению.
Больше новостей об этой стратегии не было. Эколог и сотрудник национального природного парка «Голосеевский» Александр СОКОЛЕНКО говорит, что на что-то большее, чем заявления, и не стоит рассчитывать. В качестве примера эколог приводит факт, что несколько раз город принимал программу вакцинации конских каштанов от каштановой моли, но все закончилось несколькими сюжетами на телевидении.
«Если город не в состоянии поливать деревья, то что говорить о каких-то стратегиях, — продолжает Александр Соколенко. — Главная цель предприятий, которые занимаются обслуживанием зеленых насаждений, — списать побольше денег на определенную работу. Иллюстрацией работы коммунальщиков является ужасное состояние зеленых насаждений в столице. Такого сплошного усыхания и недосмотра я еще не видел. Мы видим бестолковую систему озеленения в городе. Далеко ходить не нужно, посмотрите на клумбы и деревья на Крещатике, их никто не поливает. Около Бессарабского рынка посадили сосны, а они засохли».
«Системы капельного полива в городе нет, поливка из бочек недейственна. Это часто делают днем, в жару, и половина влаги просто испаряется. А если бы та же мульча, которую можно было бы получить от измельчения срубленных деревьев, рассыпалась вокруг прикорневой системы, она бы, естественно, удерживала влагу. Но Киев этого не делает. Огромное количество средств «проваливается», как будто в бездну. Например, на проспекте Бажана, от станций метро «Вырлица» до «Харьковской» и «Позняков», высажены сотни лип, но они засохли. А потом нам чиновники расскажут, что так бывает, мы посадим новые. При этом купят деревья по завышенным ценам, и заплатят за это опять же киевляне», — резюмирует Александр.
«НУЖЕН МЕХАНИЗМ НАКАЗАНИЯ»
Несколько лет назад во дворах по улице Саксаганского, 123—127 застройщики хотели возвести высотку. Но жильцы прилегающих домов защищали свой дворик от уничтожения практически физической силой: сносили заборы, дежурили во дворе и оббивали пороги правоохранительных органов. Сейчас здесь сквер. Но такой хеппи-энд бывает не всегда.
«Нам удалось отстоять сквер, потому что мы вышли с четкими требованиями, чтоб здесь должна быть зеленая зона. Без каких-либо торгов, что вот вы нам дом покрасите, а мы что-то позволим. Только так что-то получается, — делится опытом Лидия ГОНЧАРЕНКО, председатель общественной организации «Барви життя». — Но сейчас ситуация в городе такая, что нет доверия ни к «Киевзеленстрою», ни к правоохранительным органам, вообще ни к кому. На улице Львовской, 15 несколько лет назад вырубали прекрасные деревья, корабельные сосны (сейчас там строится ЖК «Святобор». — Авт.), и акт был подписан именно «Киевзеленстроем», после чего началась массовая вырубка. Раньше хоть как-то учитывались интересы общественности, с ней советовались, а теперь приходят и просто рубят для застройки или под какой-то киоск».
«Вот сейчас в Германии активно распространяют историю, как в одном городе все граждане ходят и поливают дерево, которому 130 лет. У нас просто по-варварски вырубают деревья. Зачем? Чтобы засадить новыми и списать под это деньги, как было с каштанами на Крещатике? Сейчас перейдена грань здравого смысла и законности. Все делается только для того, чтобы на территориях хорошо нажиться. Именно так вырубались дубы в Пуще-Водице, — констатирует активистка. — Общество перешло в инертную стадию, потому что со времен Майдана ни один застройщик не был наказан. Мы обращались в НАБУ и Специализированную антикоррупционную прокуратуру, они пооткрывали уголовные дела на застройщиков, но ничего не происходит. Пока не будет механизма наказания, до тех пор будут вырубаться деревья».
Выпуск газеты №:
№152, (2018)Section
Общество